Анализ дебиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 22:43, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – на основании изучения законодательных и нормативных актов, научной и специальной литературы рассмотреть организацию управления дебиторской задолженности на конкретном предприятии.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть методологические основы управления дебиторской задолженности предприятия;
выявить экономическую сущность дебиторской задолженности;
исследовать политику управления дебиторской задолженности;
рассмотреть современную теорию и практику эффективной организации управления дебиторской задолженности;

Содержание

Введение
Глава 1.Методологические основы управления дебиторской задолженностью предприятия
1.1 Экономическая сущность дебиторской задолженности
1.2 Политика управления дебиторской задолженностью
1.3 Современная теория и практика эффективной организации управления дебиторской задолженности
Глава 2.Анализ системы управления дебиторской задолженностью на предприятии
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ важнейших показателей, характеризующих динамику дебиторской задолженности и эффективность управления ею
2.3 Оценка и анализ прогрессивности и рациональности применяемых инструментов управления дебиторской задолженностью
Глава 3.Совершенствование управления дебиторской задолженностью на предприятии
3.1 Мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью на предприятии
3.2 Оценка экономической эффективности предполагаемых мероприятий
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Управление дебиторской задолженностью предприятия.rtf

— 1.49 Мб (Скачать документ)

     Контроль за дебиторской задолженностью включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения. Кроме того, необходим контроль безнадежных долгов с целью образования необходимого резерва. Ее ранжирование может осуществляться по кварталам, но чаще всего используют группировку по дням: 0-30 дней; 30-60 дней; 61-90 дней и 91-120 дней.

     Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т. е. оценка наличия безнадёжных долгов - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведётся отдельно по группам дебиторской задолженности.

     При анализе данного показателя принципиальным является вопрос, соответствует ли сумма неоплаченной дебиторской задолженности на конец отчетного периода сумме продаж в кредит, которая по логике должна оставаться неоплаченной с учетом предоставляемых компанией условий коммерческого кредита.

     Например, если компания продает с условием оплаты через 30 дней, то обычно сумма дебиторской задолженности должна равняться объему продаж за предыдущий месяц. Если в балансе дебиторская задолженность равняется объему реализации за 40 или 50 дней, это может означать, что ряд клиентов имеет трудности с оплатой счетов или нарушает условия кредита, либо для реализации своей продукции компания была вынуждена увеличить срок оплаты.

     Точный анализ состояния дебиторской задолженности может быть сделан только путем определения «возраста» всех счетов дебиторов по книгам компании и классификации их по количеству неоплаченных дней: 10 дней, 20 дней, 30 дней, 40 дней и т.д. - и далее путем сравнения этих сроков с условиями кредитования по каждой сделке. Но такого рода анализ требует доступа к внутренней информации компании, поэтому внешний исследователь вынужден довольствоваться довольно приблизительным показателем, сопоставляющим дебиторскую задолженность и объем реализации за 1 день и последующим соотнесением этой величины со средним значением дебиторской задолженности в течение года.

     Поэтому в процессе управления дебиторской задолженностью проводится анализ состава, причин и давности образования дебиторской задолженности (таблицы 16, 17). 

     Таблица 18.

     Анализ состава и давности образования дебиторской задолженности в ПО «Надежда» в 2006 году

     
Вид дебиторской задолженности Суммы, тыс. руб. В том числе
до 1 месяца от 1 до 3 месяцев от 3 до 6 месяцев от 6 до 12 месяцев свыше года
Краткосрочная 1078 168 454 371 85 -
В том числе:

за товары и услуги

260 168 4 88 - -
авансы выданные - - - - - -
прочая 818 - 450 283 85 -
Долгосрочная 724 - - - - 724
В том числе:

за товары и услуги

- - - - - -
авансы выданные - - - - - -
прочая 724 - - - - 724
ИТОГО 1802 168 454 371 85 724
Удельный вес, % 100 9,3 25,2 20,6 4,7 40,2
 

     По данным таблицы 16 видно, что в 2006 году дебиторская задолженность до 1 месяца в ПО «Надежда» составляет 9,3%, от 1 до 3 месяцев - 25,2%, от 3 до 6 месяцев - 20,6%, от 6 до 12 месяцев - 4,7%, свыше года - 40,2%.

     По данным таблицы 17 видно, что в 2007 году дебиторская задолженность до 1 месяца в ПО «Надежда» составляет 4,8%, от 1 до 3 месяцев - 21,6%, от 3 до 6 месяцев - 17,0%, от 6 до 12 месяцев - 12,6%, свыше года - 44,0%.

     Управление дебиторской задолженностью предполагает также контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Выявленная при анализе дебиторской задолженности тенденция снижения темпов оборачиваемости в динамики рассматривается как отрицательная характеристика финансового состояния предприятия. Большое значение имеет отбор потенциальных покупателей. Для этого целесообразно оценивать финансовое состояние предприятия-контрагента. 

     Таблица 19.

     Анализ состава и давности образования дебиторской задолженности в ПО «Надежда» в 2007 году

     
Вид дебиторской задолженности Суммы, тыс. руб. В том числе
до 1 месяца от 1 до 3 месяцев от 3 до 6 месяцев от 6 до 12 месяцев свыше года
Краткосрочная 980 84 378 298 220 -
В том числе:

за товары и услуги

60 60 - - - -
авансы выданные - - - - - -
прочая 920 24 378 298 220 -
Долгосрочная 771 - - - - 771
авансы выданные - - - - - -
прочая - - - - -  
ИТОГО 1751 84 378 298 220 771
Удельный вес, % 100 4,8 21,6 17,0 12,6 44,0
 

     3.2 Мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью на предприятии 

     Для эффективного управления дебиторской задолженностью руководству предприятия, финансовым менеджерам необходимо решать следующие задачи:

     выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;

     ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;

     определение скидок или надбавок для различных групп покупателей;

     ускорение истребования долгов;

     уменьшение бюджетных долгов;

     оценка упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.

