Анализ дебиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 22:43, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – на основании изучения законодательных и нормативных актов, научной и специальной литературы рассмотреть организацию управления дебиторской задолженности на конкретном предприятии.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть методологические основы управления дебиторской задолженности предприятия;
выявить экономическую сущность дебиторской задолженности;
исследовать политику управления дебиторской задолженности;
рассмотреть современную теорию и практику эффективной организации управления дебиторской задолженности;

Содержание

Введение
Глава 1.Методологические основы управления дебиторской задолженностью предприятия
1.1 Экономическая сущность дебиторской задолженности
1.2 Политика управления дебиторской задолженностью
1.3 Современная теория и практика эффективной организации управления дебиторской задолженности
Глава 2.Анализ системы управления дебиторской задолженностью на предприятии
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ важнейших показателей, характеризующих динамику дебиторской задолженности и эффективность управления ею
2.3 Оценка и анализ прогрессивности и рациональности применяемых инструментов управления дебиторской задолженностью
Глава 3.Совершенствование управления дебиторской задолженностью на предприятии
3.1 Мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью на предприятии
3.2 Оценка экономической эффективности предполагаемых мероприятий
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Управление дебиторской задолженностью предприятия.rtf

— 1.49 Мб (Скачать документ)

     Согласно ст. 80 п.6 данного закона финансовое оздоровление может вводиться на срок не более чем на 2 года.

     На этих же стадиях банкротства предприятия-должника замораживаются начисления различного рода штрафных санкций (пени, неустойки, штрафы), а также суммы причиненных убытков (в виде упущенной выгоды или неполученных доходов).

     Тем самым, теряется экономический смысл определения рыночной стоимости данной дебиторской задолженности, ввиду неприменения метода дисконтирования, из-за имеющихся законодательных запретов и моратория для выполнения в полном объеме обязательств должника-дебитора.

     Не секрет, что отдача долгов может быть связана с определенной тактикой менеджмента компании-дебитора, которая, учитывая реальную экономическую ситуацию, не считает нужным строго придерживаться своих договорных обязательств, а в некоторых случаях проводят "политику неплатежей".

     При схемах взаимной задолженности предприятий друг перед другом, а также такой же задолженности через третьих лиц дает возможность каждому предприятию не перечислять налог на прибыль сколь угодно долго, особенно если эта задолженность образовалась в результате реализации какой-либо продукции.

     Именно это создает трудности в оценке действительной динамики дебиторской задолженности, поскольку наряду с объективными факторами, причинами тех или иных изменений могут быть и субъективные факторы такой политики, причем, которая может иметь как временный, так и продолжительный характер.

     В практике производственных отношений насчитывается около двадцати различного рода схем погашения дебитором своих обязательств, начиная с простой оплаты наличными деньгами и заканчивая сделками факторинга и форфейтинга.

     Реальную трудность может вызывать наличие нескольких договоров с одним дебитором и частичная выплата по каждому из них, причем в совершенно произвольные сроки и по различного рода смежным схемам, что создает достаточно объективные проблемы в оценочной обработке этих выплат, производстве сопоставлений для создания достоверной информационной базы прогноза их динамики.

     Часто бывает, что дебиторская задолженность может быть признана юридически просроченной (по истечении искового срока ее истребования), однако она полностью погашается, а хозяйственные связи этих предприятий возобновляются вновь. Этот факт требует тщательного и весьма корректного обоснования применения методов экономического моделирования.

     Большое влияние на "возвратность" задолженностей оказывает наличие схем взаимозачетов, порой по очень сложным схемам с привлечением двух-трех и более предприятий-посредников.

     Данное обстоятельство объективно предполагает дополнительное вычитание из величины первоначально определенной задолженности сумм затрат, необходимых на организацию таких схем, либо каким-либо другим способом осуществить ее корректировку на реальную "возвратность" данной задолженности.

     На многих крупных предприятиях, с большими объемами вовлеченных в производственный процесс ресурсов, поставленный учет долговых обязательств ведется по сальдо дебиторско-кредиторской задолженности, исходя из того, что положительный суммарный оборот является дебиторской задолженностью, а отрицательный - кредиторской задолженностью.

     В мировой практике рыночных отношений погашение долговых обязательств перед кредиторами является безусловным и требующим немедленного исполнения. В противном случае деловая репутация дебитора резко упадет и упущенная в результате этого выгода окажется намного больше любой величины непогашенных долгов. Именно это предполагает высокую ликвидность этого актива в бизнесе. Это нашло свое отражение в коэффициентах ликвидности, которые широко используются в финансовом анализе деятельности предприятия. В соответствии с ними получается, что чем выше величина дебиторской задолженности в балансе предприятия, тем выше ликвидность этих активов и, как следствие, выше платежеспособность такого предприятия.

     Условно все предприятия-дебиторы можно разделить на шесть основных групп, в каждой из которых необходимо применять соответствующие методы с безусловным учетом специфики данной группы (рис.3).

     Чем больше период задолженности, тем выше риск ее непогашения.

     Значительный по времени период погашения дебиторской задолженности может быть оправдан, если были смягчены условия предоставления кредита, например, при выходе на рынок с новой продукцией или в конкурсной борьбе.

     Увеличение остатка дебиторской задолженности по сравнению с предыдущим годом может означать трудности с реализацией продукции.

