Анализ прибыли и рентабельности по мировым стандартам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 18:32, курсовая работа

Описание

Прибыльность деятельности любого торгового предприятия определяет его функционирование независимо от экономической политики государства. Прибыль как экономическая категория получила новое содержание в условиях перехода к рыночным отношениям, которые характеризуются развитием конкуренции, свободного ценообразования, частной собственности на капитал и др. Прибыль является основным побудительным мотивом осуществления любой предпринимательской деятельности (в том числе торговой), поскольку обеспечивает рост благосостояния собственников предприятия через доход на вложенный капитал.

Содержание

Введение 3


Глава 1. Экономическая сущность торговой прибыли 6

1.1. Понятие прибыли, ее виды 6

1.2. Порядок формирования прибыли 9

1.3. Система показателей рентабельности торгового

предприятия 15

Глава 2.Управление прибыльностью и рентабельностью торгового предприятия ООО «Импрод» 18

2.1. Анализ формирования прибыли 18

2.2. Оценка показателей рентабельности торгового предприятия 26

2.3. Прогнозирование (планирование) прибыли и пути повышения

рентабельности 33


Заключение 46


Список литературы 48

Работа состоит из  1 файл

Курсовая анализ прибыли и рентабельности по мировым стандартам.doc

— 290.50 Кб (Скачать документ)

4. Изучить  показатели рентабельности и  динамики прибыли.

       Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

       Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

        Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

        Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

        Затем оценивают причины изменения показателей. Особенно тщательно исследуется состав внереализационных доходов и расходов.

        В состав внереализационных доходов (убытков) входит сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустойки и других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством), которые связаны с экономической ответственностью предприятия при нарушении договорных обязательств. Так же детально оцениваются внереализационные расходы и потери, а именно:

- убытки  по операциям прошлых лет, выявленные  в отчетном году, от уценки товаров, от списания безнадежной дебиторской задолженности;

- недостачи  материальных ценностей, выявленных  при инвентаризации;

- затраты  по содержанию законсервированных  объектов;

- отрицательные  курсовые разницы по валютным  счетам и операциям в иностранной валюте;

- некомпенсированные  потери от стихийных бедствий  с учетом затрат по предотвращению  или ликвидации стихийных бедствий (за вычетом стоимости полученного  металлолома, других материалов);

- судебные  издержки и арбитражные сборы  и другое.

        В заключение анализа прибыли в предприятиях разрабатываются конкретные мероприятия по обеспечению экономии средств и потерь при обеспечении качества обслуживания населения.

       Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1. Показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;

2. Показатели, характеризующие рентабельность  продаж;

3. Показатели, характеризующие доходность капитала  и его частей.

         Эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

          В процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию источников прибыли, для чего фактические данные по источникам образования прибыли сравниваются с данными плана  и выясняются причины отклонения от плана по каждому источнику прибыли.

          В фирме «Импрод» основным источником прибыли является прибыль от реализации товаров.

          Анализ прибыли производится фирмой каждый год. Анализ осуществляется в увязке с факторами, влияющими на прибыль – это валовой доход и издержки обращения.

Таблица 1

«Анализ прибыли от реализации ООО «Импрод» (тыс. руб.)

Показатели План Факт % выполнения  на 2006г отклонение (+;-)

.за 2006г.

1. Товарооборот    181300 182842 100,85 1542
2. Валовой  доход 

2.1. в  сумме 

 
22528
 
24070
 
106,84
 
1420
2.2. в  % к обороту  12,43 13,16 105,87 0,73
3.Издержки обращения

3.1. в  сумме  

 
 
15880
 
 
15886
 
 
100,04
 
 
6
3.2. в  % к обороту  8,76 8,69 - -0,07
4. Прибыль  от реализации  6648 8184 133,63 1536
5. Рентабельность  по прибыли от реализации, % 3,67   4,48 122,07 0,81
 

       Для анализа прибыли необходимо провести расчет влияния факторов на прибыль фирмы. Для этого необходимо определить, за счет чего произошло отклонение от плана.

1. За  счет перевыполнения плана товарооборота.

(1542 х  4,48%) : 100% = 69,1 т.р.

2. За  счет изменения валового дохода.

(182842 х  0,73%) : 100% = 1334,7 т.р.

3. За  счет экономии издержек обращения.

(182842 х  0,07%) : 100% = 127,2 т.р.

       Совокупное влияние факторов равно сумме отклонения.

69,1 + 1334,7 + 127,2 = 1536 т.р.

       Анализ прибыли осуществляется в следующей последовательности:

1. Определяют  выполнение плана по прибыли.  Определяется как разность между  фактической суммой прибыли за 2006г. и плановой суммой прибыли.

8184 –  6648 = 1536 т.р.

2. Определяют  проценты выполнения плана по  прибыли фирмы, как отношение  фактической суммы прибыли за 2006г. к плановой.

(8184 : 6648) х 100% = 133,63 %

3. Прирост прибыли в сумме в 2006г. по сравнению с 2005г., как их разность.

8184 –  3496 = 4688 т.р.

4. Динамика  прибыли, т.е. темп роста, определяют  отношением фактической суммы прибыли 2006г. к фактической сумме прибыли 2005г.

(8184 : 3496) х 100 = 234,09%

5. Фактический уровень рентабельности за 2005г., как отношение фактической прибыли к сумме товарооборота.

