Учет, контроль и анализ расходов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2011 в 16:20, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является исследование теоретических и практических основ оценки расходов предприятия.

Для достижения цели дипломной работы поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы оценки и управления расходами предприятия;

- провести оценку динамики финансовых результатов предприятия;

- провести анализ механизма формирования расходов;

-разработать предложения и мероприятия, направленные на оптимизацию расходов предприятия

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты учета и анализа расходов организации

Классификация расходов организации
1.2 Нормативно-правовое обеспечение бухгалтерского учета расходов предприятия

Синтетический и аналитический учет расходов
Цель, задачи и источники анализа расходов
Методы учета расходов на производство
Учет расходов организации по направлениям затрат
Учет расходов на предприятии ЗАО «Евро-Жилстрой» согласно учетной политике
2. Анализ расходов в ЗАО «Евро-Жилстрой»

2.1 Характеристика предприятия ЗАО «Евро-Жилстрой»

2.2 Анализ динамики и структуры затрат на производство продукции

2.3 Анализ использования материальных ресурсов

2.4 Анализ затрат на рубль товарной продукции

2.5 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

3. Предложения и мероприятия по оптимизации расходов предприятия

3.1 Особенности российской и западной системы учеты расходов

3.2 Разработка предложений и мероприятий, направленных на оптимизацию расходов предприятия

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

для передачи.doc

— 619.00 Кб (Скачать документ)
Показатель Этапы сравнения Отклонение
  1 2 3 отчета от прош. года
1.Выручка  от реализации продукции, работ, услуг, тыс.руб. 71338

(прошлый год)

112434

(отчетный год)

112434

(отчетный год)

+41096
2.Прибыль,  тыс.руб. (стр.050 формы 2) 6752 6752 3454 -3298
3.Рентабельность,% 9,46 6,0 3,1 -6,36
Отклонение  рентабельности от предыдущего этапа, % - -3,46 -2,9 -6,36
Факторы вызвавшие отклонение   Увеличение  выручки Снижение прибыли -

 

      Увеличение выручки приводит к  уменьшению показателя рентабельности и наоборот, рост прибыли влияет на увеличение рентабельности.

 

     Таблица 4.8

     Анализ  уровня рентабельности способом цепных подстановок за 2006 год

Показатель Этапы сравнения Отклонение
  1 2 3 отчета от прош. года
1.Выручка  от реализации продукции, работ, услуг, тыс.руб. 112434

(прошлый год)

212400

(отчетный год)

212400

(отчетный год)

+99966
2.Прибыль,  тыс.руб. (стр.050 формы 2) 3454 3454 7184 +3730
3.Рентабельность,% (стр.2/стр.1*100) 3,1 1,6 3,4 +0,3
Отклонение  рентабельности от предыдущего этапа, % - -1,5 +1,8 +0,3
Факторы вызвавшие откл.   Увеличение  выручки Увеличение прибыли -
 

     Увеличение  выручки приводит к уменьшению показателя рентабельности и наоборот, рост прибыли  влияет на увеличение рентабельности.

 

 

      3. Предложения и мероприятия по оптимизации расходов предприятия

 

     3.1 Особенности российской и западной системы учеты расходов

 

     Основная  идея, находящая свое воплощение в  современных концепциях учета расходов, разрабатываемых ведущими европейскими и американскими экономистами, заключается  в том, что процесс формирования затрат рассматривается непосредственно основным элементам (организационная структура, учет, технический процесс и т. п.). Кроме того, в современных условиях постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры появилась необходимость определять изменения затрат в зависимости от количества на производимой и реализуемой продукции. Такая зависимость (между объемом производства, затратами и прибылью от реализации данного товара) оказалась в центре внимания при классификации затрат. Согласно основанной на таком подходе методике для достижения максимальной прибыли нужно, в первую очень, определить необходимый размер выпуска (и реализации) продукции. И конкретной практике применения методов расчета затрат для анализа деятельности предприятий в России и в западных странах имеются как сходства, так и различия. В России широко используется категория себестоимости. Теоретически в нее должны входить нормативные (экономически обоснованные) производственные затраты, но на практике к ней относят также сверхнормативный расход сырья, материалов и т.д. Это нередко усложняет анализ и заставляет многих экспертов говорить о «непрозрачности» балансов российских предприятий. Таков в данном случае недостаток применяемого как в России, так и в западных странах для калькулирования себестоимости метода деления затрат прямые и косвенные. Иначе его еще называют методом поглощения.

     Необходимо  выделить основную идею, которая проходит красной нитью через все разработки теоретиков экономического анализа: учет и анализ хозяйственной деятельности предприятия должны быть обращены в будущее. Следовательно, в целях перспективного анализа должны учитываться только самые существенные или естественные затраты. Эта идея была воплощена первоначально в методе standart costs, в рамках развития которого появилось следующее правило: все сверхнормативные расходы должны относиться на виновных лиц и никогда не включаться в счета, отражающие затраты.

     Однако, как выявили дальнейшие исследования, standart costs может применяться только в тех хозяйствах, где есть механизм выявления отклонений и где выполняются следующие правила:

     - все расходы должны быть указаны  в сопоставлении со стандартами  (нормативами);

     - увеличение и уменьшение при  сравнении расходов со стандартами.

