Проблемы начальной школы и возможные пути их решения в современных условиях модернизации содержания образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:49, автореферат

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время комплексная и глубокая модернизация системы образования – это общее нравственное предписание образовательной политики России, ее главное стратегическое направление. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, кто заинтересован в развитии образования. Сейчас, в современных условиях необходима существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, государственной службы и др.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 116.35 Кб (Скачать документ)

 

Система образования по сути своей всегда была консервативна, и  в этом была и есть ее сила. Во все  времена школа была консервативной, как не пытались ее изменить и реформировать. Однако все попытки разрушить  традиционную основу школы приводили  к тому, что ее приходилось восстанавливать  в том же виде, в котором она  существовала. Потому что в основе консерватизма - традиции народа. Но любой  консерватизм должен быть прогрессивным, особенно в образовании и это  ни в коем случае нельзя игнорировать.

 

Если во второй половине прошлого века  российская образовательная  система была признана во всем мире, поскольку она базировалось на четырех  основных принципах: фундаментальность, универсальность, бесплатность и доступность, то в настоящее время она «оставляет желать лучшего» - как отметил Президент  РФ Дмитрий Медведев 5 ноября 2008г. в  Послании Федеральному Собранию в своем  первом обращении к парламенту. Глава государства сообщил о том, что в России будет принята Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», главным результатом которой должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития.

 

Национальная образовательная  инициатива «Наша новая школа», направленная на модернизацию и развитие системы  общего образования страны,  является не только продолжением приоритетного  национального проекта «Образование», но и пополнилась новыми направлениями.

 

В рамках Национальной образовательной  стратегии "Наша новая школа" предстоит  решить пять важных задач:

 

1. Прежде всего в сжатые сроки надо разработать новое поколение образовательных стандартов.

 

2. В России должна быть  выстроена система поиска и  поддержки талантливых детей.

 

3. Предложено разработать  систему моральных и материальных  стимулов для сохранения в  школах лучших педагогов. Причем, по словам президента, новые кадры  совсем не обязательно должны  иметь только педагогическое  образование.

 

4. Появится новый облик  школ, где ученикам будет комфортно,  интересно и безопасно. Для  этого нужны новые проекты  и нормативы проектирования.

 

5. Улучшение здоровья школьников  станет заботой не только родителей,  но и педагогов.

 

По словам Дмитрия Медведева, первая задача, которую необходимо решить системе общего образования, заключается в создании таких  условий обучения, при которых  уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к  жизни в высокотехнологичном  конкурентном мире. Решению этой задачи должно соответствовать обновленное  содержание образования. «Прошу в сжатые сроки разработать именно такое, новое поколение образовательных  стандартов, подготовка которых затянулась», – подчеркнул Президент. [26]

 

Во-вторых, по мнению главы  государства, одновременно с внедрением новых стандартов общего образования  «должна быть выстроена разветвленная  система поиска и поддержки талантливых  детей, а также их сопровождения  в течение всего периода становления  личности».

 

Третьей важной задачей, стоящей  перед общим образованием, Дмитрий  Медведев считает сохранение, качественное улучшение и пополнение кадрового  состава преподавателей. «Ключевая  роль в школе принадлежит учителю, и нам необходимо разработать  систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного  повышения их квалификации. И, что  еще более важно, для пополнения школ новым поколением учителей», – считает глава государства. В этой связи Президент России заявил о том, что полностью поддерживает предложение образовательного сообщества об объявлении 2010 года в России Годом учителя. «Мы сделаем все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе, – пообещал Президент страны. – Но и педагоги должны уважительно относиться к ученикам, должны помогать им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми».

 

В-четвертых, по мнению Дмитрия  Медведева, должен измениться облик  школ – «как по форме, так и по содержанию». «Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет  и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного  образования, но и самоподготовки, занятий  творчеством и спортом, – считает  Президент России. – Обращаю внимание: российская школа не может, не имеет  права быть ветхой и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Необходимы не только передовые образовательные  стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащение  медпунктов, столовых и спортивных залов. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно как психологически, так и физически».

