Анализ системы здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:23, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является анализ системы финансирования здравоохранения, выявление проблем финансирования данной отрасли, а также пути их решения.
В соответствии с целью данной дипломной работы, были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать систему здравоохранения Российской Федерации.
2. Определить существующую модель финансирования здравоохранения.
3. Рассмотреть порядок распределения средств на здравоохранение из бюджетов всех уровней.
4. Рассмотреть и проанализировать организацию планирования и финансирования расходов бюджетов на здравоохранение на федеральном, региональном, муниципальном уровнях.
5. Проанализировать состав расходов на здравоохранение на уровне медицинских учреждений.
6. Выявить проблемы финансирования системы здравоохранения, а также пути их решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....4
Глава 1 Система финансирования здравоохранения
Российской Федерации………………………………………………………..7
1.1 Характеристика системы здравоохранения в РФ………………………..7
1.2 Бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения…… .15
1.3 Государственное финансирование здравоохранения ………………... .23
Глава 2 Организация планирования и финансирования расходов
в медицинских учреждениях
(на примере МУЗ ГП №18 г.Новосибирска) ……………………………….30
Глава 3 Проблемы финансирования системы здравоохранения
и пути их решения………………………………………………….................46
Заключение…………………………………………………………………....53
Список используемой литературы………………………………………......55

Работа состоит из  1 файл

gotovaya_rabota1.doc

— 507.00 Кб (Скачать документ)

- уменьшение простоя  коек за счет сокращения сроков  проведения в больницах противоэпидемиологических  мероприятий, капитальных и текущих  ремонтов и .т.д.; 

- преемственность в  работе больниц и поликлиник  и укрепление их взаимосвязи; регламентация порядка обследования больных в поликлиниках и стационарах с целью устранения дублирования всевозможных анализов.[26]

Если затрагивать структурную  реорганизацию здравоохранения, то в части амбулаторно-поликлинических  учреждений она должна проявляться в следующем:

- перепрофилирование  маломощных неэффективных стационарных  учреждений в учреждения АПУ;

- техническое обновление  учреждений здравоохранения должно  оказать влияние на повышение  роли первичного звена и отразиться  на снижении потребности в помощи на других этапах медицинского обслуживания;

- проведение массовых  профилактических осмотров среди  трудоспособного населения должно  сказаться на объеме профилактических  посещений, росте нагрузки на  АПУ, а учитывая невысокий уровень здоровья населения,- на росте объемов лечебно-диагностической помощи, повышении потребности в интенсификации работы АПУ, развитие профилактических, диагностических, лечебных и оздоровительных подразделений, то есть оптимизации структуры АПУ;

- повышение уровня оплаты труда в первичном звене здравоохранения должно привлечь медицинские кадры, способствовать развитию общеврачебной практики;

- улучшение лекарственного  обеспечения должно снизить потребность  в госпитализации, а также обращаемость  хронических больных в лечебно-профилактических учреждениях и скорой медицинской помощив связи с обострением заболевания;

- повышенное внимание  к развитию высокотехнологичных  видов помощи должно способствовать  интенсификации работы федеральных  и региональных специализированных центров, а упорядоченность в направлении – привести к уменьшению списков нуждающихся в регионах и снижению сроков ожидания и т.д.

Необходимо добиться повышение инвестиционной привлекательности здравоохранения как отрасли. Такого эффекта можно достичь путем налогового стимулирования предприятий, созданием долгосрочных накопительных программ для населения, связанных с медицинским обслуживанием и с лечением, формированием эффективной тарифной политики в здравоохранении. Также целесообразно в рамках модернизации здравоохранения осуществлять инвестирование в передовые медицинские технологии.

 В рамках реформирования финансов большое внимание следует уделить развитию платных услуг в отрасли здравоохранения. Развитие системы платных услуг должно проходить не в ущерб бесплатной медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС. Экономически обоснованные платные медицинские услуги способны положительно влиять на положение врачей и на создание работоспособной материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений. Безусловно, платные услуги не должны быть ключевыми, так как они могут охватить не все слои населения. Но для стимулирования работы врачебного персонала могут иметь место.

В настоящее время  прослеживается тенденция к снижению платных услуг, как части формирования доходов учреждений.

Существует проблема высокой дифференциации объемов  государственного финансирования здравоохранения  по субъектам РФ.  Достигает она 12-кратного размера, что обусловливает  существенные отличия реальной допустимости и качества медицинской помощи в различных субъектах РФ, а также в городе и на селе.[22]

В этой ситуации важно провести стандартизацию медицинской помощи и на основе стандартов в соответствии с потребностями населения разработать систему гарантированной бесплатной медицинской помощи. В случае возникновения дефицита в каком-либо регионе по финансированию программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи необходимо предусмотреть выделение ресурсов из федерального бюджета. Размер финансовой помощи должен зависеть от степени реструктуризации системы здравоохранения в отдельном взятом регионе. На этом этапе важно сохранить федеральные целевые программы, позволяющие финансировать обеспечение лекарственными средствами, медицинским оборудованием, выравнивать объем и качество медицинских услуг. 

