Анализ системы здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:23, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является анализ системы финансирования здравоохранения, выявление проблем финансирования данной отрасли, а также пути их решения.
В соответствии с целью данной дипломной работы, были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать систему здравоохранения Российской Федерации.
2. Определить существующую модель финансирования здравоохранения.
3. Рассмотреть порядок распределения средств на здравоохранение из бюджетов всех уровней.
4. Рассмотреть и проанализировать организацию планирования и финансирования расходов бюджетов на здравоохранение на федеральном, региональном, муниципальном уровнях.
5. Проанализировать состав расходов на здравоохранение на уровне медицинских учреждений.
6. Выявить проблемы финансирования системы здравоохранения, а также пути их решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....4
Глава 1 Система финансирования здравоохранения
Российской Федерации………………………………………………………..7
1.1 Характеристика системы здравоохранения в РФ………………………..7
1.2 Бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения…… .15
1.3 Государственное финансирование здравоохранения ………………... .23
Глава 2 Организация планирования и финансирования расходов
в медицинских учреждениях
(на примере МУЗ ГП №18 г.Новосибирска) ……………………………….30
Глава 3 Проблемы финансирования системы здравоохранения
и пути их решения………………………………………………….................46
Заключение…………………………………………………………………....53
Список используемой литературы………………………………………......55

Работа состоит из  1 файл

gotovaya_rabota1.doc

— 507.00 Кб (Скачать документ)

Главной задачей ТФОМС  является обеспечение реализации ОМС  на территории субъекта РФ на принципах  всеобщности и социальной справедливости.  На ТФОМС возложена основная работа по обеспечению финансовой сбалансированности и устойчивости системы ОМС.  Однако в настоящее время территориальные фонды напоминают передаточное, а не основное звено медицинского страхования. Страховые взносы они не собирают, контроль за их уплатой не осуществляют, эти функции возложены на налоговые службы. Территориальные программы обеспечения граждан медицинской помощью и правила страхования граждан утверждаются органами исполнительной власти субъекта РФ, а ТФОМС только участвует в их разработке.

Третий уровень в  осуществлении ОМС представляю  страховые медицинские организации (СМО). Именно им по закону отводится  непосредственная роль страховщика. СМО  получают финансовые средства на осуществление  ОМС от ТФОМС по душевым нормативам в зависимости от количества и половозрастной структуры застрахованного ими населения и осуществляют оплату медицинских услуг, представляемых застрахованным гражданам.

Страховые медицинские  организации имеют право:

- выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования;

- устанавливать размер  страховых взносов по добровольному  медицинскому страхованию;

- принимать участие  в определении тарифов на медицинские  услуги;

- контролировать объем, сроки и качество медицинской помощи в соответствии с условиями договора, защищать интересы застрахованных.

Основными функциями  страховых медицинских организаций  являются:

- организация медицинской  помощи застрахованным;

- оплата в соответствии с договорами с медицинскими учреждениями предоставленных застрахованным медицинских услуг в рамках программ ОМС;

- контроль качества  предоставляемых медицинских услуг;

- защита прав интересов  застрахованных.

Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности и не входят в состав федерального и регионального бюджетов. Фонды обязательного медицинского страхования формируются за счет:

- части страховых взносов  предприятий, организаций, учреждений  и иных хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых Федеральным Собранием РФ;

- ассигнований из федеральных  и региональных бюджетов на  выполнение программ обязательного  медицинского страхования;

- добровольных взносов юридических и физических лиц;

- доходов от использования  временно свободных финансовых  средств фондов.

Финансовые средства в фонды перечисляются предприятиями, организациями, учреждениями и иными  хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности, в соответствии с установленным размером страхового взноса.

Страховые взносы на обязательное медицинское  страхование неработающего населения  осуществляют правительства республик  РФ, органы государственного управления краев, областей, автономных округов и автономных областей, местные администрации за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.

Размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование определен  Законом о едином социальном налоге. Его базовая ставка установлена в размере 3,1% , в том числе в федеральный фонд – 1,1% и в территориальные фонды- 2,0%.