 

Наконец, пятым направлением, которое должно войти в новую  программу развития общеобразовательной  школы, Президент России назвал решение  всего спектра вопросов, касающихся здоровья школьников. Как отметил  Дмитрий Медведев, именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь, а «сегодняшняя статистика ухудшения здоровья школьников просто ужасающая». По его мнению, этим вопросам необходимо уделять внимание не только в семье, но и в образовательных  учреждениях, где дети проводят значительную часть времени. «Нужно уйти от усредненного подхода. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Тем более что к перегруженным программам обучения в обществе тоже много вопросов», – отметил глава государства.

 

Как  подчеркнул Д.А.Медведев - слабость образовательной системы – это угроза конкурентоспособности страны в целом. А сегодня «с передовых позиций мы откатились» – признал глава государства.

 

 

 

 

Заключение

Сегодня в обществе в целом  по отно­шению к системе образования сложилась очень непростая ситуация. Особенно непроста сегодня работа в начальной школе. Все изучаемые предметы являются интегрированными, основы предметов даются на современном научном уровне. В начальной школе не только учат читать, но и изучают литературное чтение, в рамках которого развивают литературное творчество учащихся. Если это математика, то она включает изучение и элементов алгебры, геометрии, математической логики. Если это окружающий мир, то учителю нужно знать и историю, и социологию, и зоологию, и ботанику, и астрономию... Если это русский язык, то он не ограничивается фонетикой и орфографией, учителю должны быть хорошо известны разделы: синтаксис, пунктуация, лексика, стилистика, развитие речи, здоровьесбережение, экология, безопасность жизнеобеспечения, экономика и т.д. Учитель начальных классов должен хорошо рисовать и любить рукотворчество, иметь хороший художественный вкус, иметь навыки компьютерной техники. Подавляющее большинство педагогов используют компьютер при подготовке своих методических материалов, проводят уроки в компьютерном кабинете, используют компьютер для фронтальной и индивидуальной работы на всех уроках.

 

В учебном процессе начальной  школы закрепились принципы личностно  ориентированного образования. Настоящий  расцвет получил деятельностный метод обучения, проявляющийся в применении на каждом уроке проблемного диалога, коллективных форм обучения.

 

На современном уроке  в начальной школе дети сами определяют тему и цель предстоящей работы, сами открывают новое знание, сами выбирают уровень сложности, планируют  и оценивают свою деятельность, помогают и проверяют друг друга, и, конечно, придумывают, представляют, инсценируют, защищают работы, выполненные в творческих группах.

Таким образом, главной целью  общего образования должно стать  формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать  свой творческий потенциал в динамичных социально-культурных условиях, как  в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.

 

Современная система образования  направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины  мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость  становится одной из причин фрагментарности  мировоззрения выпускника школы, в  то время как в современном  мире преобладают тенденции к  экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов,  их слабая связь друг с другом порождают  серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира,  препятствуют ор

ганичному восприятию культуры.

Развитие  педологии как науки

 

Верное понимание самых  сложных проблем современной  науки с необходимостью

включает в себя знание того, как и почему возникали те или иные явления, и сейчас сохраняющие  в себе отзвук прежних споров, следы  всевозможных влияний, печать тех исторических условий, в которых они первоначально  оформились.

 

В 1936 г. видные деятели образования  были объявлены "лжеучеными", а  наука, разрабатываемая ими, — "реакционной  лженаукой". Эти обвинения и  это клеймо, поставленное на психологов сохранялись до конца 80-х гг. Между тем их труды не утратили своего значения и для сегодняшней педагогической и психологической мысли. Имя этой "лженауки"— педология.

 

Возникнув в конце XIX в. на Западе (Стенли Холл, Прейер, Болдуин и др.), педология (в точном переводе — наука о детях) в начале XX в. распространяется в России как широкое педологическое движение, получившее значительное развитие в годы, непосредственно предшествующие Октябрю. В русле этого движения оказываются работы психологов А. П. Нечаева, К. И. Поварнина, Н. Е. Румянцева, физиологов и гигиенистов П. Ф. Лесгафта, Ф. Ф. Эрисмана, психиатров Г. И. Россолимо, И. А. Сикорского. Вопросы педологии получили отражение на съездах по педагогической психологии и экспериментальной педагогике. Об интересе к педологии свидетельствует организация Педологических курсов и Педологического института в Петербурге, в создании которого самое активное участие принимал В. М. Бехтерев.

