Понятие и показатели качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 13:48, доклад

Описание

Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной степени определяет выживаемость и успех предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
Следует отметить, что от выпуска высококачественной продукции выигрывает и национальная экономика, поскольку в этом случае увеличиваются экспортный потенциал и доходная часть платежного баланса страны, повышается авторитет государства в мировом сообществе.

Работа состоит из  1 файл

11темпоЮн.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

     Разрабатываются международные стандарты ISO 9000. Система TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных расходов и своевременность поставки. Активно внедряются эффективные системы «канбан» в Японии. На взаимоотношения поставщика и потребителя сильное влияние оказывает сертификация на соответствие МС ISO 9000. Основной целью этих стандартов является обеспечение качества продукции, требуемых потребителем и предоставлении ему доказательств в способности предприятия выполнить это. Повышается внимание руководства фирм к удовлетворению потребности своих работников. Сформирована новая концепция качества, фокусировавшаяся на потребителе. Появились международные стандарты ISO 14000, устанавливающие требования к системам управления производством с точки зрения окружающей среды и безопасности. Создаются международные стандарты QS 9000 «Требования к системам качества» для автомобилестроительных отраслей с повышенными требованиями. Качество определяется как удовлетворение требований и потребностей общества, владельцев (акционеров), потребителей и служащих. Осуществляется управление качеством предприятия и управление качеством общества в целом.

     К настоящему времени в международных  стандартах накоплен и закреплен  большой практический опыт, позволяющий  организовать на предприятиях эффективную работу в области качества.

     Тема№3.

     Стандартизация  продукции. Сертификация. Товарный знак.

     Стандартизация  – нормативный метод обеспечения  качества продукции. Стандартизация –  это процесс установления и применения правил с целью упорядочения в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей максимальной экономии с соблюдением функциональных условий и требований безопасности.

     Стандартизация  осуществляется на различных уровнях. Международная стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран. Результатом работы по международной стандартизации являются международные стандарты или рекомендации по стандартизации, используемые странами-участницами при создании или пересмотре национальных стандартов.

     Региональная  стандартизация, участие в которой  открыто для соответствующих  органов стран только одного географического  или экономического региона мира, например ABC – региональная система  Америка-Британия-Канада (1952), RCD – региональная система Турция-Иран-Пакистан (1961) и т.д.

     Сертификация  продукции – это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Сертификация гарантирует потребителю, что продукция (товар) соответствует стандарту или определенным требованиям.

     Сертификация  может иметь обязательный и добровольный характер. Она может осуществляться изготовителем (самосертификация), который  сам выполняет все необходимые  действия и заявляет об этом специальным  документом, или простановкой знака сертификации на продукции, либо сопроводительным документом, или третьей стороной, которая называется системой сертификации и реализуется в виде системы органов, формально не относящихся ни к потребителю, ни к изготовителю продукции. 

     Сертификация в системе проводится на соответствие обязательным требованиям ГОСТов, других нормативных документов, в том числе международных и национальных стандартов других стран, введенных в действие в установленном порядке.

     Органы  по сертификации создаются на базе организаций, имеющих статус юридического лица и являющихся третьей стороной. Аккредитация органов сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется комиссиями, формируемыми из представителей изготовителей, обществ потребителей, Союза независимых испытательных центров, научно-исследовательских организаций и территориальных органов Госстандарта, с привлечением экспертов-аудиторов системы сертификации. 
Эксперты-аудиторы системы сертификации проходят подготовку по программам, принятым в системе, и аттестуются в установленном порядке.

     Официальное признание органов сертификации, испытательных лабораторий (центров) и экспертов-аудиторов, в том числе  зарубежных, удостоверяются аттестатом, зарегистрированном в

     Государственном реестре системы сертификации. Органы, лаборатории, эксперты-аудиторы, нарушающие правила системы сертификации, исключаются из реестра. Инспекционный контроль за деятельностью аккредитованных органов и экспертов-аудиторов в системе сертификации организует Госстандарт России.

     Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, состоянием ее производства осуществляет орган, проводящий сертификацию этой продукции, как правило, с привлечением территориальных органов Госстандарта России. Система сертификации предусматривает участие в инспекционном контроле обществ потребителей и торговой инспекции, а также использование информации, получаемой от этих органов. Предприятия, сертифицировавшие свою продукцию в системе, обязаны маркировать знаком соответствия продукцию (тару, упаковку), товаросопроводительную документацию.

     Рассмотрение  апелляций по результатам аккредитации, аттестации и сертификации осуществляется комиссией по апелляциям, создаваемой  Госстандартом России. 
Основой информационного обеспечения является Государственный реестр системы сертификации. Данные реестра, а также информацию, получаемую от органов сертификации и других участников системы сертификации, Госстандарт России периодически публикует в своих изданиях или в специальных справочниках.

     Организационную структуру системы сертификации образуют: Госстандарт России; органы сертификации однородной продукции; испытательные лаборатории (центры). 
Научно-методическим центром системы сертификации является Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации.

     Сертификацию  продукции, в том числе импортируемой, в системе сертификации проводят органы сертификации продукции, а при их отсутствии – Госстандарт России.

     Товарный знак — обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное), «служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей». Законом признаётся исключительное право на товарный знак, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Правообладатель товарного знака имеет право его использовать, им распоряжаться и запрещать его использование другими лицами (под «использованием» здесь подразумевается лишь использование в гражданском обороте и лишь в отношении соответствующих товаров и услуг, в отношении которых этот товарный знак зарегистрирован).

