Статистический анализ исполнения федерального бюджета Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 15:12, курсовая работа

Описание

Данная работа будет посвящена статистическому анализу исполнения федерального бюджета Российской Федерации (бюджета первого уровня), изучению его структуры и динамики, определению тенденции изменения доходов и расходов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТА 5
2. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕЁ НАЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ 7
3. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЮДЖЕТА 9
4. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13
4.1. Анализ структуры доходов бюджета 13
4.2. Анализ структуры расходов бюджета 15
4.3. Анализ доходов и расходов бюджета индексным методом 17
4.4. Анализ динамики доходов бюджета 19
4.5. Прогнозирование доходов бюджета на основе трендовых моделей 22
4.6. Анализ взаимосвязи показателей бюджета и ВВП 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа состоит из  1 файл

статистика федер бюджета.doc

— 751.00 Кб (Скачать документ)

 

В таблицу 9 сведем данные расчета из приложения 3.

Таблица 9. Сводные данные для прогнозирования расходов (млрд. руб.)

Форма тренда

уравнение тренда

ср. отклонение

ср. квадрат. отклон.

коэфф. колеблемости

коэфф. автокорелляции

линейная

Y=2483,467+725,302×t

975,715

1138,981

17,60%

0,066

парабо-лическая

Y=1176,273+1378,893t–59,417t2

1121,197

1102,864

17,04%

0,129


t – временной индекс (1-10)

 

Из уравнения линейного тренда видно, что среднее значение расходов в 2000 году – 2483,467 млрд. руб., причем в течение изучаемого периода (2000 – 2009 гг.) расходы росли в среднем на 125,302 млрд. руб. в год (табл. 9). При прогнозировании доходов федерального бюджета, по рассчитанным коэффициентам автокорреляции более пригодным для прогнозирования является линейная форма тренда, так как значение этого коэффициента меньше у линейного тренда. Из приложения 3 видим, что значение доходов федерального бюджета в 2010 году составит 10461,793 ±1824,742 млрд. руб.

 

4.6. Анализ взаимосвязи показателей бюджета и ВВП

 

ВВП ‑ макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.

Выделяют номинальный и реальный ВВП. Номинальный (абсолютный) ВВП выражен в текущих ценах данного года. Реальный (с поправкой на инфляцию) ‑ выражен в ценах предыдущего или любого другого базового года. ВВП в сопоставимых ценах 2009 года представлен в табл. 8.

По данным таблицы 8 построим графики изменения ВВП и доходов федерального бюджета в ценах 2009 года (рис. 8).

 

 

Рисунок 8. Графики изменения ВВП и доходов бюджета ВП

 

Из рисунка 8 видно, что доходы бюджета и ВВП РФ с 2000 до 2008 года возрастают (доходы с 3166,90 млрд. руб. до  10092,20 млрд. руб.; ВВП с 26395,43 млрд. руб. до  41668,01 млрд. руб.), а в связи с кризисом 2008 года произошло резкое снижение данных показателей до 7337,80 млрд. руб. – доходы и 39100,70 – ВВП.

Корреляционно-регрессионный анализ является основным в изучении взаимосвязи явлений.

Данный метод содержит две свои составляющие части ‑ корреляционный анализ и регрессионный анализ.

Связь как синхронность (согласованность) – корреляционный анализ.

Связь как зависимость (влияние) – регрессионный анализ (причинно-следственные связи).

Корреляционный анализ ‑ это количественный метод определения тесноты и направления взаимосвязи между выборочными переменными величинами. Регрессионный анализ ‑ это количественный метод определения вида математической функции в причинно-следственной зависимости между переменными величинами.

В регрессионном анализе один из признаков зависит от другого.

Первый (зависимый) признак называется в регрессионном анализе результирующим, второй (независимый) – факторным.

Не всегда можно однозначно определить, какой из признаков является независимым, а какой – зависимым. Часто связь может рассматриваться как двунаправленная.

Для оценки силы связи в теории корреляции применяется шкала английского статистика Чеддока: слабая ‑ от 0,1 до 0,3; умеренная ‑ от 0,3 до 0,5; заметная ‑ от 0,5 до 0,7; высокая ‑ от 0,7 до 0,9; весьма высокая (сильная) ‑ от 0,9 до 1,0.

Линейная корреляция характеризует линейную взаимосвязь в вариациях переменных. Она может быть парной (две коррелирующие переменные) или множественной (более двух переменных), прямой или обратной ‑ положительной или отрицательной, когда переменные варьируют соответственно в одинаковых или разных направлениях [5].

В нашем случае имеются две коррелирующие переменные: доходы федерального бюджета и ВВП РФ, следовательно, взаимосвязь парная. Проведем корреляционно-регрессионный анализ с помощью параметров, представленных в таблице 10.