 

После 1917 г. педологическая работа получила значительный размах. Развертывается обширная сеть педологических учреждений — центральных, краевых и низовых, находящихся главным образом  в ведении трех наркоматов: Наркомпроса, Наркомздрава и Наркомпути (в системе последнего были многочисленные, хорошо поставленные железнодорожные общеобразовательные школы). Не будет преувеличением сказать, что в

этот период вся работа по изучению психологии детей проводилась  под эгидой педологии и все  ведущие психологи (как и физиологи, врачи, педагоги), работавшие над изучением  ребенка, рассматривались как педологические кадры. Как предполагалось, подобное объединение усилий придаст исследованию ребенка комплексный характер. Однако эта задача не поддавалась каким-либо простым решениям.

 

Действительно, педология  в том виде, в каком она сложилась  у нас в 20-е гг., пока еще не отвечала представлениям о комплексной науке. Чтобы осуществить синтез знаний о ребенке, необходима была стадия предварительного методологического анализа данных психологии, физиологии и анатомии, к которому она в то время оказалась еще не готовой. Педологи-теоретики на поверку оказывались кто психологом (Л. С. Выготский, М. Я. Басов), кто дефектологом или психиатром (А. С. Грибоедов), кто врачом-педиатром (Е. А. Аркин), кто физиологом (Н. М. Щелованов), гигиенистом, социологом и т. п., и "синтез наук" заканчивался у них в последних строчках предисловий к книгам.

 

Характеризуя обстановку, в которой развертывалась деятельность педологов в 20-е гг., нельзя замалчивать  ошибки, допущенные ею в понимании  роли наследственного фактора в  развитии ребенка и упрощенных оценок при рассмотрении влияния социальной среды на формирование его личности. Существенным просчетом практической работы педологов было использование  тестов интеллектуального развития, тогда не отличавшихся должной надежностью  и валидностью. Педология в эти годы находилась на

начальной стадии развития. Указанные ее недостатки нельзя понимать иначе как "болезнь роста". Однако становление педологии как науки  вполне успешно продолжалось в начале 30-х гг.

 

Итак, все, что было сказано  выше, относится к раннему этапу  развития педологии. Уже в начале 30-х гг. в педологической науке происходят существенные изменения. Педология как наука уже тогда строила свою деятельность на основе следования четырем важнейшим принципам, существенным образом менявших сложившиеся в прошлом подходы к изучению детей.

 

Первый принцип — отказ  от изучения ребенка "по частям", когда что-то выявляет возрастная физиология, что-то — психология, что-то — детская  невропатология и т. д. Справедливо  считая, что таким образом целостного знания о ребенке и его подлинных  особенностях не получишь (из-за несогласованности  исходных теоретических установок  и методов, а иногда и из-за разнесенности исследований во времени и по месту их проведения и т. д.), педологи пытались получить, как уже было сказано, именно синтез знаний о детях. Драматическая короткая история педологии — это цепь попыток уйти от того, что сами педологи называли "винегретом" разрозненных, нестыкующихся сведений о детях, почерпнутых из разных научных дисциплин, и прийти к синтезу знаний, с разных сторон обращенных к ребенку. Однако трагические обстоятельства развития педологии вскоре пресекли эти попытки.

 

Второй ориентир педологов  — генетический принцип. Ребенок  для них — существо развивающееся, и понять его можно, лишь принимая во внимание динамику и тенденции  развития. Пожалуй, лучше всего применение этого принципа можно продемонстрировать на примере раскрытия давней для  психологии загадки внутренней речи.

 

Ни для кого не секрет, что человек способен разговаривать "про себя", пользоваться внутренней речью. Как это очевидно, она отличается от внешней, произносимой вслух. Путем самонаблюдения можно установить, что мы при этом какие-то слова не проговариваем, опускаем. Очевидно, слово

может заменяться конкретными  образами или практически выполняемыми действиями. Экспериментально установлено, что внутренняя речь сопровождается зачаточными движениями речевого аппарата. Но вместе с тем также очевидно, что это не просто "речь минус звук". Мыслительные процессы в значительной степени совершаются с помощью внутренней речи. На помощь пришел генетический принцип изучения психики.

Информация о работе Проблемы начальной школы и возможные пути их решения в современных условиях модернизации содержания образования