Проблемы начальной школы и возможные пути их решения в современных условиях модернизации содержания образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:49, автореферат

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время комплексная и глубокая модернизация системы образования – это общее нравственное предписание образовательной политики России, ее главное стратегическое направление. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, кто заинтересован в развитии образования. Сейчас, в современных условиях необходима существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, государственной службы и др.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 116.35 Кб (Скачать документ)

Вместе с тем, невозможно совершить инновационный прорыв в обществе без устойчивого интереса к науке и процессу познания у  детей и молодежи. Известно, что  во всех развитых странах мира пользуются огромной популярностью и успешно  работают современные выставочные  центры и музеи, представляющие широкой  публике, и в первую очередь, детям  и молодежи, достижения науки, технического прогресса, промышленной основы производства, использующие самую эффективную  на сегодняшний день модель «развлечение+обучение». В городах, где были созданы подобные центры, начался процесс возрождения интереса к науке, получению новых знаний и внедрению их в жизнь.

Формирование современной  системы дошкольного образования

С 1991 по 2008 год количество дошкольных учреждений сократилось  в 1,8 раза - с 87,6 до 47,8 тысяч. Численность  детей в дошкольных учреждениях - почти в 2 раза - с 8 миллионов 433 тысяч  до 4 миллионов 321 тысячи человек.

Сегодня происходит рост рождаемости  в экономически развитых регионах. Поэтому в крупных промышленных центрах (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Челябинск и др.) уже наблюдается  острый дефицит мест в детских  садах. В ближайшие годы этот дефицит  будет существенно нарастать.

Кроме того, значительного  расширения требует видовое разнообразие дошкольных образовательных учреждений, а также разработка новых форм дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья, потребностей семей и общества в целом.

 

Доступность дошкольного  образования

Проводится разработка и  реализация системы мер по обеспечению  конституционных гарантий бесплатности и общедоступности дошкольного  образования, включая бесплатность образовательного процесса для всех детей, а также частичное или  полное погашение за счет бюджета  стоимости содержаний и питания  в дошкольных учреждениях детей  из малообеспеченных семей.

 

Развитие многообразия дошкольного  образования

Разрабатывается новая типология  дошкольных образовательных учреждений, расширение их многообразия, оптимизация  их существующей сети с целью наиболее полного удовлетворения запросов населения.

 

Повышение качества дошкольного  образования и развития его инфраструктуры

Основными тенденциями являются:

• Обновление и повышение  качества дошкольного образования; широкое введение программно-методического  обеспечения дошкольного образования  нового поколения, нацеленного на выявление  и развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей ребенка.

 

• Оказание помощи родителям  в воспитании детей дошкольного  возраста: создание тематических теле- радиопрограмм, психолого-медико-педагогических консультаций, курсов для молодых родителей, тематических разделов в печатной периодике, сайтов в Интернете и т.д.

• Государственное стимулирование развития рынка детских книг, радио- и телепередач через систему  конкурсов по размещению госзаказов на данную продукцию; организация их обязательной профессиональной психолого-педагогической экспертизы на предмет безопасности для физического и психического здоровья детей.

• Возобновление деятельности Федерального экспертного совета по играм и игрушкам; информирование общественности об играх и игрушках, представляющих опасность для психического и физического здоровья детей; введение уголовной ответственности за изготовление и распространение подобных игр  и игрушек.

Подготовка к школе

Происходит существенное расширение на базе дошкольных, общеобразовательных  учреждений, а также учреждений дополнительного  образования групп подготовки к  школе, финансируемых за счет бюджетных  ассигнований. Уточнение целей и  содержания деятельности этих групп, разработка для них примерных образовательных  программ; четкое определение этих программ исходя из задач и содержания начального образования, в частности  исключение неоправданно раннего систематического обучения (которое в последнее  время получило широкое распространение  вследствие противоправного введения приемных испытаний при зачислении детей в образовательные учреждения).

Реализуется бесплатная образовательных  программа подготовки к школьному  обучению для детей из малообеспеченных детей. Планируется введение законодательного запрета на взимание платы за подготовку указанных детей к школе и на проведение конкурсного отбора в общеобразовательные школы (кроме специализированных школ и школ повышенного уровня), с административной и уголовной ответственностью руководителей школ за нарушение данного запрета.

