Понятие и показатели качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 13:48, доклад

Описание

Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной степени определяет выживаемость и успех предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
Следует отметить, что от выпуска высококачественной продукции выигрывает и национальная экономика, поскольку в этом случае увеличиваются экспортный потенциал и доходная часть платежного баланса страны, повышается авторитет государства в мировом сообществе.

Работа состоит из  1 файл

11темпоЮн.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

     Тема№1.

     ПОНЯТИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

     Качество  продукции относится к числу  важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции  в значительной степени определяет выживаемость и успех предприятия  в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.  
Следует отметить, что от выпуска высококачественной продукции выигрывает и национальная экономика, поскольку в этом случае увеличиваются экспортный потенциал и доходная часть платежного баланса страны, повышается авторитет государства в мировом сообществе. 
Понятие качества продукции регламентировано в РФ государственным стандартом ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения».

     Качество – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.  Качество может быть только относительным, оно  фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии. 

     Количественная  характеристика свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. В настоящее время признана классификация следующих десяти групп свойств и соответственно показателей, которые в совокупности формируют качество продукции:

     Показатели назначения характеризуют основную функциональную величину полезного эффекта от эксплуатации изделия. Для продукции производственно-технического назначения таким показателем может служить ее производительность. 

     Показатели надежности характеризуют свойства объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров и требуемых функций. Надежность объекта включает четыре показателя: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.  
Безотказность – это свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого интервала времени. Безотказность чрезвычайно важна для некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление).

     Долговечность – свойство изделия сохранять  работоспособность до разрушения или  другого предельного состояния. 

     Ремонтопригодность - это свойство изделия, выражающееся в его приспособленности к  проведению операций технического обслуживания и ремонта.

     Сохраняемость – это способность объекта  сохранять свои свойства в определенных условиях. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции.

     Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических  решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте изделий. Именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовления и эксплуатации изделий.

     Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем больше стандартных и унифицированных деталей в изделии, тем лучше как для производителя, так и для потребителя.

     Эргономические показатели отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через комплекс гигиенических, физиологических и психологических свойств человека. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, автомобилем, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, излучение и т.д.

     Эстетические показатели характеризуют композиционное совершенство изделия. Это рациональность формы, сочетание цветов, стабильность товарного вида изделия, стиль.

     Показатели транспортабельности выражают приспособленность изделия для транспортировки различным транспортом без нарушения его свойств.

     Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. 

     Экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при хранении, эксплуатации и потреблении продукции, например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировке и эксплуатации продукции.

     Показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделий, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировке, потреблении продукции.

     Тема№2.

     Эволюция  систем управления качеством

 

     История качества получила свое развитие одновременно с возникновением производства товаров  и услуг. По мере развития производственных процессов изменялось и отношение  к качеству. В средние века мастерские ремесленников объединялись в цехи. Каждый из них имел свой устав, в соответствии с которым, продукция должна была изготавливаться по определенному образцу, из хорошего сырья. До тех пор, пока процесс изготовления изделия находился в поле зрения мастера, он вместе с рабочими чувствовал себя ответственными за результаты своего труда. Качество позволяло испытывать удовлетворение от своей работы.

     За  изготовление некачественной продукции  в разных странах предусматривались  различные меры наказания, но все они сводились к одному - за недобросовестную работу к виновному применялось суровое наказание. В Англии, например, законом о гильдиях назначался надзиратель за качеством, который имел право наказывать виновных за плохую работу. В соответствии с кодексом Хаммурапи предусматривалась очень жестокая кара за брак в строительстве, особенно если это приводило к человеческим жертвам. Если при разрушении погибал господин или члены его семьи, то подобная же участь постигала строителей и их родственников. В России суровые меры наказания за изготовление и поставку некачественных изделий были введены при царе Петре I.

     Система штрафов соответствовала тому времени  и служила хорошим стимулом доброкачественной  работы. Постепенно управленческая деятельность совершенствовалась, но как самостоятельное научное направление сформировалось лишь в Х1Х веке. Основоположниками теории научного производственного управления (производственного менеджмента) считают разных ученых, работавших в то время. Однако наибольший вклад в развитие теории менеджмента внес американский инженер Ф.Тейлор, которого теперь называют «отцом научного управления». Разработанные им в начале ХХ века принципы сохранились до сих пор. Тейлору принадлежит заслуга в изучении проблем разделения ответственности за разработку проекта и его выполнение; разделения сложных операций на простые повторяющиеся действия (конвейерное производство). Он сделал вывод о том, что неквалифицированные и необученные рабочие являются основным источником брака. В своих научных трудах Ф.Тейлор уделял много внимания цеховому менеджменту, совершенствованию ручного труда. Лучшим методом управления он считал не просто принцип «инициатива - поощрение», а единство следующих основ: выработка научных основ производства; научный подбор рабочих; научное обучение и тренировка рабочих; тесное и дружественное сотрудничество между администрацией и рабочими.