     Практический  опыт применения позволяет сделать вывод преимуществах метода standart costs. Он дает возможность оптимизировать запасы материальных ценностей, помогает выявить скрытые резервы, обеспечивает сопоставимость в анализе экономических тенденций, стимулирует работу коллектива. Идеи, заложенные в основу метода, оказали большое влияние на развитие экономического учета и анализа как в Америке, так и в Европе.

     Дальнейшее  свое развитие эти идеи получили в  таких системах, как метод прямого  счета и центры ответственности.

     В методе прямого счета используется описанное выше деление затрат (издержек) на постоянные и переменные. При этом прямые и часть косвенных затрат относятся к переменным, а оставшаяся часть косвенных затрат (не зависящих от объема производства) – к постоянным.

     Концепция центров ответственности возникла в развитие идея использовать отклонения от расчетных нормативов для оценки работы тех или иных менеджеров. Согласно данной методике необходимо, прежде всего, определить границы и степени ответственности лиц, принимающих решения, за результаты своей работы. Следует отличать центры ответственности от центров возникновения затрат. Например, работающий в цехе вентилятор это место возникновения затрат, а электрик, учитывающий расход электроэнергии, — центр ответственности.

     В данной концепции действует следующее  правило: каждую структурную единицу предприятия обременяют только те расходы или доходы, за которые она может отвечать и которые контролирует.

 

     3.2 Разработка предложений и мероприятий, направленных на оптимизацию расходов предприятия

 

     Управление  себестоимостью продукции включает планирование, учет, регулирование, отчет  и принятие мер по её снижению. В  этих целях используется система  показателей себестоимости, которая  в современный период представлена следующем:

     - Смета затрат на производство (по экономическим элементам затрат).

     - Себестоимость всей товарной продукции (по статьям калькуляции).

     - Себестоимость единицы важнейших изделий.

     - Затраты на рубль товарной продукции:

 

     З = Сп/ТП*100

 

     Где З – затраты на рубль товарной продукции,

     Сп  – сумма полной себестоимости  товарной продукции,

     ТП  – сумма товарной продукции в  действующих ценах.

     Чем ниже этот показатель, тем ниже себестоимость, больше прибыли от реализации товарной продукции, выше рентабельность продукции  производства. Снижение затрат на рубль товарной продукции:

 

     Сс = Зо-Зп/Зо*100

 

      где Сс – процент снижения затрат на рубль товарной продукции, %

     Зо  – затраты на рубль товарной продукции  базового периода

     Зп  – затраты на рубль товарной продукции  планового периода.

     В процессе управления при разработке мероприятий по снижению затрат экономическая оценка производится двумя методами – методом факторного счета и методом прямого счета.

     Расчет  снижения себестоимости продукции методом факторного счета заключается в выявлении факторов, снижающих её и их экономической оценке по формуле:

 

     Сс = И*Д/100, %

 

     где Сс – снижение себестоимости, %

     И – изменение по данной статье калькуляции, экономическому элементу затрат, %

     Д – удельный вес данной статьи, элемента затрат в полной себестоимости, %.

     Методика  расчета снижения себестоимости  прямым счетом производится аналогично методике определения экономии текущих  затрат при внедрении новой техники  или подобных мероприятий.

     В этом случаи себестоимость рассматривается  как совокупность материальных и трудовых затрат и накладных расходов на управление и обслуживание производством.

     Соответственно  общая экономия на снижение затрат сложится из экономии на этих затратах:

 

     Эо = Эм+Эзп+Энр

 

     Где Эо – общая экономия от снижения себестоимости,

     Эм  – экономия на материальных затратах,

     Эн/Зп – экономия на заработной плате  персонала со всеми начислениями по законодательству,

     Энр – экономия на накладных расходах.

     Экономия  на материальных затратах определяется как:

 

     Эм = (Ро-Рн)*А*Ц

 

     Где Ро – удельный расход материалов (сырья, основных вспомогательных материалов, топлива и энергии и др.) до внедрения, базовая.

     Рн  – то же после внедрения, расчетная.

     А – объем производства продукции  в натуре.

     Ц – цена за единицу материальных ресурсов.

     Тогда процент снижения себестоимости составит:

 

     Сс = Эо/Сп*100

 

     Где Сс – процент снижения себестоимости, %

     Эо  – общая экономия затрат

     Сп  –полной себестоимости товарной продукции до внедрения мероприятий в сопоставимых объемах производства.

     Управление  себестоимостью продукции представляет собой рутинный повторяющийся процесс, в ходе которого постоянно пытаются изыскать возможности обоснованного сокращения расходов и затрат. В рамках одного производственного цикла и в наиболее общем виде этот процесс может быть представлен в виде достаточно очевидных последовательных процедур:

     - прогнозирование и планирование затрат (определяются долго- и краткосрочные тенденции изменения отдельных видов затрат, задаются их ориентиры, обеспечивающие выход на определенные значения показателей прибыли и рентабельности);

     - нормирование затрат (устанавливаются  технически-обоснованные нормативы  в натуральных и стоимостных  оценках по отдельным видам  затрат, технологическим процессам,  центрам ответственности);

     - учет затрат (учитываются затраты в заданной номенклатуре статей);

     - калькулирование себестоимости (распределяются фактические расходы и затраты на объекты калькулирования себестоимости, т.е. исчисляется фактическая себестоимость продукции);

Информация о работе Учет, контроль и анализ расходов предприятия