Проблемы начальной школы и возможные пути их решения в современных условиях модернизации содержания образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:49, автореферат

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время комплексная и глубокая модернизация системы образования – это общее нравственное предписание образовательной политики России, ее главное стратегическое направление. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, кто заинтересован в развитии образования. Сейчас, в современных условиях необходима существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, государственной службы и др.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 116.35 Кб (Скачать документ)

 

На уроках по обучению младших школьников созданию высказывания в процессе работы над комьютерными мультфильмом, рекламным роликом и мультимедийной презентацией можно внедрять следующие дидактические средства.

Слайд используется на уроках русского языка, математики, литературного  чтения, окружающего мира для иллюстрации  каких – либо теоретических сведений, положений, объяснения понятий, заданий. Слайд создаются самим педагогом  или с учащимися в кабинете с компьютером на любом этапе  урока.

 

Показ изображения объекта  на слайдах, написание самого слова, обозначающего то или иное понятие, включение этого понятия в  речь учащихся позволяет расширять  словарный запас младших школьников, развивать навыки, правильного, точного  словоупотребления. [14, с.23]

 

Видеовыдержки из словаря – это точные выдержки словарной статьи, демонстрируемые на экране компьютера или через мультимедийный проектор. В них раскрывается лексическое значение слова, может быть изображение предмета, может иметь звуковое сопровождение. Красочное оформление таких выдержек способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографического образа. Видеовыдержки из словаря предлагаются вниманию учащихся, как правило, при объяснении нового материала.

 

Видеовыдержки из произведений художественной литературы – это цитаты, которые берутся из какого–нибудь текста. Они сопровождаются иллюстрациями из художественных произведений, которые служат фоном для напечатанного текста и подбираются в соответствии с изучаемыми текстами, и позволяют проводить исследовательскую работу по анализу текста, установлению держательно – логических связей в тексте.

 

Видеозадачи – это упражнения, которые выполняются на уроках русского языка с использованием текстового материала. Они решаются младшими школьниками при объяснении нового материала или организации работы над ошибками. Можно предложить учащимся посмотреть видеофрагмент из мультфильма для того, чтобы подобрать соответствующие надписи или передать его содержание, составив из опорных слов пять предложений, связанных между собой по смыслу. Подобного рода задания позволяют развивать связную речь младших школьников.

 

Видеоигры – это вид  учебной деятельности, позволяющий  учащимся в увлекательной форме  с помощью компьютера получать, расширять, закреплять и проверять знания. Видеоигры, придают процессу обучения занимательный  характер, способствуют возникновению  межпредметных связей и повышают мотивацию учеников. Можно использовать их для проверки усвоения материала учащимися. Это могут быть игры по созданию иллюстраций к художественным произведениям, конкурсы на лучший мультипликационный фильм или лучшую мультимедийную презентацию.

 

Видеотаблицы – это печатный материал, применяемый при изучении нового материала, закреплении знаний о признаках текста, структурных элементах текста. На уроках по обучении младших школьников сочинению применяются таблицы по маркировке различных по содержанию текстов, имеющихся у каждого участника группы, например, о признаках текста. Применение динамических видеотаблиц на уроках русского языка позволяет проводить работу по сопоставлению, противопоставлению, т. е. сравнению языковых явлений.

 

Видеопросмотры на уроках особенно важны для повышения общей культуры младших школьников, формированию визуальной культуры. Они дают материал для дискуссий, различного рода сообщений, творческих работ, повышают мотивацию учащихся и активизируют их  творчество.

 

Таким образом, преимущества обучению младших школьников созданию высказывания на уроках русского языка  и литературного чтения, проводимого  на основе мультимедийных технологий, позволяющих использовать различные  виды информационного обеспечения, очевидны. Кроме того, применения мультимедиотехнологий придает интерактивный характер обучению создания высказывания, так как позволяет осуществлять работу в деятельностном режиме с использованием групповых форм в процессе постановки  задачи, выполнения практической работы и обсуждения ее результатов.

 

PowerPoint также помогает решать задачи на движение по математике. Визуализация, например, течения реки может быть выполнена по – разному. Например, используя программу Microcoft PowerPoint, на компьютере можно создать мультимедийные презентации с эффектами анимации для демонстрации процессов движения. Демонстрация течение реки может быть представлена анимационным слайдом, где движение показано движущимися прозрачными стрелками, напоминающими гребешки волн.

 

Современная школа, призванная обеспечить доступность качественного  образования обучающихся с учетом их возможностей, интересов и склонностей, обязана пересмотреть методический инструментарий в целом. Новые информационные технологии, безусловно, играют в этом смысле положительную роль. Но без  трудностей и проблем  работать не приходиться. Проблемы в том, что  в школе не хватает компьютеров, многие ученики не имеют персональных компьютеров, школа не имеет выхода в Интернет. Недостаточно обучающих  программ, нет четко разработанной  методики проведения урока с использованием компьютерных технологий.

