Анализ системы здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:23, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является анализ системы финансирования здравоохранения, выявление проблем финансирования данной отрасли, а также пути их решения.
В соответствии с целью данной дипломной работы, были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать систему здравоохранения Российской Федерации.
2. Определить существующую модель финансирования здравоохранения.
3. Рассмотреть порядок распределения средств на здравоохранение из бюджетов всех уровней.
4. Рассмотреть и проанализировать организацию планирования и финансирования расходов бюджетов на здравоохранение на федеральном, региональном, муниципальном уровнях.
5. Проанализировать состав расходов на здравоохранение на уровне медицинских учреждений.
6. Выявить проблемы финансирования системы здравоохранения, а также пути их решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....4
Глава 1 Система финансирования здравоохранения
Российской Федерации………………………………………………………..7
1.1 Характеристика системы здравоохранения в РФ………………………..7
1.2 Бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения…… .15
1.3 Государственное финансирование здравоохранения ………………... .23
Глава 2 Организация планирования и финансирования расходов
в медицинских учреждениях
(на примере МУЗ ГП №18 г.Новосибирска) ……………………………….30
Глава 3 Проблемы финансирования системы здравоохранения
и пути их решения………………………………………………….................46
Заключение…………………………………………………………………....53
Список используемой литературы………………………………………......55

Работа состоит из  1 файл

gotovaya_rabota1.doc

— 507.00 Кб (Скачать документ)

Нельзя не отметить, что большое  значение в развитии здравоохранения  в нашей стране, в увеличении средств, направляемых на эту отрасль социальной сферы, придается реализации Национального  проекта «Здоровье». Проект включает такие направления, как «Развитие первичной медико-санитарной помощи» и «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью».

Главная задача направления «Развитие  первичной медико-санитарной помощи» - повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи.

В свою очередь, задачей направления «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью» является повышение обеспеченности населения высокотехнологичной медицинской помощью к 2008 году до 45%.

Национальный Проект  «Здоровье» находится на первом месте по объемам финансирования, на его реализацию за счет средств федерального бюджета в  2006 году направлено   62,6 млрд. руб, а в 2007 году эта цифра достигла отметки 107,7 млрд.руб., увеличившись почти на 70%.

Но, несмотря на то, что с каждым годом расходы на здравоохранение увеличиваются, система обязательного медицинского страхования имеет, как и любая другая система, свои недостатки, представляя собой не совсем эффективный финансовый инструмент обеспечения государственных гарантий охраны здоровья граждан. Система ОМС, в ее современном виде не способна в полной мере удовлетворить потребности личности, общества и государства в медицинской помощи. Следствием чего является высокая смертность, низкая производительность труда, высокие потери по нетрудоспособности, снижение обороноспособности страны.

За последний год, в ходе реализации национального проекта, в стране созданы объективные предпосылки  и необходимые условия для  осуществления радикальной модернизации системы ОМС, целью которой должно стать адекватное удовлетворение потребностей личности и общества в услугах здравоохранения и потребностей государства в росте производственных сил, обороноспособности и безопасности, при соблюдении принципов солидарной ответственности социальной справедливости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организация  планирования и финансирования  расходов в медицинских учреждениях  (на примере МУЗ ГП №18 г.Новосибирска)

Объем медицинской помощи и затраты на ее оказание на государственном  уровне определяются в соответствии с Программой государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью. Размеры и структура медицинской помощи задаются утверждаемыми на федеральном уровне нормативами объемов бесплатной медицинской помощи на расчете на 1000 человек. Эти нормативы могут быть уточнены в регионах с учетом их демографической структуры населения, потребностей в медицинских услугах, уровня медицинского состояния территории и т.д.

Единицами объемов медицинских  услуг приняты: в больницах – койко-день, в амбулаторно-поликлинических учреждениях – врачебное посещение, вызов скорой медицинской помощи.

На практике применяется  несколько способов оплаты медицинских  услуг:

- по смете расходов;

- по средней стоимости  пролеченного больного;

- по клинико-статистическим  группам или медико-экономическим стандартам;

- по числу койко-дней;

- по дифференцированному  подушевому нормативу;

- за отдельные услуги.

