Расчет экономической эффективности промышленного производст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 18:16, дипломная работа

Описание

Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоление бесхозяйственности активизации производства, инициативы и т.д.

Содержание

Введение

Глава 1. Предприятие в рыночных условиях хозяйствования

1.1 Понятие и классификация предприятий

1.2 Жизненный цикл предприятия

1.3 Организация деятельности предприятия

1.4 Стратегия развития предприятия

Глава 2. Производственная программа предприятия.

2.1 Расчет производственной программы.

2.2 Расчет производственной мощности предприятия.

2.3 Обоснование производственной программы.

2.4 Расчет дополнительных показателей.

Глава 3. Определение себестоимости промышленной продукции.

3.1 Расчет затрат на сырье и материалы с учетом возвратных отходов.

3.2 Расчет затрат на топливо, энергию, воду.

3.3 Расчет фонда заработной платы работающих.

3.5 Определение общепроизводственных расходов.

3.6. Потери от брака.

3.7. Прочие производственные расходы.

3.8. Общехозяйственные расходы.

3.9. Внепроизводственные (коммерческие) расходы.

Глава 4. Расчет экономической эффективности промышленного производства.

Заключение

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Расчет экономической эффективности промышленного производства.doc

— 853.50 Кб (Скачать документ)

во-первых, из единого центра управлять меньшим количеством крупных объектов было легче, чем большим количеством мелких объектов;

во-вторых, централизованная государственная система в значительно меньшей степени заинтересована в развитии малого предпринимательства, чем рыночная, и, будучи монополистом в рамках всего народного хозяйства, практически полностью застрахована от конкуренции и негативных последствий монополизма со стороны крупных предприятий и объединений внутри самой системы;

в-третьих, крупномасштабное производство независимо от форм собственности и государственного устройства в принципе эффективнее и стабильнее мелкомасштабного.

Крупные предприятия за счет концентрации производства, внутренней специализации и кооперирования имеют ряд преимуществ. В частности, для изготовления продукции в больших объемах применяются оборудование и технология, обладающие, как правило, значительно более высокими экономическими и техническими показателями, чем для изготовления небольших партий.

Малые предприятия появляются не только в качестве конкурентов монополий, но и в качестве их сателлитов. В таком случае по договоренности и на основе технической документации, разрабатываемой крупнейшими фирмами, небольшие предприятия изготавливают для крупных фирм нужные им комплектующие изделия. Это выгодно обеим сторонам: крупная фирма освобождается от необходимости налаживать у себя карликовое производство, а мелкий предприниматель обеспечивается постоянными заказами и покровительством крупной фирмы.

По размерам предприятия группируются как крупные, средние и малые. Признаки отнесения предприятий к одной из подгрупп указываются в законодательных или подзаконных актах. Малые предприятия с небольшой численностью персонала, прибылью или продажами имеют стимулы по сравнению с крупными в виде налоговых льгот или других мотивационных механизмов, способствующих развитию и укреплению малого предпринимательства.

По участию иностранного капитала предприятия подразделяются на совместные, зарубежные и иностранные. Совместное предприятие расположено на территории страны, имеет в уставном капитале долю, принадлежащую иностранным инвесторам. Зарубежное предприятие представлено национальным капиталом, вывезенным в качестве вклада в уставный капитал предприятия, зарегистрированного в другой стране. Иностранное предприятие имеет сто процентов уставного капитала, принадлежащего юридическим или физическим лицам других государств.

По отраслевому признаку предприятия относятся к сфере материального производства.— промышленность, строительство, сельское хозяйство, связь, транспорт; и нематериального производства — здравоохранение, образование, торговля, наука, культура и другие. В свою очередь каждая отрасль подразделяется на подотрасли. Например, в промышленности по признакам характера сырья или назначения, готового продукта выделяются угольная отрасль, энергетика, металлургия, машиностроение, химическая, легкая и пищевая промышленность, производство строительных материалов. В машиностроении выделяют станкостроение, автомобилестроение, тракторостроение, приборостроение и т.д. Отраслевая классификация может быть укрупненной и детализированной. Она применяется для статистической характеристики структуры предприятий и показателей их деятельности.

По видам объединений предприятия входят в производственные, республиканские, региональные, национальные или транснациональные компании. Есть такие разновидности — концерн, консорциум/холдинг.

По видам дробления выделяются дочерние предприятия, филиалы и другие структуры с расчетным счетом и обособленным балансом или без оных, с(без) правом(а) юридического лица.

По цели деятельности предприятия подразделяются на коммерческие (ориентированные на увеличение прибыли и капитала), некоммерческие (выполняющие другие уставные задачи) или смешанные.