Страховые взносы на обязательное медицинское  страхование для бюджетных учреждений и организаций, а также нерентабельных государственных предприятий осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

С введением обязательного медицинского страхования в финансировании здравоохранения  в России появились новые источники. Таким образом, источниками финансовых ресурсов стали:

- бюджетные средства;

- взносы работодателей на ОМС;

- средства населения;

- средства ведомств и предприятий  на содержание ведомственных  лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ).

Система финансового обеспечения  здравоохранения, источники и направления их использования представлены на Рисунке 1.3.

 

Рис. 1.3 - Система финансового  обеспечения здравоохранения.

 

Финансирование лечебно-профилактических учреждений через систему ОМС  осуществляется по согласованным тарифам. Тарифы на услуги определяются на основе уровня, структуры и состава компенсируемых расходов медицинского учреждения в рамках территориальных программ ОМС. В соответствии с Методологическими рекомендациями по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью возмещению за счет средств ОМС подлежат только оплата труда с установленными начислениями, медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, мягкий инвентарь и обмундирование. Другие затраты государственных лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь в рамках территориальных программ ОМС, покрываются за счет бюджета: коммунальные платежи, приобретение оборудования, ремонт помещений. Именно в этом и заключается одна из особенностей бюджетно-страховой модели финансирования здравоохранения.

Следует отметить, что наряду с  финансовыми функциями страховые  медицинские организации осуществляют контроль за объемом и качеством предоставляемых медицинских услуг. По фактам нарушения условий ОМС или причинения ущерба гражданам они предъявляют регрессные требования и иски медицинским учреждениям.

Таким образом, реализация Закона РФ «О медицинском страховании граждан РФ» доказала перспективность и необходимость системы медицинского страхования. Одной из важнейших задач являлось создание единой методологической базы планирования и финансирования расходов на здравоохранение. Это в целом укрепило систему финансирования здравоохранения.[2,с456-464]

Действительно, в целом  система финансирования укрепилась, но с появлением ещё одного источника  финансирования, на мой взгляд, ухудшилась эффективность финансируемых средств, за счет усложнения системы здравоохранения.

1.3 Государственное  финансирование здравоохранения

Финансирование системы  здравоохранения  обеспечивается за счет бюджетных средств и средств ОМС.

Расходы на здравоохранение  осуществляется из всех звеньев бюджетной  системы. За счет федерального бюджета  финансируются крупнейшие медицинские центры, клиники, больницы федерального значения, научные учреждения, ведомственные медицинские учреждения. Из региональных бюджетов финансируются республиканские, краевые, областные медицинские учреждения, противоэпидемиологические мероприятия и др.

 По каналам местных  бюджетов финансируются массовая сеть лечебно-профилактических учреждений – больниц, поликлиник, амбулаторий и т.д. именно от состояния доходной базы местных бюджетов зависит уровень финансового обеспечения и состояния медицинского обслуживания населения.

В 2007 году распределение бюджетных расходов между звеньями бюджетной системы характеризовалось следующими данными (Рисунок 1.4).

Рис. 1.4 - Распределение  бюджетных средств на здравоохранение  между звеньями в составе консолидированного бюджета РФ (в %)

 

Бюджетные средства –  являются одним из основных источников финансирования здравоохранения. Они  в значительной мере обеспечивают выполнение гарантий государства на получение  населением бесплатной медицинской помощи. Эти гарантии зафиксированы в тс. 41 Конституции РФ : «медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно».

Для обеспечении этих гарантий и  обязательств государства по медицинскому обслуживанию населения Постановлением Правительства РФ от 11 сентября 1998 г. № 1096 впервые была утверждена «Программа государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью на 1999 г.». В этой Программе был сохранен перечень видов медицинской помощи, сложившийся в советское время. Были также установлены показатели размеров медицинских услуг, которые должны финансироваться государством. Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи используется и в настоящее время. При формировании территориальной программы нормативы объемов медицинской помощи корректируются с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта РФ, климатогеографических условий региона и транспортной доступности медицинских организаций.

Условия и порядок оказания бесплатной медицинской помощи определяется Министерством  здравоохранения и социального  развития РФ по согласованию с ФФОМС.

