Финансовые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 21:43, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе рассмотрены особенности финансовой системы и финансовой политики государства, а, в частности:

- найдены определения финансов и финансовых отношений;

- рассмотрена финансовая система РФ;

- исследованы в отдельности каждое из звеньев финансовой системы РФ;

- найдено определение сущности налогов, рассмотрены их виды, функции;

- обращено внимание на роль налогов при осуществлении государством своих важнейших функций;

- проанализирована финансовая политика РФ, определены её основные цели;

- рассмотрены направления развития двух основных линий финансовой политики: бюджетной и фискальной;

- рассмотрено за счет, каких налогов происходят основные поступления в бюджет РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3-4

1 Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура………………………………………………………....5-14

2 Сущность, виды и функции налогов……………………….…15-22

3 Особенности финансовой политики в РФ……………………23-28

Заключение……………………………………………………..29-31

Список использованной литературы…………………………......32

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 153.50 Кб (Скачать документ)
 

Содержание 
 
 

   Введение…………………………………………………………..3-4

1 Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура………………………………………………………....5-14

    2 Сущность, виды и функции налогов……………………….…15-22

    3 Особенности финансовой политики в РФ……………………23-28

   Заключение……………………………………………………..29-31

   Список  использованной литературы…………………………......32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     Финансы – неотъемлемый элемент  общественного воспроизводства  на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать  индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Россия переживает сегодня большие трудности в сфере экономики и финансов.

     Состояние финансовой системы  всегда является показателем  развития экономики страны, её  эффективности. В качестве проблем  современного общества, которые  призвана решать финансовая система,  можно назвать недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, медленную адаптацию к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др. 

     Много внимания государство должно уделять и реализации финансовой политики в стране, так как её отрыв от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей государства. Финансовая политика  призвана обеспечить повышение объёма и эффективности использования финансовых ресурсов, оздоровление и структурную перестройку экономики, достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства.

     В данной курсовой работе рассмотрены особенности финансовой системы и финансовой политики государства, а, в частности:

- найдены определения финансов и финансовых отношений;

- рассмотрена финансовая система РФ;

- исследованы в отдельности каждое из звеньев финансовой системы РФ;

- найдено определение сущности налогов, рассмотрены их виды, функции;

- обращено внимание на роль налогов при осуществлении государством своих важнейших функций;

- проанализирована финансовая политика РФ, определены её основные цели;

- рассмотрены направления развития двух основных линий финансовой политики: бюджетной и фискальной; 

- рассмотрено за счет, каких налогов происходят основные поступления в бюджет РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура. 

     Финансы - совокупность объективно  обусловленных экономических отношений,  имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и  материализуемых в денежных доходах  и накоплениях, формируемых в  руках государства и субъектов  хозяйствования для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворение социальных и других потребностей.

      Финансовые отношения – это  отношения по поводу формирования  и использования целевых денежных  фондов на разных уровнях хозяйствования.

     Анализ закономерностей развития  финансов в разных условиях  общественного воспроизводства  свидетельствует о наличии общих  признаков в их содержании. Это  обусловлено сочетанием объективных  причин и условий функционирования  финансов. Среди этих условий выделяют два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. Однако общие признаки всех финансовых отношений не включают определенные различия между ними.

     В связи с этим финансовая  система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. В основе финансовой системы любой страны лежат структура этих фондов, система налогообложения как основной источник их формирования и принципы их расходования. Рыночная экономика требует организации финансовой системы на принципах фискального федерализма, в основе которого лежит перераспределение средств между различными уровнями.

     Финансовая система РФ включает  следующие звенья финансовых  отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный  кредит, фонды страхования, фондовый  рынок и финансы предприятии  различных форм собственности.

     Все вышеперечисленные финансовые  отношения можно разбить на  две подсистемы. Это общегосударственные  финансы, обеспечивающие потребности  расширенного воспроизводства на  макроуровне и финансы хозяйствующих  субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

     Разграничение финансовой системы  на отдельные звенья обусловлено  различиями в задачах каждого  звена, а также в методах  формирования и использования  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

     Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы.

     Несмотря на разграничение сферы  деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система — единая система, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев. 

   1.1. Государственный бюджет.

      Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств, для обеспечения функций органов государственной власти.

     Государственный бюджет является  основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Его основное назначение - создание условий для эффективного развития экономики и решения общегосударственных и социальных задач.

     В управлении бюджетным процессом  принимают участие все органы государственной власти и управления РФ, однако центральное место в этом процессе занимает Министерство финансов РФ.

     Бюджетное устройство - это организация  бюджетной системы, принципы ее  построения, совокупность бюджетов  государства. Организационная структура включает республиканский бюджет, 21 бюджет республик в составе РФ, 55 краевых  и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов   автономных округов, бюджет автономной Еврейской области и около 29 тыс.  местных бюджетов.

     Наиболее сложная проблема в  бюджетном устройстве - бюджетный  федерализм,  т.е. взаимоотношения  центра и регионов. В соответствии  с законодательством РФ доходная  часть территориальных бюджетов  должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.

     Закрепленные доходы - это доходы, полностью поступающие в соответствующие  бюджеты, например, налог на имущество  предприятий для бюджетов РФ  и налоги на имущество физических  лиц для местных бюджетов.

     Регулирующие доходы - средства, передаваемые  из вышестоящего звена бюджетной  системы нижестоящему бюджету. 

     Дотации - средства, передаваемые  из вышестоящего бюджета в  твердой сумме для сбалансирования  нижестоящего бюджета при его дефиците.

     Субвенции — средства на возмещение  текущих расходов и на финансирование  инвестиционной деятельности.

     Кредитные ресурсы - средства, предоставляемые  на кредитной основе, т.е. на  основе платности и возвратности.

     Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной классификации, представляющую собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации сгруппированных кодов. Это обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

     Исполнение бюджета - это работа по обеспечению полного и своевременного поступления налогов и других платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года. Эта работа возложена на Министерство Финансов РФ, Государственную налоговую службу, Государственный таможенный комитет и их подразделения на местах.

     Исполнение бюджета осуществляется  на основе бюджетной росписи  доходов и расходов - основному оперативному плану распределения доходов и расходов по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставлены сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств.

     Организация исполнения бюджетов  возложена на Федеральное казначейство РФ - структуру Министерства Финансов, которое осуществляет с единого (главного) счета Федерального  казначейства все операции со всеми государственными федеральными ресурсами.  Все остальные счета, открытые казначейством в учреждениях банковской системы служат  для транзитного перемещения бюджетных  средств на счеты субъектов, финансируемых за счет федерального бюджета. Счетная палата, осуществляет контроль за исполнением Федерального Бюджета.

     1.2. Внебюджетные фонды.

     Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет: Пенсионного фонда РФ, Государственного фонда занятости населения, Российского фонда технологического развития и отраслевых фонды НИОКР, Фонда инвестирования жилищного строительства, и др.

     Формирование внебюджетных фондов  осуществляется за счет обязательных  целевых отчислений, которые для  обычного налогоплательщика ничем  не отличаются от налогов. Основные  суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.

     Внебюджетные фонды имеют строго  целевое назначение, что гарантирует использование средств, в полном объеме. Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия.

     В отличие от государственного  бюджета расходование средств  внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование; с другой - дает возможность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходом средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.

     1.3. Государственный кредит.

Информация о работе Финансовые отношения