Финансовые отношения в Русской Правде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:02, реферат

Описание

Ру́сская Правда— правовой кодекс Руси. Правда Ярослава основана на устном законе и обычном праве Руси.
Русская Правда содержит в себе прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян.

Работа состоит из  1 файл

Финансовые Отношения в Русской Правде.docx

— 18.60 Кб (Скачать документ)

Ру́сская Правда— правовой кодекс Руси. Правда Ярослава основана на устном законе и обычном праве Руси. 
Русская Правда содержит в себе прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян.

«Русская правда» содержит явные следы характерного для  традиционных обществ принципа ответственности — «кровной мести». Уже в ст. 1 КП говорится «Аже оубиеть мужъ мужа, то мьстити брату брата, любо отцю, ли сыну, любо братучадо, ли братню сынови»

Осложнённая кара за наиболее тяжкие преступления: за разбой, поджог и конокрадство преступник подвергался  не определенной денежной пене в пользу князя, а потере всего имущества  с лишением свободы.

Княжеские пени и частные  вознаграждения представляют в Русской Правде целую систему; они высчитывались на гривны кун. За убийство взималась денежная пеня в пользу князя, называвшаяся вирой, и вознаграждение в пользу родственников убитого, называвшееся головничеством. Вира была троякая: двойная в 80 гривен кун за убийство княжего мужа или члена старшей княжеской дружины, простая в 40 гривен за убийство простого свободного человека, половинная или полувирье в 20 гривен за убийство женщины и тяжкие увечья, за отсечение руки, ноги, носа, за порчу глаза. Головничество было гораздо разнообразнее, смотря по общественному значению убитого. Так, головничество за убийство княжего мужа равнялось двойной вире, головничество за свободного крестьянина 5 гривнам. За все прочие преступные деяния закон наказывал продажею в пользу князя и уроком за обиду в пользу потерпевшего.

После принятия в X в. христианства значительная часть земель сосредоточилась  в руках церкви, монастырей, духовенства. Появляется другая категория феодалов — дворцовые слуги, служивые люди, получавшие землю за службу и на время службы.

Все группы феодалов находились в отношениях сюзеренитета-вассалитета. Верховным сюзереном был великий  князь, его вассалами — местные  князья — сюзерены своих бояр и  служилых людей. Феодалы-вассалы в  качестве вознаграждения за службу получали земельные владения. Это усиливало  зависимость крестьян, которые им платили ренту.

В Древнерусском государстве  складывалась типичная для феодализма иерархическая организация различных  групп господствующего класса феодалов, основанная на системе феодального  землевладения.

С увеличением могущества феодалов росли их политические права. Феодалы получали от своих сюзеренов-князей иммунитеты, освобождались от платежа  дани, приобретали право иметь  дружину, судить зависимое от них  население, собирать подати. Одновременно возникало и право (право-привилегия), охранявшее положение знати. Русская  Правда определяла ряд привилегии: повышенное наказание за убийство феодала  или причинение ему имущественного вреда, более широкие права по передаче имущества по наследству, в том числе дочерям.

Класс феодально-зависимых  крестьян складывался различными путями. Процесс феодализации привел к тому, что свободных крестьян почти  не стало. Основной группой крестьянства были смерды, жившие общиной, имевшие  свой дом, хозяйство, участок земли  в пользовании. Зависимость от феодала  могла быть большей или меньшей, но главным образом она проявлялась  в обязанности платить подати, отбывать феодальные повинности. Жизнь  и имущество смердов охранялось по закону в значительно меньшей мере по сравнению с феодалами. Их имущество в случае отсутствия сыновей не переходило по наследству к замужним дочерям, а становилось собственностью господина. Только незамужние дочери получали часть имущества. Смерды подлежали суду князя, его вассалов, церкви (если жили на ее земле).

Другую категорию населения  составляли закупы — смерды, попавшие в тяжелое экономическое положение, взявшие в долг имущество у  своего господина и гарантировавшие  его возврат как бы самозакладом. Закуп работал в хозяйстве господина и не мог его покинуть, пока не возвращал долг (иначе его переводили в полного, «обельного» холопа). Но закуп имел некоторые права и защиту закона.

По мере развития ремесла  и торговли возникали города, увеличивалась  численность городского населения, из которого выделялась богатая верхушка — люди «лутчие». Городское население было свободнее крестьянства. Жизнь и имущество горожан защищались нормами, относившимися к полноправным свободным людям. Русская Правда с уважением называет «гридинов», «купчин», ремесленников, ростовщиков.

Имущественные отношения, Обязательственное  право

В Русской правде существуют понятия: отдача имущества на хранение (поклажа), простой заём, бескорыстная ссуда, одолжение по дружбе, отдача денег в рост из определённого  условленного процента, процентный заём краткосрочный и долгосрочный, торговая комиссия, вклад в торговое компанейское предприятие. В Правде существует определённый порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, то есть порядок торгового конкурса с различением несостоятельности  злостной и несчастной. Существует несколько видов кредитного оборота.

Мыто и Тамга

Издавна у русских как  норма обычного права существовало правило взимать мыт или мыто. Было мыто «сухое» - при провозе товаров  по суше и мыто «водяное» - при провозе  по воде. Именно к этим понятиям восходят сохранившиеся в славянских языках слова «мытник» или «мытчик» - сборщик пошлин, «мытница» или «митница» - место сбора мыта. 
Она взималась с купцов, проезжающих с товаром по сухопутным и водным путям сообщения. Сборщики мыта - предшественники таможенников, а заставы - таможен.

Финансовые сборы и  обычаи были неотъемлемой частью общей  политики Киевского государства. 
«Русская Правда» защищает интересы купцов по охране их имущества. Если перекупщик чужой вещи на торгах – феодал, зажиточный горожанин – купил краденное, а продавец исчез, то покупатель мог доказать добросовестное приобретение вещи, выставив в качестве свидетелей или двух свободных мужей, или одного мытника, которые могли под присягой подтвердить факт покупки вещи на торгу (ст. 37 Пространной редакции «Русской правды»).

В середине XIII века монголо-татары вводят свою пошлину - тамгу. Тамга (с  тюркского) означает знак собственности, клеймо или печать. Поначалу тамга бралась, когда при продаже требовалось приложение клейма (печати) князи или наместника. Постепенно тамга превратилась в одну из наиболее доходных пошлин, взимаемых со стоимости товара. Со временем название ее перешло на все сборы, получившие наименование таможенных пошлин, и на место их сбора, таможню. 
Но «это не были таможенные пошлины в настоящем смысле слова. Им не хватало одного – пограничного характера. Они взимались везде где угодно: повсюду были заставы – городах, селах и слободах, на рынках и у ворот». Некоторые из указанных сборов, называемые «большой тамгой» , уплачивались на границе. Однако ни по размеру, ни по порядку взимания эти пошлины долгое время не отличались от прочих таможенных сборов. Лишь со второй половины XVI в. Их начинают отличать от внутренних пошлин и записывать в отдельные книги.


Информация о работе Финансовые отношения в Русской Правде