Полным признается товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом.

Товарищество на вере представляет собой объединение нескольких граждан и юридических лиц на основании договора между ними в целях ведения хозяйственной деятельности. Это хозяйственное товарищество, в котором часть его членов, именуемых действующими членами несет полную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом; другая часть в виде членов-вкладчиков несет ограниченную ответственность и отвечает по обязательствам товарищества только своим учредительным вкладом. Первая группа участников наделена основной полнотой власти и представительства интересов общества, а другая ограничена финансовым участием в форме вклада, хотя это и дает право на доходы.

Для переходной экономики весьма удобными являются хозяйственные общества, которые могут создаваться в форме обществ с ограниченной ответственностью(ООО), обществ с дополнительной ответственностью(ОДО) и акционерных обществ(АО).

Общество с ограниченной ответственностью представляет собой такую форму, которая учреждается одним или несколькими лицами, уставный капитал которых разделен на доли, определенные учредительными документами. Учредители общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах внесенных ими вкладов.

Общества с дополнительной ответственностью учрежденные одним или несколькими лицами общества, уставный капитал которых разделен на доли, определенных учредительными документами размеров. Учредители отвечают солидарно на субсидиарных началах в кратном размере к стоимости их вкладов. Основным должником является само общество.

Акционерное общество – это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам, но несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Открытое акционерное общество (ОАО) – это АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.

Закрытое акционерное общество (ЗАО) – это АО, акции которого распределяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц.

Производственный кооператив (артель) – это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединение его членами имущественных паевых взносов. Такие кооперативы несут субсидированную ответственность по обязательствам кооператива и осуществляют свою деятельность на основе устава с формированием органов управления. К унитарным предприятиям относятся коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними имущество. Они называются унитарными потому, что их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия.

Хозяйственная ассоциация – добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение субъектов.

Корпорации характеризуются как совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права – юридическое лицо.

 

 

 

 

 

 



11

 

 

 



24

 

1.2 Жизненный цикл предприятия

 

Предприятие как субъект хозяйствования в процессе функционирования проходит различные стадии своего существования. Первая стадия — создание предприятия и его становление. О возникновении субъекта хозяйствования свидетельствует факт его регистрации в соответствующих органах исполнительной власти. Есть два способа регистрации — разрешительный и уведомительный. В национальном законодательстве указывается тот или иной подход, а также требования к учредительным и регистрационным документам.

Предприятие, закрепившееся в своей рыночной нише, в процессе развития постоянно реорганизуется: создаются новые производственные и функциональные подразделения, происходит слияние или ликвидация снизивших свою эффективность цехов. Реорганизация как изменение организационной структуры управления может происходить в рамках действующего субъекта хозяйствования или с последующей ликвидацией старого и регистрацией нового.

Особой формой реорганизации является реструктуризация предприятия с выделением самостоятельных субъектов хозяйствования или в юридических рамках существующего. Есть несколько точек зрения по вопросу сущности реструктуризации. Наиболее распространенной в рыночной экономике является такая: реструктуризация — это выделение структурных подразделений предприятия с самостоятельным балансом и расчетным счетом, но без образования юридического лица. Цель подобной управленческой процедуры — повышение эффективности производства путем перевода подразделения на коммерческий расчет с наделением имуществом и учетом прибылей и убытков.

Коммерческий расчет — это метод хозяйствования, при котором соизмеряются затраты и результаты деятельности предприятия, его производственных подразделений. Принципы коммерческого расчета следующие: самоокупаемость, материальная ответственность и заинтересованность, оперативно-хозяйственная самостоятельность, контроль рублем и испытание конкурентностью. Основные предпосылки организации полного внутрифирменного коммерческого расчета или реструктуризации предприятия: возможность обособленного бухгалтерского учета имущества, прибылей и убытков; наличие нормирования и планирования, четкая система стимулирования персонала.

Санация — это финансовое оздоровление предприятия, необходимость которой возникает при угрозе экономической несостоятельности. Санация проводится по инициативе собственника или кредиторов. Есть несколько путей санации. Первый — замена руководителя и управленческого персонала, поставивших предприятие в затруднительное финансовое положение. Если предприятие является потенциальным банкротом, может осуществляться внешнее управление, назначенное в судебном или внесудебном порядке. Антикризисный управляющий работает по контракту с собственником или назначается собранием кредиторов, выполняет одну или две задачи: обеспечить финансовое оздоровление или подготовить предприятие к ликвидации.

