Формирование и расчет показателей прибыли и рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:17, реферат

Описание

Предмет экономического анализа определяет стоящие перед ним задачи. Среди основных задач можно выделить:
повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов, бизнес-процессов и нормативов в процессе их разработки;
объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов, бизнес-процессов и соблюдения нормативов;
определение эффективности использования трудовых и материальных ресурсов;
контроль за осуществлением требований коммерческого расчета;
выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса; проверка оптимальности управленческих решений.

Содержание

Введение 2 стр.
Оценка финансового состояния коммерческого предприятия.
Анализ состава балансовой прибыль 3 стр.
Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности 5 стр.
Анализ уровня среднереализационных цен 7 стр.
Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности 8 стр.
Анализ рентабельности продукции 9 стр.
Анализ распределения и использования прибыли предприятия 12 стр.
Анализ прибыли и рентабельности с использованием международных
Стандартов 14 стр.
Анализ и планирование прибыли 18 стр.
Список литературы 34 стр.
Практическая часть 35 стр.

Работа состоит из  1 файл

коип эк анализ.doc

— 535.50 Кб (Скачать документ)

    При анализе прибыли от реализации одного вида продукции можно применять  модифицированную формулу определения  прибыли, если известно количество проданной  продукции и ставка маржинального дохода с) в цене за единицу продукции:

где В - переменные затраты за единицу продукции.

    Последняя формула позволяет  определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены и уровня переменных и постоянных затрат.

    Методика  анализа прибыли несколько усложняется  в условиях многономенклатурного производства, когда кроме перечисленных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.

    В зарубежных странах для изучения влияния факторов на изменение суммы  прибыли при многономенклатурном  производстве используется модель .

    Средняя доля маржинального дохода в выручке ( ) в свою очередь зависит от удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки (УДi) и доли маржинального дохода в выручке по каждому изделию (отношение ставки маржинального дохода к цене):

     ;    .

    После этого факторная модель прибыли  от реализации продукции будет иметь  вид

.

      Она позволяет установить изменение  прибыли за счет количества (объема) реализованной продукции, ее структуры, отпускных цен, удельных переменных издержек и постоянных расходов предприятия.

    Методика  анализа рентабельности  по системе «директ-кост» будет осуществляться  с использованием следующей факторной модели

.

      Для анализа рентабельности издержек в  целом по предприятию используем следующую факторную модель:

.

    Последовательно заменяя плановый (базисный) уровень  каждого факторного показателя на фактический и сравнивая результат расчета до и после замены каждого фактора, можно определить изменение уровня рентабельности за счет объема реализованной продукции РПобщ, ее структуры (УДi), цены (Ц), удельных переменных расходов (В) и суммы постоянных затрат (А).

Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (предпринимательской деятельности):

.

    Анализ  рентабельности инвестированного капитала производится по следующей факторной  модели:

где Пббалансовая сумма прибыли; ИК – среднегодовая сумма инвестиционного капитала; - сумма оборота (себестоимость реализованной продукции); Коб – коэффициент оборачиваемости капитала (отношение суммы оборота к среднегодовой сумме капитала); ВФР – внереализационные финансовые результаты.

      Аналогичным образом производится анализ рентабельности и в том случае, если коэффициент  оборачиваемости капитала рассчитан не по дебетовому, а по кредитовому обороту сч.46, т.е. по выручке. Тогда факторная модель рентабельности инвестиционного капитала будет иметь вид

      Преимущество  рассмотренной методики анализа  показателей прибыли рентабельности состоит в том, что при ее использовании  учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и, как следствие, более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.

      Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов. Однако это станет возможным только при условии организации планирования и учета издержек предприятий по системе "директ-костинг", т.е. их группировки на постоянные и переменные. 

 

Анализ и планирование прибыли

    Планирование  прибыли, с переходом к рыночной экономике занимает центральное  место в стратегическом управлении коммерческим предприятием.

    Разработка  плана по прибыли - сложный процесс, основанный на глубоком знании конъюнктуры рынка, возможностей предприятия, условий и факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия, умении предвидеть реальные пути получения высоких доходов.

    Плановые  показатели прибыли и рентабельности разрабатываются хозяйствующим субъектом самостоятельно для внутреннего пользования.

    Процесс планирования прибыли состоит из нескольких этапов анализа прибыли  и рентабельности за прошедший исследуемый  период, расчета ее прогнозной величины; оценки достоверности произведенных расчетов; разработки плана мероприятий по обеспечению получения запланированного размера прибыли и рентабельности.

    В ходе анализа прибыли и рентабельности хозяйствующего субъекта изучают динамику изменения объема балансовой, чистой прибыли, уровня рентабельности, факторы, их определяющие (величину валового дохода, уровень издержек обращения, доходы от других видов деятельности, включая сальдо внереализационных доходов, размер налогов и др.). На размер прибыли и рентабельности влияют две группы факторов: внешние и внутренние.

    К группе внешних факторов относятся:

    • уровень развития экономики страны в целом;
    • меры регулирования деятельности предприятий со стороны государства;
    • природные (климатические) факторы, транспортные и другие условия, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль у других;
    • изменение не предусмотренных планом предприятия цен на сырье, продукцию, материалы, топливо, энергоносители, покупные полуфабрикаты; тарифов на услуги и перевозки, торговых скидок, надбавок; норм амортизационных отчислений; ставок арендной платы; минимальной заработной платы; начислений на нее; ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятиями;
    • нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами государственной дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.

