Статистический анализ исполнения федерального бюджета Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 15:12, курсовая работа

Описание

Данная работа будет посвящена статистическому анализу исполнения федерального бюджета Российской Федерации (бюджета первого уровня), изучению его структуры и динамики, определению тенденции изменения доходов и расходов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТА 5
2. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕЁ НАЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ 7
3. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЮДЖЕТА 9
4. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13
4.1. Анализ структуры доходов бюджета 13
4.2. Анализ структуры расходов бюджета 15
4.3. Анализ доходов и расходов бюджета индексным методом 17
4.4. Анализ динамики доходов бюджета 19
4.5. Прогнозирование доходов бюджета на основе трендовых моделей 22
4.6. Анализ взаимосвязи показателей бюджета и ВВП 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа состоит из  1 файл

статистика федер бюджета.doc

— 751.00 Кб (Скачать документ)


 

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Вологодская государственная молочнохозяйственная
академия имени Н.В. Верещагина»

 

 

Экономический факультет

Специальность «Финансы и кредит»

Кафедра статистики и экономического анализа

 

 

Экстернат

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

 

По дисциплине «Статистика финансов и кредита»

 

 

На тему: «Статистический анализ исполнения федерального бюджета
Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

Выполнил                                                                                

шифр

 

 

Проверила

старший преподаватель                                                         

 

 

 

 

Вологда – Молочное

2012


Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТА

2. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕЁ НАЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ

3. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЮДЖЕТА

4. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4.1. Анализ структуры доходов бюджета

4.2. Анализ структуры расходов бюджета

4.3. Анализ доходов и расходов бюджета индексным методом

4.4. Анализ динамики доходов бюджета

4.5. Прогнозирование доходов бюджета на основе трендовых моделей

4.6. Анализ взаимосвязи показателей бюджета и ВВП

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

      первый уровень ‑ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

      второй уровень ‑ бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

      третий уровень ‑ местные бюджеты.

Сбором и обработкой информации о доходах и расходах бюджета занимается статистика. С помощью статистики производят анализ выполнения плана и динамики доходов и расходов бюджетов разных уровней, изучение их состава, выявление закономерностей в динамике и составе бюджетов.

При выполнении этих задач статистика опирается на отчетность об исполнении бюджета.

Данная работа будет посвящена статистическому анализу исполнения федерального бюджета Российской Федерации (бюджета первого уровня), изучению его структуры и динамики, определению тенденции изменения доходов и расходов. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:

      рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;

      рассмотреть бюджетную классификацию РФ, её назначение и особенности;

      рассмотреть основные показатели бюджета;

      проанализировать структуру федерального бюджета за 2008-2010 гг., то есть рассмотреть его доходы и расходы, проследить изменения в них и выявить причины изменений;

      проанализировать динамику расходов и доходов федерального бюджета за 2005-2010 гг., то есть рассчитать абсолютные и относительные показатели роста и средние показатели изменения доходов  и расходов;

      провести прогнозирование доходов бюджета на основе трендовых моделей;

      провести анализ взаимосвязи показателей бюджета РФ и валового внутреннего продукта.

Объектом исследования данной курсовой работы является федеральный бюджет Российской Федерации.

В процессе написания работы были использованы следующие методы: описательный, графический, табличный, метод расчета показателей динамики, корреляционно-регрессионный анализ.

 


1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТА

 

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система и входящий в ее состав государственный бюджет.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого.

Госбюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода (НД) и ВВП, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.

Госбюджет выполняет следующие функции:

      перераспределительную (перераспределение ВВП);

      регулирующую (государственное регулирование и стимулирование экономики);

      стимулирующую (финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства);

      контролирующую (контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств).

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку и развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет 2 взаимосвязанные стадии:

      образование доходов бюджета;

      использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

По уровню управления госбюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджет субъектов Федерации [2].


2. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕЁ НАЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ

 

Бюджетная классификация – это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемых для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и обеспечивающих сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Бюджетные доходы и расходы по своему составу, источникам, направлениям использования и иным признакам разнообразны.

Обязательным условием функционирования и эффективности всего бюджетного процесса является регламентация источников доходов и определение целей бюджетных затрат.

В основе бюджетной классификации лежит группировка показателей, дающая возможность представить в социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирование доходов и направление средств, их состав и структуру.

Ясность, четкость являются основными важнейшими требованиями, которые предъявляются к бюджетной классификации.

Умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации, позволяет увидеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и тем самым повлиять на ход экономических и социальных процессов.

Сопоставление плановых и отчетных данных, сравнение и анализ соответствующих показателей помогают делать обоснованные выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов.

Группировка расходов и доходов облегчает проверку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения каких-либо потребностей.

Классификация помогает создать условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полной и своевременной аккумуляцией средств, за использованием их по целевому назначению.

Классификация помогает сопоставлять доходы с расходами по отчетам об исполнении бюджета, что способствует экономному расходованию средств, контролю за соблюдением финансовых планов.

В условиях самостоятельности всех звеньев бюджетной системы классификация становится базой для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей в территориальном, отраслевом разрезе.

Бюджетная классификация является обязательной для всех учреждений и организаций и строится в соответствии с требованиями, которые определяются бюджетным законодательством РФ [2].

Согласно БК РФ, бюджетная классификация включает:

1) классификация доходов бюджетов РФ – это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, основанная на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

2) классификация доходов бюджетов РФ включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов. Экономическая классификация доходов – это группировка операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.

Группы доходов состоят из статей доходов, которые объединяют виды доходов по источникам и способам их получения. Все бюджетные доходы объединены в четыре группы:

1) «налоговые доходы» включают подгруппы: налоги, взимаемые от фонда оплаты труда, прямые налоги, прирост капитала, платежи за пользование природными ресурсами, налоги на имущество, налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции и иные виды налогов, пошлин;

2) «неналоговые доходы» включают: доходы от имущества, которое находится в собственности муниципальной или государственной; административные платежи и сборы; штрафные санкции, возмещение ущерба; доходы от реализации имущества, которое находилось в муниципальной или государственной собственности; доходы от продажи земли и нематериальных активов; доходы от внешнеэкономической деятельности; поступление капитальных трансфертов из негосударственных источников и др.;

3) «безвозмездные перечисления» – перечисления от государственных предприятий, от государственных внебюджетных фондов, от нерезидентов, от бюджетов других уровней, от наднациональных организаций;

4) «перечисления от государственных бюджетных фондов» – дорожный и экологический фонды [1].

Администраторы поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ – это органы государственной власти, Центральный банк РФ, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющими в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Информация о работе Статистический анализ исполнения федерального бюджета Российской Федерации