     В соответствии с требованиями Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 г. № 127 - ФЗ на стадиях финансового оздоровления и внешнего управления и конкурсного производства определяются меры к замораживанию требований кредиторов, а также действует особый порядок истребования и предъявления требований кредиторов. Согласно ст. 80 п.6 данного закона финансовое оздоровление может вводиться на срок не более чем на 2 года. Следует учитывать, что при развитии бизнеса может происходить процесс наращивания абсолютной величины дебиторской задолженности, т.е. рост ее балансовой стоимости, что, безусловно, таит в себе угрозу и рост ее невозврата в будущем. 

     

       

     

     

       

       

       

       

     

     

     

       

       

     Рис.3. Основные группы предприятий-дебиторов

 

      1.2 Политика управления дебиторской задолженностью 

     Дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в компании (фирме, организации) политики покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию собственных оборотных средств, т.е. в принципе она не выгодна предприятию, поэтому с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении.

     Теоретически дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее, этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причинам конкуренции.

     Антикризисное управление предприятием начинается с продуманного финансового анализа и, прежде всего, определения его платежеспособности. Если возникли проблемы, то необходимо поработать со своей дебиторской задолженностью. Это наиболее доступный и приносящий относительно быстрый результат способ пополнить свой счет денежными средствами. Однако это еще и сигнал к тому, что финансовый менеджер не справляется с выполнением одной из его функций - управлением дебиторской задолженностью. Остановимся на некоторых основных ее моментах.

     Управление дебиторской задолженностью включает в себя систему методов проведения расчётов за отгруженную продукцию и услуги, взыскание просроченных долгов, политику взаимоотношений с факторинговыми компаниями и коммерческими банками, с товарными и валютными биржами.

     Финансовый менеджер должен осуществлять постоянный мониторинг величины дебиторской задолженности, т. к. её чрезмерное увеличение приводит к падению платёжеспособности предприятия. Уровень дебиторской задолженности зависит, в основном, от условий расчётов с контрагентами предприятия.

     В теории и на практике выделяют два подхода к управлению дебиторской задолженностью в зависимости от того, что является предметом оценки. Им может быть:

     1.Дополнительная прибыль при изменении условий продаж и расчётов.

     В целом, при первом подходе изучаются выгода, затраты и потери из-за изменения политики реализации продукции. Его использование возможно при необходимости срочно сбыть продукцию, а также, если мощности предприятия недогружены, то либерализация расчётов целесообразна даже, если нет роста прибыли. При этом получаем социальный эффект в виде выплат заработной платы сотрудникам и дополнительной возможности погашения коммунальных услуг.

     2.Сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженности.

     Суть этого подхода заключается в максимальном сокращении финансового цикла за счёт:

     сокращения дебиторской задолженности;

     увеличения кредиторской задолженности.

     Эффект достигается за счёт ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности, которую определяют основные факторы:

     платежеспособность покупателя; оценка и классификации покупателей в зависимости от вида продукции, объёма закупок;

     определение вероятности своевременной оплаты счетов, исходя из истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты;

     решение о величине и продолжительности коммерческого кредита;

     контроль расчётов с дебиторами и оценка реального состояния дебиторской задолженности;

     политика сбора денег по просроченным кредитам;

     анализ и планирование денежных потоков;

     анализ и контроль образовавшейся дебиторской задолженности.

     При контроле осуществляется ранжирование дебиторской задолженности по срокам её возникновения. Ее ранжирование может осуществляться по кварталам, но чаще всего используют группировку по дням: 0-30 дней; 30-60 дней; 61-90 дней и 91-120 дней.

     Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т. е. оценка наличия безнадёжных долгов - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведётся отдельно по группам дебиторской задолженности.

     Ключевым моментом при управлении дебиторской задолженностью является понимание, что, с одной стороны, увеличение дебиторской задолженности приводит к увеличению объёмов продаж, это способствует отвлечению собственных средств, из-за чего может возникнуть необходимость привлечения кредита для авансирования оборотного капитала и это приведёт к увеличению издержек (за счёт платы за кредит).

     С другой стороны, при уменьшении сроков коммерческого кредита снизится и дебиторская задолженность, но уменьшатся объёмы продаж и это может привести к затратам по хранению готовой продукции, потере покупателей.

     При необходимости пополнить денежные средства целесообразнее прибегнуть к скидкам. Скидки различают по срокам, когда при оплате в определённый срок происходит уменьшение цены покупки на несколько процентов, а также по объёмам: при приобретении указанного объёма покупатель получает товар по более низкой цене.

     Принятию решения об изменении кредитной политики должна предшествовать её оценка с точки зрения влияния на прибыль предприятия. Для этого необходимо разработать прогнозные оценки для каждой из предлагаемых политик, исходя из следующих переменных:

     предполагаемый объём реализации;

     административные расходы, связанные с возвратом дебиторской задолженности;

     объём сомнительных и безнадёжных долгов;

     сумма предоставленной скидки.

     Низкая оборачиваемость дебиторской задолженности говорит о том, что предприятие излишне “любит” своих потребителей, устанавливая большие продолжительности кредитов или не требуя от потребителей выполнения контрактных условий по погашению задолженности. Такой подход, естественно, привлекателен для потребителей продукции предприятия, что несомненно сказывается на поддержании на неизменном уровне или даже увеличении объемов реализации. В то же время, низкая оборачиваемость дебиторской задолженности “вымывает” наличные деньги на предприятии, заставляя финансового менеджера искать новые источники финансирования возрастающей дебиторской задолженности. Хорошо, если это может быть обеспечено за счет поставщиков предприятия, которые также кредитуют предприятие, как само предприятие кредитует своих потребителей. Но далеко не всегда кредиторы будут также “любить” предприятие, как оно “любит” своих клиентов. И потому придется прибегать к обычно дорогим банковским ссудам.

Информация о работе Анализ дебиторской задолженности