     Главной целью управления дебиторской задолженностью в ПО «Надежда» должно являться оптимизация величины, ускорение цикла их конверсии, сокращение до минимума просроченной задолженности дебиторов.

     На всех этапах ведения хозяйственной деятельности предприятию необходимо:

     постоянно следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительный рост долга создает угрозу финансовой устойчивости предприятия;

     своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской задолженности, к которым относятся отгруженные товары, не оплаченные в срок, поставщики и покупатели по претензиям, задолженность по расчетам возмещения материального ущерба, по статье «Прочие дебиторы»;

     прогнозировать поступление денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации;

     оценивать реальную стоимость существующей дебиторской задолженности;

     следить за условиями кредитования предприятия своими поставщиками. Если предприятие сможет добиться увеличения срока погашения кредиторской задолженности, то отток денежных средств будет меньше в силу того, что большая часть запасов (в сравнении с прошлым периодом) останется неоплаченной, т.е. будет финансироваться кредиторами. Поэтому тенденция изменения сроков погашения кредиторской задолженности должна представлять непосредственный интерес для анализа платежеспособности предприятия;

     проводить инвентаризацию расчетов по кредитам и займам;

     проводить инвентаризацию расчетов по кредиторской задолженности.

     Поскольку рост кредиторской задолженности напрямую связан с приобретением материально-производственных запасов, необходимо рационально оценить структуру запасов, которая позволяет выявить запасы объем которых явно избыточен, и запасы, приобретение которых нужно ускорить. Это позволит избежать излишних вложений капитала в материалы, потребность в которых сокращается или не может быть определена.

     Эффективное управление текущей дебиторской задолженностью связано в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечением инкассации задолженности покупателей за товары, работы и услуги.

     Эффективная система установления взаимоотношений с покупателями подразумевает:

     качественный отбор клиентов, которым можно предоставлять кредит;

     определение оптимальных условий кредитования;

     четкую процедуру предъявления претензий;

     контроль за тем, как клиенты исполняют условия договора.

     Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются возможные накладки, поэтому ПО «Надежда» необходимо организовать некую систему контроля за исполнением платежной дисциплины. Эта система, называемая системой администрирования взаимоотношений с покупателями, подразумевает:

     регулярный мониторинг дебиторов по видам продукции, объему задолженности, срокам погашения и др.;

     минимизацию временных интервалов между моментами завершения работ, отгрузки продукции, предъявления платежных документов;

     направление платежных документов по надлежащим адресам;

     аккуратное рассмотрение запросов клиентов об условии оплаты;

     четкую процедуру оплаты счетов и получения платежей.

     Это повысит эффективность управления дебиторской задолженностью в ПО «Надежда». 

 

      3.3 Оценка экономической эффективности предполагаемых мер 

     Первостепенное значение в достижении оптимальной величины средств в расчетах играет рациональная организация кредитования покупателей и инкассирования причитающихся предприятию сумм. Ее суть заключается в выборе наиболее прогрессивных форм безналичных расчетов, разработка оптимальной кредитной политики, быстрой реакции, выборе правильных управленческих действий, обеспечивающих нормальное состояние средств в расчетах.

     Ключевым моментом при управлении дебиторской задолженностью является понимание, что, с одной стороны, увеличение дебиторской задолженности приводит к увеличению объёмов продаж, это способствует отвлечению собственных средств, из-за чего может возникнуть необходимость привлечения кредита для авансирования оборотного капитала и это приведёт к увеличению издержек (за счёт платы за кредит). С другой стороны, при уменьшении сроков коммерческого кредита снизится и дебиторская задолженность, но уменьшатся объёмы продаж и это может привести к затратам по хранению готовой продукции, потере покупателей. При необходимости пополнить денежные средства целесообразнее прибегнуть к скидкам. Скидки различают по срокам, когда при оплате в определённый срок происходит уменьшение цены покупки на несколько процентов, а также по объёмам: при приобретении указанного объёма покупатель получает товар по более низкой цене.

     Принятию решения об изменении кредитной политики должен предшествовать её анализ с точки зрения влияния на прибыль предприятия. Для этого необходимо разработать прогнозные оценки для каждой из предлагаемых политик, исходя из следующих переменных:

     предполагаемый объём реализации;

     административные расходы, связанные с возвратом дебиторской задолженности;

     объём сомнительных и безнадёжных долгов;

     сумма предоставленной скидки.

     Анализ дебиторской задолженности и кредитной политики ПО «Надежда» позволяет дать общие рекомендации по ее снижения и оптимизации кредитной политики:

     1. Контроль состояния расчетов с покупателями и заказчиками. Своевременное выявление просроченной (отсроченной) задолженности.

     2. Выбор по возможности большего числа покупателей и заказчиков. Сокращение риска неуплаты за продукцию, работы, услуги.

     3. Контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Увеличение дебиторской задолженности часто приводит к отсутствию средств для оплаты задолженности поставщикам и прочим кредиторам, а, следовательно, снижает финансовую устойчивость предприятия.

     По данным таблицы 18 можно сделать вывод, что в ПО «Надежда» кредиторская задолженность преобладает над дебиторской. Превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия. Поэтому руководству предприятия следует уделять внимание данному факту.

Информация о работе Анализ дебиторской задолженности