Проблемы начальной школы и возможные пути их решения в современных условиях модернизации содержания образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:49, автореферат

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время комплексная и глубокая модернизация системы образования – это общее нравственное предписание образовательной политики России, ее главное стратегическое направление. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, кто заинтересован в развитии образования. Сейчас, в современных условиях необходима существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, государственной службы и др.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 116.35 Кб (Скачать документ)

 

Кроме названных изначально интегрированных  курсов, следует выделить возможные  сочетания таких предметов,  как  чтение - русский язык, чтение - природоведение, чтение - изобразительное искусство,  чтение -природоведение - изобразительное искусство, русский язык - чтение -изобразительное искусство, чтение - природоведение - труд, русский язык –природоведение - изобразительное искусство. [5, с.94]

 

Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные,  интегрируемые с ним предметы,  помогают шире изучить его связи,  процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.

 

Следующим направлением модернизации образования является информатизация образовании. Министерством образования  Российской Федерации совместно  с субъектами Российской Федерации  в 2001 г. реализована масштабная программа  компьютеризации школ. В 2002-2003 гг. практически  все районные органы управления образованием получили компьютерную технику и  программное обеспечение, в частности  в рамках программы информационного  обеспечения общего образования  учебной и учебно-методической литературой (программа "Учебное книгоиздание"). В дальнейшем, предполагается, в  том числе в рамках займа Всемирного банка, поэтапное создание на уровне субъектов РФ и районных центров (муниципалитетов) ресурсных центров  информатизации для поддержки компьютерной техники и программного обеспечения, организации повышения квалификации учителей, распространения соответствующего опыта и т.д.

 

Одновременно с компьютерной техникой в сельские, поселковые и городские  школы поставлялось около 30 электронных  образовательных продуктов для  общего образования. В 2003-2004 гг. на конкурсной основе было создано новое поколение  электронных образовательных продуктов  по всем предметам школьного учебного плана как для учащихся, так и для учителей.

 

Реализуется проект подключения школ к доставке в одностороннем режиме ("асимметричный доступ" со спутника) электронных образовательных продуктов. На эти школы компанией "Кросна" устанавливаются спутниковые антенны  и специальные устройства к компьютерам, позволяющие принимать специально транслируемые через спутник  электронные образовательные продукты.

 

Такая технология "асимметричного доступа" не является тупиковой, а  может быть развита до двухстороннего режима связи: если регионы, муниципалитеты или школы находят дополнительные средства, то с помощью дополнительной установки может осуществляться выход через спутник на режим  запроса электронного образовательного продукта или выход в глобальные информационные (в Интернет и др.).

 

Одновременно с компьютеризацией школ в регионах начата масштабная работа по повышению квалификации учителей, в основном учителей информатики, ближайшие  годы предстоит продолжить и провести повышение квалификации:

 

- руководства и сотрудников  органов управления образованием  муниципалитетов;

 

- руководителей общеобразовательных  учреждений и учреждений начального  профессионального образования  (директоров и заместителей директоров);

 

- учителей общеобразовательных  школ и НПО для расширения  использования компьютерных технологий  в учебном процессе, что, в сущности, и было целью программы информатизации  образования.

 

В рамках Федеральной целевой программы  информатизации образования с привлечением займа Всемирного банка предусматриваются  средства для организации работ  по вышеуказанному повышению квалификации. Большую помощь в этом деле оказывают  информационные центры, создаваемые  Федерацией Интернет-образования (компании "Юкос"). При этом в силу масштабности этой работы, ее многолетнего постоянного характера необходимо активное соучастие, софинансирование со стороны субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.

 

Начинается функционирование электронных  образовательных порталов российского  образования, на которых будет размещена  постоянно пополняющаяся информация, учебная и методическая литература для учащихся и педагогов всех уровней образования. Будет создано 9 таких порталов: по гуманитарным, естественнонаучным, экономическим, юридическим специальностям; портал общего среднего образования; математики для всех уровней образования; инженерного  образования; здоровья и образования; по психологическим наукам. [3, с.127]

 

Также начинается функционирование и  постоянное пополнение электронной  библиотеки высшего образования, в  которой планируется разместить несколько тысяч наиболее востребованных учебников, справочной литературы по всем специальностям высшего образования. При этом такая электронная библиотека высшего образования является информационно-поисковой, когда, задавая ключевые слова, можно  не просто найти ряд соответствующих  книг, но и выйти непосредственно  на нужные разделы.

 

Предстоит нормативно-правовое обеспечение  и широкая реализация дистанционного образования. При этом Министерством  образования России планирует выработать требования для реализации программ высшего образования полностью  дистанционными методами с использованием телекоммуникаций, "кейс-технологий" и т.п. Будет создан также Российский государственный открытый университет, который, действуя от имени консорциума российских вузов, сможет предлагать получение высшего образования дистанционными методами по десяткам специальностей и сотням учебных дисциплин.

 

Предстоит внедрение в субъектах  Российской Федерации разработанной  Министерством образования России и уже апробированной в трех регионах Системы индикаторов информатизации образования для различных уровней - от образовательного учреждения до субъекта Российской Федерации.

 

Создаются специализированные ресурсные  центры общего образования и специализированный федеральный ресурсный центр  регистрации, стандартизации и сертификации информационной ресурсной среды  системы образования.

 

Повышается качество общего образования  в начальной школе в значительной степени определяется дости­жениями информатики, внедряемыми в образовательный процесс. Информа­тика как научное направление может рассматриваться при этом на трех уров­нях:

 

• нижний (физический) - программно-аппаратные средства вычислительной техники и  техники связи;

 

• средний (логический) - информационные технологии;

 

• верхний (пользовательский) - прикладные информационные систе­мы.