 

Введение обязательного  бесплатного среднего (полного) общего образования

По данным ЮНЕСКО, одна из ведущих тенденций развития образования  в современном мире связана со стремительным ростом системы среднего образования, что вызвано повышенными  требованиями к уровню образованности общества в условиях постиндустриального  общества и становлением экономики  знания. В этой связи наблюдается  повышение обязательного порога общего среднего образования (так, в  Европе в старших классах средней  школы показатели количества учащихся превышают 100%, из-за подростков, проходящих обучение сразу по нескольким программам.).

В мировой образовательной  теории и практике обязательным считается  тот уровень образования, который  государство обязано предоставить гражданам и который гражданин  обязан освоить для полноценного участия в жизни общества.

Введение по инициативе Президента РФ обязательного бесплатного общего среднего (полного) образования - стержень современного этапа инновационного развития образования, приоритетная общенациональная стратегическая задача, направленная на повышение образовательного уровня нации, обогащение человеческого капитала, социально-экономическое и культурное развитие страны, рост ее конкурентоспособности.

Необходимо осознавать, что  основные трудности введения обязательного  среднего образования лежат не в  педагогической, а в социальной и  экономической плоскостях. Поскольку главным условием решения этой крупной социально-педагогической задачи является создание системы целевой адресной поддержки детей, имеющих социально-экономические, медико-психологические и другие затруднения в получении среднего образования.

Введение всеобщего среднего образования не потребует существенных бюджетных затрат, т.к. в настоящее  время из-за демографического спада  в стране нарастает тенденция  значительного сокращения контингента  обучающихся, высвобождения педагогического  кадрового и материально-технического потенциала, что обеспечивает определенную ресурсную базу для решения этой задачи. Кроме того, в ряде мегаполисов (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск и др.), по существу, сохранилась вся инфраструктура всеобщего среднего образования.

Введение обязательного  бесплатного среднего образования (далее: обязательное среднее образование) предполагает различные формы и  виды его получения: очная, вечерняя и заочная, обучение на дому и дистанционная  подготовка, экстернат, в рамках школы (профильного и профессионального  образования в старших классах), в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Таким образом, обязательное среднее образование является частью целостной системы всеобщего  непрерывного образования, поэтому  меры по его ведению потребуют  соответствующих изменений в  сопредельных ступенях образовательной  системы, в частности в начальном, среднем и высшем профессиональном образовании.

Поскольку образование является сферой совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, задачи введения обязательного среднего образования должны решаться совместными организованными действиями федерального правительства, региональных и муниципальных органов власти и управления.

 

Создание системы всеобщего  непрерывного профессионального образования, соответствующего потребностям страны и тенденциям мирового рынка труда

Общеизвестно, что профессиональное образование - ведущая опора социально-экономического развития и конкурентоспособности  страны. Еще несколько десятилетий  назад, в условиях индустриального  общества, существующая отечественная  система профессионального образования  успешно выполняла свои задачи, реализуя потребности страны. Однако динамичное наращивание этих потребностей в период глубочайших социально-экономических сдвигов и стремительное вхождение России вслед за ведущими развитыми странами в постиндустриальную эпоху привело к резкому отставанию профобразования от запросов общества, вскрыло его системные недостатки - консерватизм, неспособность гибко и динамично реагировать на вызовы жизни, на стремительные изменения в экономике и социальной сфере страны.

Несмотря на частные успехи многих профессиональных учебных заведений, система профобразования в целом  упустила свой «звездный час». Она  оказалась в недостаточной степени  готовой к переменам, которые  смогли бы подготовить и облегчить  как структурные сдвиги в экономике, так и радикальные технологические  изменения в отечественном производстве. В итоге профобразование оказалось  существенно ниже планки стоящих  перед ним задач и общественных ожиданий.

В настоящее время в  российском профессиональном образовании  существуют три общепризнанные корневые проблемы.

