Анализ прибыли и рентабельности по мировым стандартам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 18:32, курсовая работа

Описание

Прибыльность деятельности любого торгового предприятия определяет его функционирование независимо от экономической политики государства. Прибыль как экономическая категория получила новое содержание в условиях перехода к рыночным отношениям, которые характеризуются развитием конкуренции, свободного ценообразования, частной собственности на капитал и др. Прибыль является основным побудительным мотивом осуществления любой предпринимательской деятельности (в том числе торговой), поскольку обеспечивает рост благосостояния собственников предприятия через доход на вложенный капитал.

Содержание

Введение 3


Глава 1. Экономическая сущность торговой прибыли 6

1.1. Понятие прибыли, ее виды 6

1.2. Порядок формирования прибыли 9

1.3. Система показателей рентабельности торгового

предприятия 15

Глава 2.Управление прибыльностью и рентабельностью торгового предприятия ООО «Импрод» 18

2.1. Анализ формирования прибыли 18

2.2. Оценка показателей рентабельности торгового предприятия 26

2.3. Прогнозирование (планирование) прибыли и пути повышения

рентабельности 33


Заключение 46


Список литературы 48

Работа состоит из  1 файл

Курсовая анализ прибыли и рентабельности по мировым стандартам.doc

— 290.50 Кб (Скачать документ)

Таблица 3

«Расчет рентабельности торговой и финансово-хозяйственной          деятельности фирмы «Импрод» (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)»

Показатель 2005г. 2006г.
Издержки  обращения  9990 15886
Затраты предприятия  10906 16989
Прибыль от реализации 3496 8184
Балансовая  прибыль  3217 7390
Рентабельность  издержек обращения, %   34,99 51,52
Рентабельность текущих расходов, % 29,50   43,50

        Сопоставив таблицы 2 и 3, увидим, что из-за убыточности внереализационных операций, рентабельность издержек обращения, выше рентабельности текущих расходов, что в 2006г., что в 2005г.

        Кроме того, можно оценивать рентабельность капитала (рентабельность активов, рентабельность инвестированного капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность заемного капитала), рентабельность используемых ресурсов (рентабельность хозяйственных средств, рентабельность экономического потенциала и т.п.) и другие показатели рентабельности.

         Оценка уровней показателей рентабельности связана с серьезными ограничениями, с которыми необходимо считаться. Определенные трудности представляет отсутствие общепринятых стандартов или норм различных показателей рентабельности для торговых организаций. Такие трудности могут быть частично преодолены посредством:

  • сопоставлением показателей предприятия с показателями других предприятий отрасли;
  • определения показателей за ряд лет;
  • сопоставление фактических и плановых показателей;
  • внутрифирменного сопоставления показателей (например, по структурным подразделениям или по товарным группам);
  • сопоставление альтернатив с целью выбора наиболее оптимального варианта при принятии управленческого решения.

Рентабельность  капитала.

       Эффективность использования ресурсов торгового предприятия характеризуется системой показателей рентабельности, в которой каждый показатель обладает определенными возможностями и ограничениями.

        С точки зрения собственников предприятия основным показателем является отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Как известно, собственный капитал не является постоянным в течение года, поэтому предпочтение в расчетах следует отдать методу расчета по средней за год величине.

       Показатель рентабельности собственного капитала рассчитывается ежегодно на основе данных Баланса и Отчета о прибылях и убытках (табл.4). 
 
 
 
 
 

Таблица 4.

«Расчет рентабельности собственного капитала фирмы «Импрод»     (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)»

Показатель 2005г. 2006г.
Собственный капитал:    
- на  начало года  9865 11104
- на  конец года  11104 13086
Средняя величина собственного капитала в течение года 10484,5 12095
Чистая  прибыль  5194 2415
Рентабельность  собственного капитала, % 49,54 19,97

      Как видно, рентабельность собственного капитала в 2006 году (19,97%) ниже, чем в 2005г. (49,54%). Этому способствовало уменьшение прибыли более чем в 2 раза, тогда как средняя величина собственного капитала изменилась незначительно (в 1,2 раза) по сравнению с 2005г.

       Рентабельность используемых ресурсов.

      Самостоятельное значение имеет показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к расходам на оплату труда. В расчетах данного показателя может использоваться либо вся сумма расходов на оплату труда, либо только расходы, включаемые в издержки обращения.       Интерес представляет также такой показатель, как отношение прибыли к численности работников. По сравнению с предыдущим показателем стоимостной знаменатель в расчетной формуле заменяется натуральным, что обеспечивает универсальность такого показателя рентабельности для сравнительного анализа предприятий торговли (табл. 5). 
 
 
 
 

Таблица 5

«Расчет рентабельности трудовых ресурсов фирмы «Импрод»             (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)»

Показатель 2005г. 2006г.
Балансовая  прибыль  3217 7390
Затраты на персонал 2940 3050
Численность работников 365 363
Рентабельность  расходов на оплату труда, % 109,4   242,3
Прибыль на одного работника 8,8 20,4

      Данные таблицы 9 показывают, что в 2006г. по сравнению с 2005г. сумма прибыли на одного работника увеличилась в 2,3 раза; балансовая прибыль увеличилась также в 2,3 раза. При этом затраты на оплату труда увеличились незначительно (3,7%), а сокращение работников также было незначительным – 2 человека, то есть сокращение персонала составляет 0,5%. Рентабельность расходов на оплату труда увеличилась в 2,2 раза. 

