Анализ рентабельности работы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 07:38, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: изучить теоретические аспекты анализа финансовых результатов деятельности предприятия, проведении анализа по имеющимся данным. Объектом исследования является предприятие «Пиво Сибири». Это производственное предприятие, которое занимается лесозаготовками, лесопилением, деревообработкой. Конечной продукцией являются пиломатериалы, которые предприятие реализует как на внутреннем, так и на внешних рынках. В настоящее время на предприятии работает около 76 человек.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы анализа прибыли и рентабельности предприятия. 5
1.1. Значение финансового анализа в современных условиях. 5
1.2. Классификация методов и приёмов анализа. 6
1.3. Формирование финансовых результатов предприятия. Прибыль и ее характеристика. 8
1.4. Система показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия. 13
ГЛАВА II. Анализ прибыли и рентабельности в «Пиво Сибири». 19
2.1.Анализ формирования и распределения прибыли. 19
2.2. Анализ рентабельности. 21
ГЛАВА III. Существующие резервы предприятия по увеличению прибыли. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 32
ПРИЛОЖЕНИЯ. 33

Работа состоит из  1 файл

Анализ прибыли и рентабельности Пиво Сибири(курсовая работа).doc

— 270.50 Кб (Скачать документ)

     Чтение  этих статей баланса позволяет сделать  некоторые выводы о финансовом состоянии  предприятий. Так, наличие убытков  свидетельствует о нерентабельности данного предприятия. Если предприятие  является планово-убыточным, то сумму убытка следует сопоставить с плановой величиной и с суммой убытка предшествующего баланса. Это позволить выявить сложившуюся тенденцию. Наличие сумм по статье « Резервы по сомнительным долгам » свидетельствует об имеющийся простроченной дебиторской задолженности за товары, работы или услуги или по другим её видам. (23)

     В процессе дальнейшего анализа баланса  изучают структуру средств предприятий  и источников их образования ( анализ по вертикали ).

     Вертикальный  анализ – это выражение статьи ( показателя ) через определённое процентное соотношение к соответствующей базовой статье ( по базовому показателю ). С помощью вертикального анализа выявляют основные тенденции и изменения в деятельности предприятия.

     При определении тенденции изменения  оборачиваемость средств предприятия, помимо оценки изменения показателя общей оборачиваемости средств предприятия ( исчисляют соотношение выручки от реализации и средней стоимостью баланса ), изучают соотношение динамики внеоборотных и оборотных средств, а также используют показатели мобильности всех средств предприятия и оборотных средств.

     Финансовое  состояние предприятия в значительной мере обуславливается его производственной деятельности. Поэтому при анализе  финансового состоянии предприятия (особенно на предстоящий период) следует дать оценку его производственного потенциала.

     Анализ  финансового состояния предприятия  заканчивают комплексной его  оценкой. При анализе финансового  состояния своего предприятия после  комплексной оценки разрабатывают  мероприятия по улучшению финансового  состояния, обращая особое внимание на разработку финансовой стратегии предприятия на перспективу и в ближайшие периоды.

     Таким образом, в этой главе были рассмотрены  теоретические основы финансового  анализа, в том числе и анализу  финансовых результатов деятельности предприятия., виды, приёмы и методы финансового анализа, методика анализа финансового состояния, то есть основные показатели оценки финансового состояния, их структура и коэффициенты их определяющие, а также факторы, от которых зависят данные показатели.

     ГЛАВА II. Анализ прибыли и рентабельности в «Пиво Сибири».

     2.1.Анализ формирования  и распределения прибыли.

     Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Обобщённо наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках». К ним относятся:

     •прибыль ( убыток) от реализации продукции;

     •прибыль (убыток) от прочей реализации;

     •доходы и расходы от внереализационных  операций;

     •балансовая прибыль;

     •налогооблагаемая прибыль;

     •чистая прибыль и др.

     Показатели  финансовых результатов характеризуют  абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях перехода к рыночной экономике составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решение проблем социальных и материальных потребности трудового коллектива. За счёт прибыли выполняются также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.

 

      Конечный финансовый результат деятельности предприятия - это балансовая прибыль или убыток, который представляет собой сумму результата от реализации продукции (работ, услуг); результата от прочей реализации; сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.

     Анализ  финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов исследование:

  1. Изменений каждого показателя за текущий анализируемый период («горизонтальный анализ» показателей финансовых результатов за отчётный период).
  2. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений («вертикальный анализ» показателей).
  3. Исследование влияние факторов на прибыль («факторный анализ»).
  4. Изучение в обобщённом виде динамики изменения показателей финансовых показателей за ряд отчётных периодов (то есть «трендовый анализ» показателей). Для проведения вертикального и горизонтального анализа рассчитаем таблицу 1 (См. приложение), используя данные отчётности предприятия из формы №2.