     Определенную  роль в развитии научного менеджмента  сыграли А. Файоль, Вебер, Г. Эмерсон, Г. Форд и другие. В последующем  свою долю в изучение теории управления внесли Майо, Маслоу, и Мак-Грегор. На начальном этапе управление качеством представляло собой отдельные элементы, которые являлись частью производственного менеджмента. Однако в целях более эффективного решения проблем, связанных с качеством, потребовалась более тесная увязка всех элементов. В результате появилось обособленное направление менеджмента производства - управление качеством продукции. В последующем управление качеством выделилось в самостоятельное направление. Оно рассматривалось как инженерно-техническая проблема контроля продукции. Таким образом, можно выделить несколько этапов эволюции управления качеством продукции.

     Они получили такие условные названия:

    1. механический контроль (до 1900 года);
    2. контроль мастера (1900-1920 гг.);
    3. инспекционный контроль (1920-1940 гг.);
    4. статистический контроль (1940-1960 гг.);
    5. обеспечение качества (1960-1980 гг.);
    6. всеобщее управление качеством (1980-2000 гг.).

     На  первом этапе каждый работник сам  отвечал за продукцию собственного изготовления, выполненную с помощью ручного или машинного труда.

     Второй  этап условно затронул период с 1900 по 1920 годы. Сущность его заключалась  в том, что основная ответственность  за качество ложилась на мастера (десятника). В этот период проходило активное внедрение «системы Тейлора», которая включала такие понятия как верхний и нижний пределы качества, поля допусков, вводила измерительные инструменты (шаблоны и калибры). В ней обосновывалась необходимость введения независимой должности инспектора по качеству, были разработаны методы воздействия на качество продукции, система штрафных санкций за брак. На этом этапе качество продукции определялось как соответствие стандартам.

     Третий  этап эволюции управления качеством  охватил период с 1920 по 1940 годы. В  это время начали появляться обоснованные Ф. Тейлором инспекции по качеству Начала осуществляться 100% инспекция готовой продукции. Контроль качества переходил в руки специально обученных независимых инспекторов по качеству. Впервые стали применяться методы статистического контроля: контрольные карты, обосновывались выборочные методы контроля качества продукции. Заслуги в разработке контрольных карт принадлежат В. Шухарту (1891-1967). Его роль в истории качества связана также с разработкой современной философии качества. Качество определялось как соответствие стандартам и стабильности процессов. Проводился контроль готовой продукции.

     Четвертый этап, с 1940 по 1960 годы получил условное название «Статистический контроль качества», так как именно в это  время повсеестно распространялись статистические методы контроля качества. Разработанные в США и не получившие там особого признания, они активно стали использоваться на Японских предприятиях. Более того, после возведения проблемы качества в ранг общегосударственной национальной программы при непосредственном участии К. Исикавы, изучением статистических методов начали заниматься в Японии со школьной скамьи. На предприятиях их изучали в кружках качества Качество продукции, процессов, деятельности определялось как соответствие рыночным требованиям. Осуществлялся контроль проектирования и производства.

     Пятый этап охватил период с 1960 по 1980 годы. На этом этапе большой вклад в  развитие управления качеством внесли Э. Деминг и Дж. Джуран. Им удалось  убедить руководство Японских компаний в важности обеспечения качества продукции. Они отводили особую роль в обеспечении качества продукции именно высшему руководству фирмы. Э. Демингом были сформулированы 14 принципов, которые были положены в основу реформирования системы менеджмента производства в Японии. Философия качества и методы его обеспечения, разработанные этими учеными, позже легли в основу теории Всеобщего управления качеством (TQM). В этот период американским специалистом по качеству А. Фейгенбаумом была разработана идея комплексного управления качеством, которая предусматривала учет всех факторов, влияющих на качество, управление качеством на всех этапах производства и между всеми подразделениями компании. В это время получила распространение концепция «систем обеспечения качества», которая обеспечивала уже не только проектирование и изготовление качественной продукции, но и качество всей деятельности фирмы.

     Благодаря Э. Демингу, Дж. Джурану, А. Фейгенбауму, К. Исикаве и другим в Японии произошел  ускоренный процесс улучшения качества продукции. Было создано японское «чудо». Качество японских товаров постепенно завоевывало весь мир. Это происходило потому, что японские компании очень быстро поняли преимущество выпуска продукции высокого качества. Они первыми осознали важность лучшего понимания нужд потребителя (заказчика) и необходимость систематического подхода к анализу его требований. Им удалось разработать систему создания и усовершенствования продукта в соответствии с требованиями и приоритетами рынка. Качество определялось как удовлетворение требований и потребностей заказчиков и служащих. Осуществлялся контроль всей деятельности производителя. На шестом этапе происходит усиленное распространение принципов TQM.

Информация о работе Понятие и показатели качества продукции