(8184 : 182842) х 100% = 4,48%

6. Плановый уровень рентабельности на 2006 год, как отношение плановой прибыли к товарообороту.

(6648 : 181300) х 100% = 3,67%

         По сравнению с планом произошло повышение фактического уровня рентабельности:

0,81% (4,48 – 3,67)

7. Определить  изменение уровня рентабельности  в отчетном периоде по сравнению  с прошлым. Определяют как разность  между уровнем рентабельности  отчетного периода и уровнем рентабельности прошлого периода.

4,48 –  3,32 = 1,16%

         Уровень в 2006г. повысился по сравнению с предшествующим годом на 1,16 %. 

2.2. Оценка показателей рентабельности торгового предприятия.

       Коммерческая деятельность любой торговой организации должна соотноситься с экономическим принципом, который в общем виде определяется достижением максимального результата при минимальных затратах, или, иными словами, эффективность финансово-хозяйственной деятельности должна оцениваться с точки зрения эффективности преобразования ресурсов в результаты. Измерить и оценить меру реализации экономического потенциала (принципа эффективности) на предприятии позволяет анализ, проводимый с использованием ряда экономических показателей. При этом прибыль не может служить определяющим критерием для оценки эффективности деятельности торговой организации. Интерес представляет сравнение прибыли с другими показателями, то есть система показателей рентабельности, рассчитанных различными способами.

         Наиболее распространенным показателем рентабельности торговых предприятий является отношение прибыли к товарообороту (выраженное в процентах), характеризующее удельный вес прибыли в товарообороте.

        Использование различных показателей прибыли при определении уровня рентабельности продаж позволяет значительно расширить аналитические возможности последнего показателя. Интерес представляет исчисление уровня рентабельности по всей (балансовой) прибыли, а не только по прибыли от реализации товаров, несмотря на то, что внереализационные доходы, расходы и потери не находятся в прямой зависимости от изменения товарооборота. Показатель рентабельности, рассчитанный как, отношение балансовой прибыли к товарообороту, тесно связан с результатами текущей деятельности, может быстро меняться и поэтому представляет интерес для собственников предприятия. Сопоставление этих двух показателей позволяет выявить изменение пропорций в развитии предприятия, что видно из таблицы 2. 

Таблица 2.

«Расчет показателей рентабельности продаж Фирмы «Импрод»(в сопоставимых ценах, тыс. руб.)»

Показатель 2005г 2006г
Выручка (нетто) от реализации товаров   105258 182842
Себестоимость реализации товаров  91771 158772
Коммерческие  расходы 9990 15886
Прибыль от реализации 3496 8184
Проценты к получению 49 39
Прочие  операционные доходы 180 200
Прочие  операционные расходы  785 870
Прочие  внереализационные доходы 408 71
Прочие  внереализационные расходы  131   233
Прибыль отчетного периода  3217 7390
Рентабельность  продаж (%)

- по  прибыли от реализации товаров   

- по  балансовой прибыли 

 
3,32  

3,06

 
4,48

4,04

       Как видно, что в 2005г., что 2006г, в связи с убытками от внереализационных операций, уровень показателей рентабельности продаж исчисленный по балансовой прибыли, ниже, чем уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации товаров (3,06 и 3,32; 4,04 и 4,48 соответственно). Соответственно, с ростом прибыли от реализации в 2000г. (на 4688 т.р.) возросли и показатели уровней рентабельности по прибыли от реализации товаров и по балансовой прибыли.

      Таким образом, самый распространенный показатель рентабельности выражает зависимость прибыли и товарооборота. Целью его вычисления является определение размера той отдачи, которой добилась торговая организация от каждой денежной единицы товарооборота. Однако аналитические возможности данного показателя достаточно ограничены в силу его достаточно широкого разброса в зависимости от сферы деятельности  организации. Объясняется это различием в масштабах деятельности, в размерах инвестированного капитала, в скорости оборота средств, в условиях кредитования, в размерах складских запасов и др. Поэтому данный показатель рентабельности желательно использовать во взаимосвязи с другими, в силу чего его можно назвать недостаточным, но необходимым (исходным) критерием в оценке прибыльности торговой организации.

       Если отталкиваться от мнения, что минимальный уровень рентабельности розничного торгового предприятия желательно, чтобы составлял 3 – 5% к обороту, то рентабельность продаж фирмы «Импрод», можно назвать удовлетворительной (уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации товаров в 2006г. -  4,48%). В Российском статистическом ежегоднике за 2005г. следующие данные: рентабельность продаж торгового предприятия – 4,9%; рентабельность активов – 3,0%.

      Рентабельность деятельности.

      Прибыль образуется как разность между доходами и затратами, что обуславливает правомерность использования в анализе показателя рентабельности, исчисляемого как отношение полученной прибыли к затратам предприятия. Уровень рентабельности торговой деятельности может выражаться, таким образом, в процентах не только к товарообороту, но и к издержкам обращения. Эти показатели существенно дополняют друг друга, так как для определения эффективности деятельности затраты предприятия должны определенным образом соотноситься с прибылью от реализации товаров.

       С аналитической точки зрения представляет интерес сопоставление таких пар, как прибыль от реализации товаров / издержки обращения и балансовая прибыль / затраты предприятия, которое позволяет выявить приоритетность видов деятельности предприятия (табл. 3).

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности по мировым стандартам