Для решения проблем  в финансировании здравоохранения  необходимо совершенствовать существующее законодательство, с целью создания механизмов субсидирования и участия в дополнительном медицинском страховании.

Законодательно необходимо урегулировать вопросы предоставления медицинской помощи более высокого качества путем объединения средств  обязательного и добровольного  страхования, вопросы направления  частных потоков финансовых средств  на общие цели реформирования здравоохранения.

Прогнозы и планы  развития здравоохранения, расширения их материально-технической базы, а  также число занятых здесь  трудовых ресурсов требуют постоянного  и всевозрастающего выделения финансовых ресурсов. В связи с этим повышается роль экономического анализа деятельности этой отрасли. Конечной целью такого анализа является разработка методов повышения социальной и экономической результативности деятельности медицинских учреждений. В основе оптимизации системы должен лежать перенос акцентов с дорогостоящих видов помощи на экономически более целесообразные:

- из сектора стационарно  помощи в сектор амбулаторно-поликлинической  помощи;

- от специализированной  амбулаторной помощи в сектор  первичной медико-санитарной помощи (расширение функций первичного звена);

- из круглосуточного  стационара в дневной стационар;

- из учреждений оказываемых  высокотехнологичную и дорогостоящую  медицинскую помощь, в учреждения, оказываемые вторичную (специализированную) медицинскую помощь;

- от мелких диагностических подразделений к централизованным службам, способным эффективно использовать дорогостоящую диагностическую технику;

- от мелких отделений  районных больниц к межрайонным  центрам специализированной лечебно-диагностической  помощи;

Но самое главное  для системы здравоохранения в настоящее время - это переход здравоохранения на одноканальное финансирование.

Задача перехода здравоохранения  на одноканальное финансирование программ государственных гарантий здравоохранения  и лекарственной помощи связана, прежде всего, с классификацией расходов в здравоохранении, подлежащих и не подлежащих оплате из системы ОМС. Сама по себе идея одноканальности финансирования программ государственных гарантий в любой отрасли социальной сферы, имеет здравый и весьма рациональный смысл. Это предупреждает расширение коррупционных ниш, повышает управляемость расходов в значительной мере – степень их конкурентоспособности. Однако, следует четко представлять, что далеко не все расходы в здравоохранении могут быть покрыты за счет средств ОМС. Так, например, мелкий и текущий ремонт зданий и сооружений медицинской организации, так же как и эксплуатационные расходы и коммунальные платежи, вполне можно отнести на себестоимость медицинской услуги. Тогда как капитальный ремонт, реконструкция, приобретение оборудования и другие расходы на основные средства не должны покрываться за счет средств ОМС. Поддержание инфраструктуры и инвестиции в здравоохранение – совершенно иное поле разделения ответственности между государством, местным самоуправлением и бизнесом.

 

Заключение

В настоящее время  система финансирования здравоохранения  Российской Федерации представлена двумя основными  источниками  финансирования – это бюджетные средства и средства ОМС. Поэтому механизм здравоохранения в России, безусловно, можно отнести к бюджетно-страховой модели финансирования.

Анализ обеспеченности населения основными видами медицинской  помощи за последние два года показал, что существенных изменений не наблюдалось, как в сторону уменьшения, так  и в сторону увеличения. Тогда как анализ ресурсной обеспеченности здравоохранения свидетельствовал о заметных изменениях структуры учреждений здравоохранения.

Было выявлено значительное уменьшение числа стационарных учреждений (на 27,6%) при несущественном снижении обеспеченности населения больничными койками круглосуточного пребывания (на 2,1%) и сохранении обеспеченности местами в дневных стационарах (снижение только на 0,7%). Также произошло резкое снижение количества амбулаторно-поликлинических учреждений (в 2 раза) при значительно меньшем снижении суммарной мощности АПУ (только на 2,1%).

Снижение числа АПУ свидетельствует о том, что происходит постепенное объединение старых больничных учреждений и создание  новых, уже модернизированных и оснащенных. Ведь более качественная  медицинская помощь, по сравнению с большим количеством устаревших учреждений, явно выигрывает.