Первая. Крайнее отставание содержания профессионального образования  от потребностей страны и рынка труда, от тенденций мирового экономического развития, что не только вызывает откровенную  неудовлетворенность отечественных  работодателей и плодит безработицу, но - главное - делает систему образования  и соответственно экономику страны неконкурентоспособной.

Вторая. Резкие деформации структуры  и объема подготовки кадров, явно не соответствующих реальным потребностям рынка труда. Учреждения профобразования  выпускают, в 1,5 раза больше техников и  в 5 с лишним раз меньше рабочих, чем  это нужно народному хозяйству. На рынке труда остро ощущается  дефицит квалифицированных рабочих, обладающих навыками работы на современном  оборудовании по современным технологиям.

Третья. Крайняя неэффективность  использования бюджетных ресурсов за счет подготовки (весьма некачественной) во многих профессиональных образовательных  учреждениях псевдоспециалистов по конъюнктурным специальностям, непрофильным для данного учреждения. Такие  «специалисты» составляют значительную часть их учебного контингента. Это  крайне затратная, наносящая прямой ущерб государству мера ведет  к поощрению слабых, неэффективных  профессиональных учебных заведений, что снижает стимулы для развития качественного и конкурентоспособного отечественного профессионального  образования.

Очевидно, что без радикальных  изменений системы профессионального  образования, без придания ей должного качества и эффективности, гибкости и динамичности, без ее соответствия рынку труда, без всеобщего и  непрерывного повышения профессионального  уровня нации невозможно обеспечить инновационное развитие и конкурентоспособность  страны.

Основные тенденции развития системы профессионального образования  в РФ:

• Создание федеральной и  региональных систем прогнозирования  и постоянного мониторинга текущих  и перспективных потребностей рынка  труда в кадрах различной специализации  и квалификации, в том числе  с учетом общемировых тенденций. Такая система может быть создана  при Российском агентстве образования  при паритетном партнерстве государства  и бизнеса (союзов работодателей) на основе Мониторингового центра по оценке, прогнозированию рынков труда и  координации.

• Формирование законодательной  базы для организации системного партнерства, государства, бизнеса  и профобразования, которое предусматривает  активное участие работодателей  и их объединений в инновационном  развитии профессионального образования, решении его проблем. В том числе: мониторинг потребностей в кадровом ресурсе рынка труда, формирование соответствующего заказа учреждениям профобразования, контрактная система подготовки кадров, разработка нового поколения образовательных стандартов и программ на основе стандартов профессиональной деятельности, оптимизация перечня востребованных специальностей, независимая оценка качества образования, участие в развитии учебно-материальной базы профобразования, в организации производственной практики, в социальной поддержке обучающихся и работников и др.

• Разработка новой номенклатуры профессий и специальностей (с  их укрупнением, интеграцией), а также  оптимизация направлений подготовки кадров на всех уровнях профессионального  образования в соответствии с  современными требованиями.

• Структурная и институциональная  перестройка профессионального  образования, оптимизация сети его  учреждений, разработка новой типологии  этих учреждений. Устранение несоответствия структуры подготовки кадров их спросу на реальном рынке труда, а также диспропорцией и дублирования в подготовке кадров. Развитие целевой контрактной подготовки в учреждениях профессионального образования.

• Переход к модульному принципу построения образовательных  программ профессионального образования, что позволит обеспечить его гибкость и вариативность, личностную направленность, а также большее соответствие запросам рынка труда; создание механизмов государственно-общественной аккредитации этих образовательных программ.

• Широкое использование  новых образовательных технологий, в том числе технологий «открытого образования», интерактивных форм обучения, проектных и других методов, стимулирующих  активность познавательного процесса, формирующих навыки анализа информации и самообучения; увеличение роли самостоятельной  работы учащихся и студентов.

• Разработка и введение нормативного финансирования профессиональных образовательных учреждений всех видов  и уровней.

• Стимулирование с учетом мирового опыта соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования; развитие механизмов привлечения в профессиональное образование внебюджетных средств. Создание условий для ресурсопривлекательности системы профессионального образования.

• Обновление материально-технической  базы и инфраструктуры профессионального  образования, более интенсивная  его информатизация.

Информация о работе Проблемы начальной школы и возможные пути их решения в современных условиях модернизации содержания образования