 

Средства информатики одновременно могут быть использованы для приобщения молодого поколения к информационной культуре, что становится особенно актуальным в связи с переходом  к «информационному общест­ву». По прогнозам ученых, такой переход в России намечается в 2050г. Образование является составной частью социальной сферы общества, а потому основные проблемы, пути и этапы информатизации для образования в основном совпадают с общими положениями информатизации общества в целом.

 

Первый этап информатизации имеет  целевое назначение - компьютеризацию  общества. К наиболее существенным результатам этого этапа в  области образования можно отнести  экстенсивное распространение и  первона­чальное насыщение вычислительной техникой школ и вузов России. Одновременно на этом этапе намечается формирование основ информационной культуры, а также начало компьютерного освоения имеющихся информаци­онных фондов в образовании.

 

Второй этап информатизации можно  свести к персонализации информационного  фонда, что связано с интенсивным  применением вычислительной техники  на всех уровнях образования, с переводом  информационных фондов в компьютерную (машинную) форму, а также с резким возрастанием компьютерной грамотности  молодежи.

 

Третий этап можно обозначить как  социализацию информационных фондов, что приведет к возникновению  высокого уровня информационной культуры, созданию интегрированных компьютерных информационных фондов с удаленным  доступом и при последующем развитии к полному удовлетворению растущих информационных потребностей всего  населения.

 

Процесс информатизации сферы образования  осуществляется по двум основным направлениям:

 

- неуправляемая информатизация, которая  реализуется снизу по инициа­тиве педагогических работников и охватывает, по мнению преподавателя, наиболее актуальные сферы деятельности и предметные области;

 

- управляемая информатизация, которая  поддерживается материальными ресурсами  и в соответствии с общими  принципами обладает концепцией  и программой.

 

В программе информатизации образования  особое место занимает подпрограмма разработки и внедрения информационных технологий в обучение. Применительно  к учебному процессу и к научным  исследованиям основопо­лагающее значение имеют новые информационные технологии. В отличие от традиционных образовательных технологий информационная технология имеет предметом и результатом труда информацию, а орудием труда - ЭВМ.

 

Любая информационная технология включает в себя две проблемы:

 

- решение конкретных функциональных  проблем пользователя;

 

- организация информационных процессов,  поддерживающих решение этих  задач.

 

По характеру все задачи делятся  на формализуемые и трудноформализуемые. Для формализуемых задач известна типовая последовательность решения, куда относятся формирование либо подбор мате­матической модели, разработка алгоритма, программы и реализация вычис­лений. В большинстве учебных планов дисциплин имеют место именно такие задачи, а поэтому использование информационных технологий для этих за­дач является традиционным и достаточно широко используется и развивается в настоящее время. [10, с.12]

 

Гораздо большую сложность составляют трудноформализуемые задачи, куда относятся задачи, не имеющие при формализации точных математиче­ских моделей, а потому решаемые на базе моделей представления знаний та­ких, как логическая, семантическая, фреймовая. На основе этих моделей осуществляется сведение трудноформализуемой задачи к элементарным и логический вывод решения. Это приводит в итоге к формированию баз зна­ний в структуре экспертных систем и других типов интеллектуальных систем учебного и научного назначения.

 

Организация информационных процессов  в рамках информационных образовательных  технологий предполагает выделение  таких базовых процессов, как  передача, обработка, организация хранения и накопления данных, формализация и автоматизация знаний.

 

Совершенствование методов решения  функциональных задач и способов организации информационных процессов  приводит к совершенно новым ин­формационным  технологиям, среди которых применительно  к обучению можно выделять следующие:

 

Компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, тьюторы, лабораторные практикумы, тестовые системы.

 

Обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей  на оптических дисках.

 

Интеллектуальные и обучающие  экспертные системы, используемые в  различных предметных областях.

 

Распределенные базы данных по отраслям знаний

 

Средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена дан­ными и т.д.

 

Электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.

 

Использование компьютеров в обучении не должно закрыть подготовку специалистов в реальном предметном направлении, т. е. недопустима замена реальных физических явлений только модельным представлением их на эк­ране компьютера. Требования к умению, знаниям, навыкам в области ин­форматики должны видоизменяться в зависимости от типа учебного заведения, характера подготовки и специальности.

 

Итак, как мы сказали выше, одним  из важнейших направлений модернизации современной начальной школы  является ее информатизация. Формирование информационно – коммуникативной  компетентности младших школьников, становление их информационной культуры, компьютерной грамотности приобретает  в настоящее время особую значимость.

 

Современные интерактивные средства обучения позволяют интенсифицировать  многие традиционные виды учебно – познавательной деятельности, облегчить понимание учащимися сущностей изучаемых зависимостей или отношений, превратить работу на уроке в увлекательное занятие по открытию нового.

 

Редактор Power Point, имеющийся сегодня в распоряжении каждого школьного учителя, обладает большими дидактическими возможностями.

 

Информационное обеспечение уроков русского языка, литературного чтения открывает перед учителями перспективу  реализации принципиально нового дидактического подхода в обучении созданию текста, так как дает возможность соединения в одном высказывании письменной и устной речи, графического изображения  и динамического видеоряда, создания линейного текста и указания ссылок на электронные источники. На этом фоне обучение созданию компьютерного мультфильма, рекламного ролика, мультимедийной презентации  позволяет учащимся овладеть универсальными принципами и средствами создания текста, повысить мотивацию к изучению традиционной темы благодаря творческому характеру  работы, активизировать межпредметные связи и, таким образом, осознать роль русского языка и данной темы в общей системе знаний.

Информация о работе Проблемы начальной школы и возможные пути их решения в современных условиях модернизации содержания образования