2.3. Прогнозирование (планирование) прибыли и пути повышения рентабельности

     Целью планирования прибыли является обеспечение роста ее размера и повышения рентабельности на основе увеличения оборота и улучшения его структуры, наиболее эффективного использования материальных, трудовых и финансовых результатов при обязательном сокращении потерь времени населения. Экономической основой составления плана прибыли является:

- запланированный  объем и структура оборота;

- задание  на плановый период по приросту  сети;

- изменения  в организационной структуре,  ставках, тарифах, уровнях торговых надбавок и наценок и других условий расчета.

При планировании прибыли можно использовать:

- прогноз  рентабельности;

- анализ  ликвидности баланса;

- оценку  перекрытия ликвидности;

- регрессное  определение минимального оборота.

        При прогнозировании прибыли от реализации продукции (работ, услуг) используются среднегодовые темпы изменения рентабельности за 3 – 5 лет, предшествующих планируемому периоду. При изменении условий формирования доходов и затрат предприятия это темпы корректируются. Сумму прибыли можно определять как произведение прибыли от реализации текущего года на спрогнозированный темп ее изменения в плановом году, или как произведение запланированного товарооборота на проектируемую рентабельность деленное на 100.

     Оценивая возможный уровень рентабельности можно соизмерить величину прибыли с расходами и объемом товарооборота. Для этого определяют точку преломления прибыли и убытков или порог рентабельности. Эта точка характеризует такой объем оборота, когда нет убытков, но нет и прибыли. Определение критической точки может осуществляться расчетным или графическим способами.

      Одним из вариантов анализа лимита рентабельности является оценка перекрытия ликвидности. В этом случае издержки предприятия подразделяются на денежные расходы и те, которые с ними не связаны, например, амортизация. Точка пересечения кривой части стоимости, соответствующая денежным расходам с кривой оборота показывает величину минимального оборота, необходимого для сокращения ликвидности.

       При помощи регрессионного распределения минимального оборота можно установить зависимость между плановой прибылью и товарооборотом и получить предельную прибыль.

        На предстоящий период можно рассчитать и по источникам образования.

       Так, прибыль от реализации товаров, работ и услуг определяется как разница между суммой валового дохода от реализации, рассчитанной на предстоящий период, и суммой издержек обращения.

         Прибыль от операций с тарой устанавливается с ориентировкой на фактически сложившиеся результаты и с учетом предстоящих изменений в товарообороте, его объеме и структуре.

          Прибыль от платных услуг, предоставленных покупателям (комплектование заказов, доставка товаров на дом и другое) определяется исходя их возможного объема таких услуг и цен на них.

После определения плановых величин прибыли  из отдельных источников составляется сводный план прибыли. Затем разрабатываются  и утверждаются администрацией предприятия, с одобрения трудового коллектива, сметы расходования фонда накопления и фонда потребления.

    Основными методами планирования в торговом предприятии являются:

1. Метод  прямого счета. Прибыль планируется  на основе предварительно спрогнозированного  валовых доходов и издержек  обращения, как разница между ними. Сложность заключается в экономически обоснованном планировании этих исходных показателей валового дохода и издержек обращения. При планировании издержек обращения применяется постатейный расчет издержек обращения и планирования общего уровня с использованием математических методов корреляционной зависимости издержек, товарооборота.

2. Экстраполяции  на основе анализа показателей  динамики и рентабельности и  факторного анализа прибыли, и  на основе установления тесноты  связей прибыли с соответствующими  факторами с использованием математического уравнения гиперболы.

3. Аналитический  метод применяется для планирования  прибыли на промышленных предприятиях, применяемый при большом ассортименте  выпускаемой продукции, а также  как дополнение к прямому методу  в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравниваемой продукции в целом.

         При планировании валового дохода необходим системный подход, то есть должна быть обеспечена взаимная увязка всех показателей плана предприятия. Он строго увязывается с рассчитанными на плановый период объемом товарооборота и прибыли.

          В процессе составления плана валового дохода вносят небольшие коррективы в плановую структуру товарооборота в целях повышения размера валового дохода, или пересматривается смета издержек обращения в целях изыскания возможностей по сокращению отдельных расходов для обеспечения рассчитанного размера прибыли.

          Валовой доход предприятия исчисляется в абсолютном и относительном выражении. Абсолютным показателем валового дохода является его сумма (размер), а относительным – уровень (процентное отношение суммы валового дохода к товарообороту).

          Планирование валового дохода можно произвести методом технико-экономических расчетов и экономико-статистическим методом. При технико-экономическом расчете плановая сумма валового дохода от реализации определяется на основе объема и структуры (при необходимости и внутри ассортиментной структуре) планового задания по товарообороту и установленных размеров торговых надбавок. Сумма торговых надбавок по каждой товарной группе рассчитывается умножением объема товарооборота по каждой товарной группе на размер надбавки и делением полученного результата на 100. Общий валовой доход от реализации по предприятию определяется путем суммирования валового дохода по отдельным товарным группам. Деление общей суммы на товарооборот и умножением на 100 рассчитывается средний уровень валового дохода в процентах к товарообороту.

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности по мировым стандартам