Объем финансовых ресурсов, необходимых  для реализации Программы государственных  гарантий, зависит от величины денежных затрат на единицу объема медицинских услуг:

- стоимость одного дня лечения  в больнице;

- стоимость одного посещения  в поликлинике;

- стоимость одного вызова скорой  медицинской помощи;

- стоимость одного койко-дня.

Финансовые нормативы рассчитываются с учетом результатов анализа расходования бюджетных средств за предыдущий период; индексов-дефляторов на планируемый период; территориальных коэффициентов удорожания, установленных Минэкономразвития РФ.

Объем средств на выполнение Программы  государственных гарантий в расчете на душу населения Зд рассчитывается по формуле представленной в Приложении 1.

В финансовых органах объем ассигнований из бюджетов на здравоохранение и  физическую культуру планируются на основе использования различных  нормативов. Нормативные расходы  по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» рассчитываются исходя из нормативов бюджетной обеспеченности в системе здравоохранения и физической культуры, с учетом повышения федерального уровня оплаты труда работников бюджетных учреждений, индексации стоимости продуктов питания, медикаментов и коммунальных услуг.[2,с481]

Расчет нормативных  расходов на здравоохранение на уровне муниципального образования осуществляется путем суммирования расходов на содержание лечебных учреждений, подлежащих финансированию из бюджета i-го муниципального образования (см. Приложение 1).

Для определения  таких показателей  как, нормативные расходы на оказание населению услуг скорой медицинской помощи, расходы на оказание населению прочей медицинской помощи, расходы на оказание населению межрегиональной медицинской помощи, расходы на льготное лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях больных с социально значимыми заболеваниями, и прочих контингентов, пользующихся льготами по лекарственному обеспечению используются формулы представленные в приложении 1.

На уровне медицинских учреждений финансовое планирование ведется на основе производственных показателей (число коек в больницах, число  посещений больных в поликлиниках, число вызовов скорой помощи) и  нормативов, установленных Программой государственных гарантий в муниципальном образовании.

Смета расходов в больнице составляется на основании следующих показателей (расчет показателей представлен в Приложении 2):

  1. Число дней функционирования койки (раздельно по хирургическим, инфекционным, детским и прочим койкам). Показатель устанавливается исполнительными органами;
  2. Среднегодовое количество коек;
  3. Количество койко-дней;
  4. Расходы на оборудование новых коек;
  5. Прирост коек за год;
  6. Норма расходов на питание на одну койку в год;
  7. Объем расходов на медикаменты;
  8. Объем расходов на мягкий инвентарь;
  9. Объем расходов на питание;
  10. Объем фонда оплаты труда;
  11. Объем расходов на коммунальные услуги (по видам услуг).

В смете должны быть отражены все доходы учреждения, получаемые из бюджета и государственных внебюджетных фондов. В их состав также включаются доходы, получаемые от предпринимательской деятельности, в том числе от оказания платных услуг, и другие доходы, получаемые от использования государственной и муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, от иной деятельности. Сравнительно небольшой, и постепенно уменьшающийся удельный вес в формировании доходной части сметы учреждения, занимают платные медицинские услуги.

 Стоит отметить, что показатели объема расходов на медикаменты, мягкий инвентарь, питание, оплату труда и коммунальные услуги являются отдельными видами расходов по смете, а также финансируются за счет бюджета. 

Планирование расходов медицинских учреждений рассмотрим на примере МУЗ ГП №18 г.Новосибирска, так как именно поликлинические учреждения являются наиболее массовыми по оказанию населению медицинской помощи.

Муниципальное учреждение здравоохранения г. Новосибирска «Городская поликлиника №18» создано на основании  постановления мэра г. Новосибирска от 31.11.93 г. №1320 и зарегистрировано Новосибирской городской регистрационной палатой 30.11.93 г.

Учреждение обслуживает 49800 человек взрослого населения  и 19300 человек детского населения. Мощность поликлиники 720 посещений в смену, работает в две смены.