     Вторая  группа объединяет факторы, непосредственно  связанные с результатами деятельности предприятия, с предпринимательской активностью субъекта, а также обусловленные нарушением предприятием государственной дисциплины.

   К основным факторам этой группы относятся:

  • результаты коммерческой деятельности,
  • эффективность заключенных сделок на поставку товаров,
  • объем и структура товарооборота,
  • формы и системы оплаты труда, производительность труда,
  • эффективность основных и оборотных средств,
  • уровень валовых доходов и издержек обращения,
  • размер прочей прибыли и др.

     Факторами, связанными с нарушениями хозяйственной  дисциплины, являются:

    • нарушение налогового законодательства и действующего порядка установления и применения цен и торговых надбавок;
    • экономия, полученная в результате недовыполнения необходимых мероприятий по охране труда, улучшению условий труда и техники безопасности, плана текущего ремонта основных фондов, недоиспользование средств по подготовке и повышению квалификации кадров и др.;
    • экономия, полученная в результате ухудшения культуры обслуживания, сокращения услуг, оказываемых покупателю, и др.;
    • несоблюдение методов списания безнадежных долгов, принятой методики оценки товарно-материальных ценностей, начисления износа основных фондов и нематериальных активов.

     Внутрихозяйственный анализ прибыли и рентабельности включает: текущий (ретроспективный), оперативный, перспективный (прогнозный) анализ.

     Текущий анализ проводится по важнейшим отчетным периодам (год, квартал, месяц) хозяйствования на базе официальной отчетности и системного бухгалтерского учета. Его главной задачей является объективная оценка результатов деятельности предприятия, выявление неиспользованных резервов, недочетов в работе и виновных в них, мобилизация их для повышения экономической эффективности торгово-производственной деятельности.

     Этот  вид анализа имеет недостатки. Выявленные резервы, как правило, означают потерянный доход, поскольку они относятся к прошлому периоду и их можно будет учесть только в будущей работе. Запоздалость получения соответствующей информации (в середине следующего месяца, квартала, к концу января, а то и к середине апреля при анализе годовых данных) не позволяет оперативно восполнить выявленные недостатки.

     Сгладить выявленные недостатки текущего анализа позволяет оперативный повседневный анализ, как это принято за рубежом. Он основывается на данных первичного учета и непосредственного наблюдения за работой каждой структуры и каждого работника в отдельности, на беседах с поставщиками, покупателями, работниками данного предприятия. Вместе с тем и этот анализ имеет элементы несовершенства: неточность, приближенность в расчетах. Широкое применение ЭВМ позволит значительно повысить достоверность аналитических оценок.

     Особенность и специфика перспективного анализа (начального этапа планирования) заключаются  в рассмотрении явлений и процессов  хозяйственной деятельности с позиций будущей перспективы (месяц, квартал, год, 2-3 года, 5 лет и более).

       Последовательность  прогнозного анализа в общем  виде заключается в следующем:

  • определяется круг показателей, характеризующих перспективу развития предприятия, по основным направлениям его хозяйственной деятельности;
  • строится график исходного динамического ряда взаимосвязей показателей и путем сравнения его с графиком известных функций отбирают наиболее подходящие;
  • вводятся в систему дополнительные ограничения, рассчитываются теоретические уровни ряда и показатели соответствия полученной формулы принятым ограничениям (чаще всего в этих целях используется метод наименьших квадратов).

       Оценка  прибыльности коммерческого предприятия  проводится в сравнении с планом и предшествующим периодом. При этом, как и по другим количественным показателям, необходимо обеспечить сопоставимость показателей и исключить ценовое влияние, особенно в условиях происходящих инфляционных процессов (если уровень инфляции находится в пределах 5%, его можно не учитывать при анализе и планировании основных показателей хозяйственной деятельности).

       В ходе анализа выясняется, сумело ли коммерческое предприятие получить запланированную прибыль, по каким  причинам, если такое зафиксировано, не обеспечено выполнение планов по прибыли; кто виноват - плохое планирование или плохая работа.

       Анализ  прибыли производится в несколько  этапов. На первом этапе производится анализ динамики прибыли и рентабельности в целом по предприятию и его подразделениям путем выявления тенденции изменения массы прибыли и рентабельности за исследуемый период. В этих целях исчисляются темпы (базисные и цепные) роста (снижения) анализируемых показателей и сравниваются с динамикой аналогичных показателей конкурентов и со среднегодовой нормой прибыли на вложенный капитал.

       На  втором этапе оценивается влияние  факторов на прибыль и рентабельность:

а) изменение  объема товарооборота в текущих  ценах, рассчитывается по формуле

АПаq = ((Qп - Qб) x Ртб)/100 ,

где АПаq - изменение прибыли за счет изменения  размера товарооборота; Qп и Qб - объем товарооборота в отчетном и базисном (плановом) периодах, млн р.; Ртб - рентабельность продаж за предшествующий (плановый) период;

б) изменение  объема продаж в сопоставимых ценах (физического объема товарооборота)

Информация о работе Формирование и расчет показателей прибыли и рентабельности