В целях обеспечения  конституционных прав граждан РФ ежегодно утверждается «Программа государственных  гарантий оказания гражданам Российской Федерации  бесплатной медицинской помощи». Финансирование программы госгарантий на 80% обеспечивается за счет средств ОМС, остальные 20%  за счет бюджетных средств. Проанализировав подушевые нормативы, рекомендованные для расчета финансирования программы в период за 2007-2008 годы, следует отметить, что показатели увеличились в среднем на 10 %. Это свидетельствует о том, что объем средств направляемых на здравоохранения с каждым годом набирает обороты. Но необходимо отметить, что данные нормативы могут быть уточнены в регионах с учетом их демографической структуры населения, потребностей в медицинских услугах, уровня медицинского состояния территории и т.д. Поэтому возникает проблема дифференциации объемов финансирования здравоохранения по субъектам.

Проанализировав состав расходов здравоохранения на уровне медицинских учреждений, можно сделать вывод о том, что по своей структуре финансовое планирование  расходов не обладает сложными методиками расчета. Но при этом гарантирует довольно точные результаты. В связи с этим, сметное планирование расходов является идеальным вариантом контроля, за распределением финансируемых средств в учреждениях. 

В ходе исследования системы  финансирования здравоохранения было выявлено, что неэффективное финансирование отрасли привело к сокращению профилактических мероприятий, снижению материально-технической оснащенности учреждений. Что в свою очередь повлекло за собой ряд структурных изменений в системе медицинского обеспечения населения. А значит потребовало дополнительного финансирования отрасли в целом.

Необходимо отметить, что именно от состояния амбулаторно-поликлинических учреждений зависит качество обслуживания населения медицинской помощью. В настоящее время поликлинические учреждения отличаются более худшим обеспечением по сравнению со стационарами, материально-техническими средствами, квалифицированным персоналом. Проведение своевременных профилактические мероприятия уменьшат затраты на финансирование отрасли в целом. А значит, все усилия должны быть сосредоточены именно в этом звене медицинской помощи.

 

 

 

 

Список используемых источников:

    1. Бюджетный кодекс Российской Федерации – М.: ТК Велби,изд-во Проспект, 2008. – 248 с.
    2. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающимся по экономическим специальностям/Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-703 с.
    3. Бюджетная система РФ/под ред. проф. О.В. Врублевской, проф. М.В. Романовского.-М.:ЮРАЙТ,2004.
    4. Бюджетно-финансовая политика: итоги и задачи/Финансы.-2002-№3.
    5. Вышегородцев М.М. Управление бюджетом.-М: «Дело и сервис», 2002., 160 с.
    6. Выступление министра М.Ю.Зурабова на Пироговском съезде 28.09.2006.-Электро.дан.-Режим доступа: http://www.mzsrrf.ru/
    7. Государственные и муниципальные финансы. Конспект лекций.-М.: «А-Приот», 2006.-144 с.
    8. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб.Пособие.М.:ИНФРА-М,1997
    9. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации как субъекта бюджетного планирования на 2007 год и на период до 2009 год.
    10. Доклад И.М. Сон на конференции ЦНИИОИЗ Росздрава 30 мая 2007г.
    11. Закон РФ от 22 июля 1993 г. №5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» .
    12. Закон РФ от 28 июня 1991 г.№1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2006 г.№258-ФЗ).
    13. Игонина Л.Л.Принципы организации муниципальных финансов/ Финансы, -2003-№8
    14. Инструкция по планированию расходов муниципальных учреждений по коду ЭКР 110100 «Оплата труда государственных служащих».
    15. Конституция Российской Федерации
    16. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской федерации: одобрена Постановлением Правительства РФ от 05.11.1997 №1387.
    17. Материалы к заседанию Правительства РФ 20.10.2005 по вопросу «О приоритетном национальном проекте в сфере здравоохранения»: Письмо министерства здравоохранение и социального развития РФ от 18.10.2005 №4964-ПР.
    18. Материалы Минэкономразвития РФ «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации за 2007 год ».
    19. О федеральном бюджете на 2006 г.: Федеральный закон РФ от 26.12.2005 №189-ФЗ.
    20. «О ведении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения » утвержденная Приказом Минздравмедпрома от 18.01.96. г. №16.
    21. Положение  «Об оплате труда работников здравоохранения» утвержденное Приказом МЗ РФ от 15.10.00 №377.
    22. Пепеляева Л.В. Финансирование системы здравоохранения: проблемы и перспективы/Экономика здравоохранения,-2006-№10.
    23. Постановление правительства РФ от 30.12.06 г. №885 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год».
    24. Постановление правительства РФ от 15.05.07 г. №286 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год».
    25. Приказ Министерства Здравоохранения СССР от 11.02.82 г. №999 «О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек» .
    26. Проект отраслевой программы «Повышение структурной эффективности системы здравоохранения РФ на 2004-2010 гг».
    27. Федеральный закон «О бюджете федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 21.07.07 №184-ФЗ
    28. Федеральный Закон «О бюджетной классификации РФ» в редакции от 23.12.2004 г.№174-ФЗ.

Информация о работе Анализ системы здравоохранения