 

Таблица 10. Критерии корреляционно-регрессионного анализа

Параметр

Характеристика

Оптимальное значение

Коэффициент вариации

Уровень отклонения значений факторов от средней анализируемой совокупности

Меньше 33%

Коэффициент парной корреляции

Характеризует тесноту связи между i-м фактором и функцией. Применятся для отбора факторов

Больше 0,1

Коэффициент детерминации

Характеризует степень влияния на функцию включенных в модель факторов. Равен квадрату коэффициента множественной корреляции

Больше 0,5

Критерий Фишера

Характеризует значимость уравнения регрессии. Применяется для выбора моделей

Должен быть больше табличного значения

Критерий Стьюдента

Характеризует существенность факторов, входящих в модель. Применяется для выбора модели

Больше 2,0 (при вероятности равной 0,95)

Корреляционно-регрессионный анализ провели в программе StatWоrk, результаты анализа представлены в приложении 3.

Из приложения 3:

1. Коэффициент вариации равен 0,3777 или 37,77%. значение больше оптимального, следовательно, совокупность неоднородная.

2. Коэффициент парной корреляции равен 0,951, показывает, что связь между признаками прямая, сильная.

3. Коэффициент детерминации равен 90,38%, показывает, что уровень доходов на 90,38% зависит от ВВП.

4. Критерий Фишера.

Fкр находим из справочной таблицы Фишера – Снедекора.

Fкр (υ1 =1, υ2 =8) = 5,32

Fфакт = 75,127

Так как Fфакт>Fкрит, то регрессионную модель в целом можно считать адекватной, и поэтому можно использовать ее для прогнозирования.

5. Критерий Стьюдента.

tкр находим из справочной таблицы Стьюдента

tкр(υ =8, α =0,05) = 2,306

tфакт = 4,519

Так как tфакт>tкрит, то нулевая гипотеза о равенстве коэффициента регрессии нулю отклоняется, и расчёт коэффициента регрессии считается достоверным с вероятностью 0,99. Это значит, что коэффициенты регрессии значимы и зависимость между признаками существенна.

Построим уравнение парной регрессии:

 

у = -7243,033 + 411,388х1

 

Оно показывает, что при увеличении ВВП на 1 млрд. руб. доходы областного бюджета Вологодской области увеличатся на 411,388 млрд. руб.

 

 

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система и входящий в ее состав государственный бюджет.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Основными функциями бюджета являются:

1.      перераспределение национального дохода и ВВП;

2.      государственное регулирование и стимулирование экономики;

3.      финансовое обеспечение социальной политики;

4.      контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Доходы бюджетов разных уровней формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также доходов целевых внебюджетных фондов. Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления

При изучении структуры доходов федерального бюджета видно, что большую часть в структуре доходов федерального бюджета РФ составляют налоговые платежи, но их доля постепенно снижется с 56, 05% в 2008 г. до 52, 24% в 2010г.

В связи с экономическим кризисом, в 2009 году снизилась доля поступлений по большему количеству статей дохода, кроме НДС, ЕСН и доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

При изучении структуры расходов федерального бюджета видно, что большую часть в структуре расходов федерального бюджета РФ занимают межбюджетные трансферты и их доля постоянно возрастает с 35,33% в 2008 г. до 49,8% в 2010г.

Анализируя остальные расходные статьи, мы видим, что, как и в структуре доходов, в связи с экономическим кризисом, в 2009 году снизилась доля расходов по большему количеству статей, при этом увеличились расходы на национальную экономику с 13,54% в 2008г. до 17,09% в 2009г.

В 2010 году по сравнению с 2009 годом произошел рост почти всех показателей, кроме расходов на национальную экономику.

При анализе доходов и расходов бюджета индексным методом, мы видим, что реальные доходы бюджета РФ в 2010 году в целом, были выше, чем в 2009 году на 3,7%. Рост реальных доходов наблюдается по налоговым доходам на 2,8%, по неналоговым доходам на 4,6%.

Реальные расходы бюджета РФ в 2010 году в целом сократились в 2009 году на 19,1%. Снижение  реальных расходов происходит почти по всем показателям:

В 2010г. по сравнению с 2009г. возросли реальные расходы только на жилищно-коммунальное хозяйство на 19,7%.

Проведя анализ динамики доходов федерального бюджета РФ получили, что за период с 2005 г. по 2010 г. доходы возросли на 35,8 млрд. руб. Наибольший рост доходов наблюдался в 2006 году по сравнению с 2005 г. – на 1021,4 млрд. руб. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. наблюдалось снижение доходов на 3007,8 млрд. руб. В первом случае значение 1 % прироста (12,35%) равно 82,7 млрд. руб., во втором (- 27,29%) – 110,21 млрд. руб.

В среднем за рассматриваемый период доходы бюджета РФ составили 9198,2 млрд. руб. За 6 лет они в среднем возросли на 7,16 млрд. руб. или на 0,09%, среднее значение 1% прироста составляет 93,77 млрд. руб.

Информация о работе Статистический анализ исполнения федерального бюджета Российской Федерации