Управление прибылью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:02, дипломная работа

Описание

Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по повышению прибыльности предприятия.
Основные задачами выпускной квалификационной работы:
1. изучение теоретических основ повышения прибыльности предприятия;
2. проведение финансового анализа деятельности ООО «ПМиТНП»;
3. разработка мероприятий по управлению финансовыми результатами предприятия;
4. разработка мероприятий по управлению затратами с целью их минимизации;
5. расчет прогнозных значений основных финансовых показателей.

Содержание

Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Прибыль и её роль в рыночной экономике
1.2. Методы планирования прибыли
1.3. Управление распределением прибыли
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «ПМИТНП»
2.1 Анализ статей актива баланса ООО «ПМиТНП»
2.2 Анализ платежеспособности на основе показателей ликвидности ООО «ПМиТНП»
2.3 Анализ финансовой устойчивости
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРИБЫЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Управление финансовыми результатами предприятия
3.2 Совершенствование ценовой стратегии предприятия
3.3 Управление затратами с целью их минимизации
3.4 Расчет прогнозных значений основных финансовых показателей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Диплом по прибыли .doc

— 932.50 Кб (Скачать документ)

Для коммерческих предприятий  очень важно определить порог  окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует установить точку безубыточности. Найти точку безубыточности необходимо для определения объёма и стоимость продаж, при которых коммерческое предприятие способно покрыть все свои расходы, не получая прибыль, но и без убытка. Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на условно-постоянные и условно-переменные и расчёте маржинальной прибыли. Из выручки от реализации продукции (без НДС, акцизов, таможенных пошлин) вычитаются условно-переменные затраты и получается маржинальная прибыль. Далее из маржинальной прибыли вычитаются условно-постоянные расходы и определяется финансовый результат (прибыль или убыток).

Точка безубыточности – это такой объём выручки, при котором предприятие не получает ни прибыли, ни убытка (рис. 1.2).

Три главные лини показывают зависимость переменных затрат, постоянных затрат и выручки от объёма производства. Точка критического объёма производства, при котором величина выручки о реализации равна её полной себестоимости.

После определения точки  безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта операционного рычага, т. е. того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объём реализации, не приходя к убыточности. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к ещё более сильному изменению прибыли. Действие эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постояннных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объёма производства и реализации. Чем выше доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И наоборот, при росте объёма продаж доля условно-постоянных расходов в себестоимости падает и воздействие операционного рычага уменьшается.

Затраты,

            выручка  выручка от


 реализации


 

  точка критического

        объёма

     производства зона прибыли


 переменные


затраты

 


 

                                  постоянные


издержки


зона убытков 



 

Объём 

производства, шт

                            Рис. 1.2  Определение точки безубыточности

 

Метод воздействия операционного  рычага в современных условиях широко используется  в планировании прибыли.

Для расчёта плановой прибыли в системе генерального бюджета предприятия составляется прогнозный отчёт о прибылях и убытках, где рассчитывается плановый объём прибыли.

 

1.3.   Управление распределением прибыли

 

Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется не только результатами ее формирования, но и характером ее распределения. Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предпринимателей, так и формирование доходов Российского государства. Распределение прибыли является составной и неразрывной частью общей системы распределительных отношений и, пожалуй, наравне с распределением дохода физических лиц, самой главной.

Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия. Характер распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность. Эта роль обусловлена следующими основными положениям:

Распределение прибыли непосредственно реализует  главную цель управления ею - повышение уровня благосостояния собственников предприятия. Оно формирует пропорции между текущими выплатами им дохода на капитал (в форме дивидендов, процентов) и ростом этих доходов в предстоящем периоде (за счет обеспечения возрастания вложенного капитала). При этом собственники предприятия самостоятельно формируют эти направления удовлетворения своих потребностей во времени.

Распределение прибыли является основным инструментом воздействия на рост рыночной стоимости предприятия. В прямой форме это воздействие проявляется в обеспечении прироста капитала в процессе капитализации части распределенной прибыли, то есть ее накопления.

Пропорции распределения прибыли определяют темпы реализации стратегии развития предприятия. Эта стратегия реализуется в процессе инвестиционной деятельности предприятия, объемы которой определяются возможностями формирования финансовых ресурсов, в первую очередь, за счет внутренних источников. А реинвестируемая в процессе распределения прибыль является основным из этих внутренних источников.

 Характер  распределения прибыли   является   важнейшим   индикатором инвестиционной привлекательности предприятия.  

В  процессе привлечения капитала из внешних источников уровень выплачиваемых дивидендов (или других форм инвестиционного дохода) является одним из основных оценочных критериев, определяющих результат предстоящей эмиссии акций.

Распределение прибыли является одной из действенных форм воздействия на трудовую активность персонала предприятия. Объемы и формы участия персонала в прибыли определяют уровень трудовой мотивации работников способствуют стабилизации персонала и росту производительности труда.       

Пропорции распределения прибыли формируют уровень обеспечения дополнительной социальной защищенности работников. В условиях низкой действенности государственных форм защиты занятых работников, эта роль распределительного механизма прибыли на предприятии позволяет дополнить их минимальную социальную защищенность.

Характер распределения  прибыли оказывает влияние на уровень текущей платежеспособности предприятия. Выплаты прибыли, предусмотренной к потреблению собственниками и персоналом предприятия, осуществляются, как правило, в денежной форме, т.е. в форме основного актива, обеспечивающего платежеспособность по неотложным финансовым обязательствам. При большом объеме выплат прибыли на цели потребления, уровень может существенно снизиться.