     Из  данных таблицы видно, что балансовая прибыль в 2004 году существенно увеличилась  по сравнению с 2003 годом на 62 374 руб. или в 6 раз. В 2003 году прибыль по сравнению  с  2002 годом наоборот  резко снизилась на 1 726 460 руб. или в 159 раз. Таким образом, наметилась положительная тенденция изменения величины балансовой прибыли.

     Увеличению  балансовой прибыли способствовало:

     Увеличение  прибыли от финансово-хозяйственной  деятельности на 43.648 руб. или на 76,5%.

     На  вышеуказанное увеличение повлияло:

     Появившаяся статья доходов - «Проценты к получению» в сумме 7 966 руб., что увеличило  балансовую прибыль на 10,8%.

     Превышение  абсолютного изменения операционных доходов над абсолютным изменением операционных расходов на 37 707 руб. (129 481 – 91 783).

     Снижению  балансовой прибыли способствовало:

     Убыток  от внереализационных операций в  сумме 27 409 руб., снизивший балансовую прибыль на 37,4%. Нужно отметить, что  по сравнению с 2003 годом в отчётном году произошло снижение   данного убытка на 18 726 руб. или почти в 3 раза;

     Незначительное  влияние оказало сокращение прибыли  от реализации на 2 026 руб. или на 1%, что  привело к снижению балансовой прибыли на 2,8%.

     Таким образом, факторы, уменьшающие балансовую прибыль по сумме. были перекрыты действием увеличивающих её факторов, что в итоге и обусловило рост балансовой прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим почти в 6 раз.

     2.2. Анализ рентабельности.

     В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

     Показатели  рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

  1. Рентабельность продукции, продаж (показатели оценки эффективности управления);
  2. Рентабельность производственных фондов;
  3. Рентабельность вложений в предприятия (прибыльность хозяйственной деятельности).

     1.Рентабельность продукции.

     Рентабельность  продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.

     Показатель  рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:

  • Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации ( без НДС);
  • Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС);
  • Рентабельность продаж по чистой пробыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);
  • Рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реализации данного вида продукта к его продажной цене.

     Расчёт  данных показателей по «Пиво Сибири» представлен в таблице 2 (См. приложение).

     На  основе данных таблицы построим диаграмму.

     

     Рисунок 1. Изменение показателей рентабельности продукции за 2007-2009 г.

     На  основе расчётов можно сделать следующие  выводы.

     Показатель  общей рентабельности за отчетный период вырос с 1,19 в 2008 до 0,97 в 2009 году, то есть увеличился в 5 раз. Это говорит о том, что в 2009 году каждый рубль реализации приносил в среднем около 1 копейки балансовой прибыли. Надо отметить резкое снижение данного показателя по сравнению с 2007 годом, когда он составлял 23,3% и упал за 2008 год до 0,19 (т.е. на 23,11%).

     Показатель  рентабельности продаж по чистой прибыли также вырос в 2009 году с 0,14 на начало года до 0,8 на конец отчетного периода. Это говорит о том, что спрос на продукцию несколько возрос. Таким образом, в 2009 году на 1 руб. реализованной продукции предприятие имело лишь 0,8 копеек чистой прибыли.

     Рентабельность  всей реализованной продукции снизилась  за отчетный период на 1% и составила к концу 2009 года 2,6%.  Это значит, что в конце отчетного периода каждый рубль реализации стал приносить на 1 копейку меньше прибыли от реализации.

     Как видно из выше сказанного, все показатели рентабельности продукции очень  низкие. 

     В 2008г. вследствие снижения спроса на продукцию из-за неплатежеспособности большинства потребителей, а также вследствие получения убытков от внереализационных операций показатели рентабельности продукции существенно снизились.

     2.Рентабельность  вложений предприятия.

     Рентабельность  вложений предприятия- это следующий показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия.

     Среди показателей рентабельности предприятия  выделяют 5 основных:

     1. Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходится на 1руб. имущества предприятия, то есть насколько эффективно оно используется.

     2. Рентабельность вложений по чистой  прибыли;

     3. Рентабельность собственных средств,  позволяющий установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования.

     4. Рентабельность долгосрочных финансовых  вложений, показывающая эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций.        

     5. Рентабельность перманентного капитала. Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок.

     Необходимая информация для расчёта представлена в приложении(См. приложение 3).

     На  основе данных таблицы можно сделать  вывод о том, что если за 2008г. все показатели рентабельности вложений «Пиво Сибири» упали по сравнению с 2007г.,  то в 2009 году произошла противоположная ситуация. Все показатели рентабельности вложений увеличились.

     Общая рентабельность вложений в 2008г упала с 35,8% в 2007г. до 0,26%, в 2009 году возросла до 1,12%. То есть на 1руб. стоимости имущества предприятия в отчётном году приходилось 1,12 коп. балансовой прибыли. Значение данного показателя достаточно невелико для такого  предприятия, что свидетельствует о недостаточно эффективном использовании активов предприятия в 2008г-2009г.

Информация о работе Анализ рентабельности работы предприятия