 

 

 

 

3. Государственный стандарт  начального образования нового  поколения

Одна из важнейших составляющих мо­дернизации - разработка Государственных стандартов образования. Проблема стан­дарта возникла в начале 90-х гг. прошло­го века. Каж­дый учитель получил право сам выби­рать, чему и как учить. В результате до­статочно быстро выяснилось, что содержание образования перегружено второстепенной информацией, не имеющей значения ни для дальнейшего развития учеников, ни для окружающей жизни. Актуальным стал вопрос о стандартиза­ции содержания школьного образования. [16, с.127]

 

Общая концепция федеральных  компо­нентов Государственного образовательно­го стандарта основного общего и средне­го (полного) общего образования была разработана в 1996 г. авторским коллек­тивом под руководством академика РАО В.С. Леднева. Под стандар­том образования понимается система ос­новных параметров, принимаемых в ка­честве государственной нормы образован­ности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по до­стижению этого идеала. Основными объектами стандартизации в образовании являются его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подго­товки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества основ­ных сторон образования. Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования.

 

Устаревшее и перегруженное  содержание школьного образования  не обеспечивает выпускникам общеобразовательной  школы фундаментальных знаний, важнейших  составляющих стандарта образования  наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и  отбор информации), русского и иностранных  языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и  права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в  должной мере решить проблему "кадрового  голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования  не могут найти себе работу, определиться в современной экономической  жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы  образования усугубились неравным доступом к качественному образованию  в зависимости от доходов семьи.

 

В переходный период своего развития страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические  проблемы не за счет экономии на общеобразовательной  и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее  страны, в котором участвуют государство  и общество, предприятия и организации, граждане - все заинтересованные в  качественном образовании.

 

В этой связи предстоит  обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам образования  и усиление стимулирования качества и результативности педагогического  труда.

 

Важным является повышение  инвестиционной привлекательности  образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения.

 

В условиях ожидаемого демографического спада контингент учащихся сократится практически на одну треть, что создает  ситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях  рационализации сети общеобразовательных  учреждений, поддержки инновационных  школ и других "точек роста" в образовании.

 

Меры государственной  поддержки образования будут  сочетаться с усилением роли органов  государственной власти и управления образованием в обеспечении совместно  с общественностью высокого и  современного качества работы образовательных  учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, систематическом  анализе перспективных потребностей рынков труда.

 

Однако модернизация российской системы образования серьезно затянулась. Если она не зашла в тупик, то находится  в новой стадии жесткой реализации. Особенно важен при этом анализ следующих  задач: подъем эффективности образовательной  системы, качество образования, доступность, непрерывность и открытость образования. Приведем некоторые мысли и наблюдения по этим проблемам. [10, с.12]

 

Роль образования в  современном мире существенно шире задач  молодежи. И меняется она  очень быстро. Столь же быс­тро меняются требования и к качеству образования.

 

Падение качества образования  в России стало общепризнанным фактом. Во многом это вызвано сменой парадигмы  советской системы образования  на современную. Идея «школоцентризма» - формальной школы как института трансляции знаний, навыков и культуры для подрастающе­го поколения - сходит на нет.

 

Основным параметром оценки качества знания в данном случае становится не столько объем усвоенных знаний, сколько умение и готовность учиться, навыки самостоятельного поиска информации и самообучение. Для большинства  российской педагогической элиты такая  новация во мно­гом стала болезненным вызовом с широким спектром различных мнений - от полного отрицания до принятия данной парадигмы и признания ее перспективности. Дело усугубило подписание Россией Болонской деклара­ции, требующей от участников полной совместимости и сопоставимости национальных систем высшего образования.

 

Главная задача российской образовательной  политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация образования - это политическая и  общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как  ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования  не всегда совпадают с отраслевыми  интересами самой системы образования, а потому определение направлений  модернизации и развития образования  не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.

 

Активными субъектами образовательной  политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты  государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

 

Цель модернизации образования  состоит в создании механизма  устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели будут  решаться в первоочередном порядке  следующие приоритетные, взаимосвязанные  задачи:

 

- обеспечение государственных  гарантий доступности и равных  возможностей получения полноценного  образования;

 

- достижение нового современного  качества дошкольного, общего  и профессионального образования;

 

- формирование в системе  образования нормативно-правовых  и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

 

- развитие образования  как открытой государственно-общественной  системы на основе распределения  ответственности между субъектами  образовательной политики и повышения  роли всех участников образовательного  процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

 

Основой современной образовательной  политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями  национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования.

 

 

 

 

4. Проект «Наша новая  школа»

В нашей стране уже который  год идет сложный процесс модернизации образования. Он затрагивает все  его аспекты: и содержание, и качество, и экономику, и управление. И на всем протяжении процесс модернизации сопровождается полемикой, острыми  дискуссиями и резкой критикой со стороны общественности. Равнодушных к процессам, происходящим в образовании, практически нет. Всем понятно, что от того, как будет развиваться система образования, зависит не только судьба наших юных граждан, но и будущее нашей страны.

Информация о работе Проблемы начальной школы и возможные пути их решения в современных условиях модернизации содержания образования