Учреждение имеет следующие  структурные подразделения:

- Взрослое поликлиническое отделение;

- Детское поликлиническое  отделение;

- Амбулатория (предназначена для жителей частных секторов);

Кроме того, в учреждении имеется дневной стационар, развернутый на 12 коек, работающий в 2 смены.

  По результатам проверки штатного расписания на 2008 год количество ставок составляет - 666,25  (врачи -158,0; средний- 318,25; младший – 100,25; прочий- 89,75) и 434 физическое лицо, (в т.ч. врачи 122 чел., средний м/персонал 208 чел., младший 47 чел., прочий 57 чел.), укомплектованность по поликлинике 65% (в т.ч. врачи 77%, ср.м/персонал 65%, младший 47%, прочий 64%).

Таблица 2.1 – Динамика численности персонала МУЗ ГП №18 г. Новосибирска в 2006-2008 год.

Должность/год

2006

2007

2008

Показатель прироста

Врачебный медицинский персонал

158,5

158

158

-0,5

Средний медицинский персонал

326,25

325,75

318,25

-8

Младший медицинский персонал

107,25

107,25

100,25

-7

Прочий медицинский персонал

91,25

91,25

89,75

-1,5

ВСЕГО:

683,25

682,25

666,25

-17


 

По анализу численности персонала на 2008 год по сравнению с аналогичными показателями предыдущих лет, структура штатного расписания уменьшилась на 17,0 ставок, в том числе:

1. Врачебный персонал:  -0,5 ст.;

2. Средний персонал: - 8 ст.;

3. Младший персонал: - 7 ст.;

4. Прочий персонал: - 1,5 ст..

Основным документом, определяющим общий объем, целевое  направление и поквартальное  распределение средств медицинского учреждения является смета доходов и расходов.

Смету расходов составляется на текущий финансовый год в разрезе кодов бюджетной классификации.

К смете расходов прилагаются  расшифровки по следующим статьям  расходов:

1. Оплата труда и  начисления на оплату труда;

2. Приобретение услуг,  в том числе:

- услуги связи;

- транспортные услуги;

- коммунальные услуги;

- арендная плата за  пользование имуществом;

- услуги по содержанию  имущества;

- прочие услуги.

3. Прочие расходы;

4. Поступления нефинансовых  активов, в том числе:

- увеличение стоимости  основных средств;

- увеличение стоимости  нематериальных активов;

- увеличение стоимости  материальных запасов.

В случае необходимости  корректировки сметы расходов в  течение года уточненная смета расходов предоставляются главному распорядителю  для согласования.

Все предусматриваемые в смете расходы обосновываются расчетами по статьям затрат. К смете прилагаются штатное расписание и тарификационный список персонала.  В настоящее время БК РФ (ст.158) предусмотрено, что сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений утверждает главный распорядитель бюджетных средств, который имеет право на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную смету в части распределения средств между её статьями. Согласно ст.70 БК РФ бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

- оплату труда в  соответствии с заключенными  трудовыми договорами и правовыми  актами, регулирующими размер заработной  платы соответствующих категорий  работников;

- перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

- трансферты населению,  выплачиваемые в соответствии  и с федеральным законом, законами  субъектов РФ и правовыми актами  органов местного самоуправления;

- командировочные и  иные компенсационные выплаты  работникам в соответствии с законодательством РФ;

- оплату товаров, работ,  услуг по заключенным государственным  или муниципальным контрактам;

- оплату товаров, работ  и услуг в соответствии с  утвержденными сметами без заключения  государственных и муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных  средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускаются.

 Прежде чем перейти  к рассмотрению порядка планирования  расходов по конкретным статьям  расходов, необходимо еще раз  отметить, что Правительством РФ  устанавливаются нормативы объемов медицинской помощи, на основании которых должна определяться потребность в финансовых средствах учреждений. Нормативы отражают показатели деятельности учреждений здравоохранения и приводятся по видам услуг в расчете на 1000 человек. Они носят обобщенный характер, не дифференцируются по группам населения и не содержат данных о стоимостной оценке гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи за счет бюджетного финансирования либо в рамках базовой программы ОМС.

Информация о работе Анализ системы здравоохранения