     Право на товарные знаки составляют одну из разновидностей объектов сферы прав интеллектуальной собственности, и относятся к правам на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных систем (гл. 76 ГК РФ).

     Незаконное  использование товарного знака  влечет за собой гражданско-правовую (ст. 1515 ГК РФ), административную (ст. 14.10. КоАП РФ) и уголовную ответственность (ст. 180 УК РФ).

     Тема№4.

     Повышение качества.

     Под качеством продукции понимается совокупность характеристик, придающих  ей способность удовлетворять обусловленные  или предполагаемые потребности.

     Описание  качества продукции производится с  помощью единичных, комплексных  и обобщающих показателей.

     Единичные показатели качества характеризуют определенное свойство продукции и разделяются на группы:

    1. назначения - характеризуют область применения и функции продукции;
    2. надежности - свойства изделия сохранять эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени;
    3. технологичности - отражает эффективность конструктивно-технологических решений;
    4. эстетические - характеризуют внешний вид изделия;
    5. эргономические - характеризуют соответствие изделия гигиеническим, антропометрическим, физиологическим и психологическим потребностям человека;
    6. стандартизации и унификации - показывают степень использования стандартизованных и унифицированных узлов, деталей;
    7. патентно-правовые - отражают степень защищенности патентами основных технических решений изделия;
    8. транспортабельности - приспособленность продукции для транспортировки;
    9. экологические - уровень воздействия на окружающую среду;
    10. безопасности - для покупателей и обслуживающего персонала.

     Комплексные показатели качества - характеризуют  несколько свойств изделия. Они используются при управлении качеством продукции, оценки ее конкурентоспособности. При расчете данных показателей используют аналитический метод, при котором устанавливается функциональная зависимость комплексного показателя от единичных, и коэффициентный  
метод, при котором комплексный показатель образуется в результате суммирования единичных показателей с учетом коэффициентов весомости.

     Обобщающие  показатели качества - характеризуют  уровень качества всей продукции  в целом: удельный вес новой продукции; продукции поставляемой на экспорт, соответствующей мировому уровню качества; сертифицированной продукции в ее общем объеме.

     Качество  продукта - тот показатель, которому в долгосрочной перспективе рынок  уделяет наибольшее внимание. Однако необходимо отметить, что в отличие от манипуляций с ценами, изменение качественных показателей - процесс достаточно долгосрочный, требующий не только финансовых вложений, но и, в некоторых случаях - переоборудования производства. Его протяженность, к тому же, определяется необходимостью затрат времени на доведение до потенциальных потребителей информации о произошедших изменениях в качественных характеристиках продукции, а также дополнительным сроком, требующимся потенциальным клиентам для осознания произошедших перемен, принятия решения о совершении покупки, выбора между взаимозаменяемыми товарами.

     Говоря  об определении термина «качество», нельзя не упомянуть о другом направлении  его трактовки. В экономической  науке «качество» рассматривается  как спектр свойств товара, включающий в себя все возможные для продукции данного типа достоинства. Расхождения ученых возникают на этапе включения в категорию характеристик качества товара его стоимостных показателей, формирующих цену.

     Более логичной здесь является позиция экономистов, разделяющих эти понятия. Потребитель проводит градацию товаров посредством перевода его качественных характеристик в плоскость стоимостного выражения, представляя тем самым продукт как набор финансовых эквивалентов. Наличие каждого дополнительного свойства, рассматриваемого человеком в виде важного компонента товара, делает его совокупную стоимость в глазах покупателя больше. Качество, наряду с действием маркетинговых факторов (появившихся в инструментарии предпринимателей, позволяющем увеличивать потребительскую стоимость товаров, в XX в.) предоставляет возможность осуществить трансформацию имманентных свойств изделия в образ, свойственный области денежных отношений.

     Контроль  уровня качества, проводимый на предприятии, не является завершающей проверкой степени соответствия заявленного качества реальному уровню - последней инстанцией становится потребитель. Именно он повторной покупкой или отказом от нее показывает фирме, насколько удовлетворительно сработали ее подразделения, отвечающие за обеспечение качества товаров и услуг.

     Тема№5.

     Учёт  расходов, определяющих цену качества

     Издержки, связанные с качеством, определяются затратами на предотвращение и исправление  ошибок, контроль и выполнение менеджерских функций. Выгоды от мероприятий в  области качества проявляются в увеличении выручки и снижении издержек. Анализ затрат и выгод - важнейший элемент системы управления качеством, ориентированной на экономичность. Теоретические выкладки и практический опыт предприятий показывают, что деятельность по повышению качества не обязательно приводит к экономическому успеху. Поэтому подобная активность должна оцениваться с позиции хозяйственной выгоды. Еще в 50-е годы сформировалась концепция издержек, связанных с качеством. Однако при ее применении возникает ряд проблем. Наиболее важной из них является оценка прибыльности конкретных мероприятий в рассматриваемом направлении.

     Под издержками, связанными с качеством, понимается совокупность затрат, которые  вызваны требованием достижения или поддержания определенного уровня качества на предприятии, т.е. обусловлены мероприятиями по предотвращению ошибок, планомерным контролем качества, исправлением ошибок внутри и вне фирмы, а также выполнением внешних менеджерских функций в данной области.

Информация о работе Понятие и показатели качества продукции