Второй путь санации — продажа по суду или по соглашению кредиторов. При продаже экономически несостоятельного предприятия оно сохраняется в качестве действующего, но меняются собственники. Третий — обмен долгов на акции. В этой ситуации также меняются собственники. Однако кредиторы осторожно относятся к обмену долгов на акции неплатежеспособного предприятия, если у них нет уверенности в том, что оно вновь станет рентабельным и финансово устойчивым. Четвертый вариант — привлечение инвестиций и выплаты кредиторам из будущих доходов фирмы. Он также встречается весьма редко. Пятый — уступка требований третьим лицам, то есть покупка долгов с последующей перепродажей за определенный процент со сделки. В любом случае для осуществления санации нужен бизнес-план и прогнозирование экономической ситуации в краткосрочном и долгосрочном периоде.

Если санация не принесла ожидаемых результатов, проводится процедура банкротства. Банкротство—это удостоверенная судом полная неспособность субъекта хозяйствования оплатить свои финансовые обязательства. Банкротство рассматривается как экономическая и юридическая процедура ликвидации должника, продажи его имущества и расчета с кредиторами. Последовательность погашения долгов устанавливается национальным законодательством. Полнота удовлетворения финансовых обязательств зависит от суммы средств, вырученных при продаже имущества банкрота. В большинстве случаев денежных средств оказывается недостаточно для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом по налогам, перед банками по кредитам, перед персоналом по зарплате, перед поставщиками за товары, перед акционерами по дивидендам. Поэтому в рыночной экономике необходимо предвидеть финансовые затруднения и принимать предупредительные меры. Бывают случаи ложного и злостного банкротства. Ложное банкротство — это предоставление заведомо ложных документов об объявлении субъекта хозяйствования неплатежеспособным (банкротом). Злостное банкротство — умышленное утаивание своей несостоятельности. Ложное и злостное банкротство — это разновидность мошенничества, которое должно распознаваться с помощью внутренних и внешних аудиторов, а также правоохранительными органами государства.

Ликвидация предприятия - прекращение его деятельности и исключение из реестра государственной регистрации. Ликвидация происходит по причине банкротства или экономической несостоятельности, по решению собственника имущества либо по решению суда.

1.3 Организация деятельности предприятия

 

После создания предприятия исключительно важное значение имеет организация его деятельности. Под организацией предприятия понимается пространственно-временная структура производственных фондов (рабочей силы, средств производства, материалов) и их взаимодействие для достижения высоких количественных и качественных результатов за определенный период времени при минимуме затрат факторов производства.

На организацию в предприятиях большое влияние, оказывают различные внутренние и внешние факторы. Анализ деятельности предприятий позволяет выделить в качестве основных следующие: размер предприятия (в крупных предприятиях уровень специализации и высокая степень разделения труда, а в малых каждый работник должен быть компетентен в широком круге вопросов); применяемая технология (производство одиночных изделий и малых серий организовано по принципу цехов, а больших серий или массовое производство - по предметному принципу); окружающая среда предприятия (влияние внешних факторов весьма многообразно - учет конкурентов, хозяйственная и правовая система страны, налоги и др.).

Основные этапы создания предприятия:

— разработка стратегии;

— поиск и выбор партнеров;

— технико-экономическое обоснование;

— подготовка учредительных документов;

— регистрация.

Стратегия деятельности создаваемого предприятия включает осмысление следующих аспектов:

— цель деловой активности;

— сфера деятельности;

— общее описание фирмы и техническая политика;

— основные направления экономической политики;

— обеспечение бесперебойных поставок сырья;

— торговая политика;

— маркетинговая политика;

— финансовая политика.

Поиск и выбор партнёра для создания фирмы проводится собственником или уполномоченными им юридическими и физическими лицами. Есть общие правила для организации нового субъекта хозяйствования: проведение переговоров с несколькими потенциальными партнерами или организация тендера; изучение финансового положения, кредитной истории и деловой репутации соучредителя; подготовка протокола о намерениях.

При выборе партнера организатор открытых или закрытых торгов сообщает информацию о предстоящем конкурсе, привлекает тендерные предложения (офферты) от заинтересованных отечественных или зарубежных фирм (офферентов). Конкурс может быть публичным (открытым) или ограниченным (закрытым), на который приглашаются только отдельные фирмы, выбранные собственником. Офферентам высылается комплект тендерных документов, включающий анкету-вопросник. Поданным анкет, представленных офферентами, проводится анализ предложений с целью выбора оптимального партнера для создания предприятия.

Информация о работе Расчет экономической эффективности промышленного производст