Базовая программа госгарантий  включает:

    1. Перечень видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно в рамках Программы госгарантий;
    2. Базовую программу обязательного медицинского страхования;
    3. Нормативные показатели объема медицинской помощи, оказываемой населению бесплатно в рамках Программы госгарантий;
    4. Подушевой норматив, используемый для финансирования здравоохранения с целью покрытия всех затрат, связанных с оказанием бесплатной медицинской помощи в соответствии с гарантированными нормативными показателями ее объема.

Финансирование Программы госгарантий осуществляется из следующих источников:

- средств бюджетов здравоохранения  всех уровней;

- из средств фондов обязательного  медицинского страхования;

- из других источников поступления  средств в здравоохранение.

Нормативные показатели объемов медицинской помощи, оказываемой населению бесплатно в рамках Программы госгарантий, используются в качестве основы для формирования расходной части федерального, региональных и местных бюджетов по разделу «Здравоохранение», а также федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Используя базовую программу госгарантий, региональные органы управления создают  и затем утверждают территориальные  программы госгарантий.  Территориальные  программы госгарантий могут  включать дополнительные виды и объемы бесплатной медицинской помощи, которые должны финансироваться субъектами РФ за свой счет и с учетом своих финансовых ресурсов.

Ежегодные соглашения между Министерством  здравоохранения и социального  развития РФ, ФФОМС и региональными  органами управления используются в качестве механизма выравнивания условий финансирования вышеназванных программ.

В рамках Программ госгарантий разрабатываются подушевые нормативы финансирования здравоохранения, которые определяются как показатели затрат, рассчитываемые на одного человека и используемые для того, чтобы показать распределение финансовых ресурсов здравоохранения, полученные из всех источников, необходимых для финансирования расходов на оказание бесплатной медицинской помощи населению.

В рамках территориальных программ госгарантий органы управления субъектов РФ формируют подушевые нормативы, принимая во внимание нормативы стоимости всех видов бесплатной медицинской помощи, рассчитанные ими в соответствии с федеральными методическими рекомендациями по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью.[2,с465-469]

Основные нормативы стоимости  бесплатной медицинской помощи,  оказываемые населению в рамках базовой программы госгарантий, представлены в динамике показателей за 2007-2008 г. .5 в таблице 1.3.

 

Таблица 1.3 - Основные нормативы стоимости бесплатной медицинской помощи оказываемой населению в рамках программы госгарантий в 2007-2008гг (в руб.).

Основные нормативы  стоимости бесплатной медицинской  помощи оказываемой населению в  рамках программы госгарантий за 2007-2008 гг. (в руб.)

 

2007

2008

Средняя стоимость одного койко-дня в стационаре

Средняя стоимость одного дня пребывания в дневном стационаре

Средняя стоимость одного посещения амбулаторно- поликлинического учреждения

Средняя стоимость одного вызова скорой медицинской помощи

674,3 (в т.ч. ОМС –  521,8)

238,3 (в т.ч. ОМС- 228,1)

116,9 (в т.ч.  ОМС- 89,5)

 

1064

 

758,9 (в т.ч. ОМС –  590,1)

268,5 (в т.ч. ОМС – 258,1)

133,3 ( в т.ч. ОМС –  103,2)

 

1213,3


 

Подушевые нормативы, рекомендованные  для расчета финансирования Программы  госгарантий на 2008 год составляют в среднем 4503 рубля и превышает  подушевые нормативы предыдущего  года примерно на 9% (в 2007 - 3951,7 рубля), в том числе:

2207,1 рубля (в 2007 -1936,3 рубля) –  за счет средств обязательного  медицинского страхования; 2295,9 рубля(в  2007 -2015,4 рубля) – за счет средств соответствующих бюджетов.[24] 

Существенным источником ассигнований, направляемых на здравоохранение, также являются средства ведомств и предприятий. Ведомственные медицинские учреждения финансируются за счет двух источников: средства федерального бюджета; многие государственные и негосударственные предприятия и организации имеют свои медицинские учреждения, финансируемые за счет средств этих предприятий.  Кроме того, значительный объем направляется коммерческим организациями государственными медицинским учреждениям за предоставляемые ими платные медицинские услуги.[2,с472]

Информация о работе Анализ системы здравоохранения