В процессе формирования политики распределения прибыли осуществляется ее распределение по следующим основным направлениям (см. рис. 1.3)

Рис. 1.3 Основные направления распределения прибыли

 

Взаимоотношения предприятия и  государства по поводу прибыли строятся на основе налогообложения прибыли, которое регламентируется Налоговым кодексом (часть II, глава 25 от 1 января 2002г.). После уплаты налога на прибыль предприятие получает в свое распоряжение оставшуюся, так называемую, чистую прибыль. Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, должна распределяться в условиях реформирования экономики самостоятельно хозяйствующими субъектами в зависимости от стратегических и тактических целей деятельности. Никакие органы, в том числе государство не имеют право вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Объективная граница распределения чистой прибыли обуславливается тем, что существует теоретическая закономерность, согласно которой определена часть прибыли, которую товаропроизводитель должен произвести на накопление, и другую часть - на потребление. Ориентиром для соотношения между накоплением и потреблением должно быть состояние производственных фондов и конкурентоспособность выпускаемой продукции. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.

Опыт развития хозяйствующих  субъектов рыночных государств показывает, что существуют оптимальные пропорции распределения чистой прибыли на накопление и потребление, оцениваемые специалистами как 65-35 и 70-30. Это означает, что каждое предприятие для успешной деятельности на накопление должно направлять 65-70% чистой прибыли. Приведенные пропорции важны еще и тем, что на уровне макроэкономики они формируют пропорцию между производством в отраслях, производящих средства производства, и в отраслях, производящих предметы потребления. Кроме того, первая пропорция свидетельствует о том, что на производство 35 единиц предметов потребления в стоимостном выражении необходимо 65 единиц средств производства в стоимостном выражении. Соответственно, чем больше уровень производительности труда в обществе, тем меньше прибыли необходимо направлять на накопление и больше возможности удовлетворить потребности членов общества.

Тенденции развития государств, как рыночных, так и нерыночных подтверждает эту закономерность. Однако развитые государства сталкиваются с проблемой удорожания сырья и материалов в виду постоянного исчерпывания природных запасов на всей планете. Это сказывается на том, что даже в развитых государствах сохраняется необходимость поддержания высоких темпов накопления прибыли.

Распределение прибыли, находящейся  в распоряжении предприятия, регламентируется внутренними документами, как правило, в учетной политике предприятия. Внутренние аспекты распределительного процесса фиксируются в Уставе предприятия. В соответствии с Уставом или решением распорядительного органа на предприятии создаются фонды: накопления, потребления и резервные фонды.

До принятия 25 главы НК валовая  прибыль уменьшалась на величину льготируемых затрат, которые планировалось произвести и оплатить за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Таким образом, фонды накопления использовались на финансирование НИОКР, а также работ по созданию, освоению и внедрению новой техники, на совершенствование технологий и организации производства, на модернизацию оборудования, улучшение качества продукции, разработку и освоение новых видов продукции, на финансирование затрат, связанных с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятия и новым строительством объектов, проведение природоохранных мероприятий. Кроме того, помимо прямого направления чистой прибыли на производственные нужды, она являлась источником уплаты процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных средств. Сейчас, ликвидируя льготы, государство выбрало политику значительного удорожания производства. Так, расходы, связанные с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции, в частности, расходы на изобретательство, а также работы по созданию и совершенствованию технологий, созданию новых видов сырья и материалов; затраты, связанные с подготовкой и освоением новых производств, цехов и агрегатов относятся к расходам, связанным с производством и реализацией, включаемым в себестоимость продукции. Это касается и природоохранных мероприятий, расходы по которым относят к материальным затратам.

Накопленная прибыль может быть направлена в Уставные капиталы других предприятий. За счет чистой прибыли  уплачиваются некоторые виды налогов, например, налог на прибыль и платежи  за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Производятся отчисления в Российский фонд фундаментального исследования, фонд технологического развития, гуманитарный научный фонд. Формируются страховые фонды.

Та часть, которая используется на потребление, направляется на удовлетворение социальных нужд и социальное развитие. Так из чистой прибыли выплачиваются единовременные пособия уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям. Производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной продолжительности, оказывается материальная помощь, а также расходы на бесплатное или льготное питание (исключая питание отдельных категорий работников, относимое на затраты производства), выплачивается компенсация удорожания в стоимости питания, оплачиваются путевки на лечение или отдых и т.д.

Особое значение имеет направление чистой прибыли на выплату дивидендов по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятия. При этом следует заметить, что для акционерных обществ направление чистой прибыли на выплату дивидендов, является важнейшей проблемой их политики и стратегии. От размера дивидендов зависит курс акций данного предприятия, объем и возможное изменение собственного капитала, необходимость привлечения внешних источников.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия служит источником финансирования не только производственного и социального развития, а также материального поощрения, но и в случае нарушения предприятием действующего законодательства, уплаты штрафов и пени в бюджет и внебюджетные фонды (например, при сокрытии прибыли от налогообложения).

В условиях перехода к рыночным отношениям возникает необходимость резервировать средства в связи с проведением рисковых операций и как следствие этого - потери доходов от предпринимательской деятельности. Поэтому при использовании чистой прибыли, предприятие вправе создавать финансовый резерв, то есть резервный фонд. Размер этого резерва должен составлять не менее 15% Уставного капитала. Ежегодно резервный фонд пополняется за счет отчислений, составляющих не менее 5% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию, на разработку, внедрение новой техники, прирост собственных оборотных средств и восполнение их недостатка, на другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива.

С расширением спонсорской деятельности часть чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды, на оказание помощи театрам, организацию художественных выставок и другие цели.

Итак, наличие чистой прибыли, создающей стимулирующие условия хозяйственного развития предприятий и организаций при переходе к рынку является важным фактором успешной предпринимательской деятельности.

Информация о работе Управление прибылью предприятия