Анализ прибыли и рентабельности по мировым стандартам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 18:32, курсовая работа

Описание

Прибыльность деятельности любого торгового предприятия определяет его функционирование независимо от экономической политики государства. Прибыль как экономическая категория получила новое содержание в условиях перехода к рыночным отношениям, которые характеризуются развитием конкуренции, свободного ценообразования, частной собственности на капитал и др. Прибыль является основным побудительным мотивом осуществления любой предпринимательской деятельности (в том числе торговой), поскольку обеспечивает рост благосостояния собственников предприятия через доход на вложенный капитал.

Содержание

Введение 3


Глава 1. Экономическая сущность торговой прибыли 6

1.1. Понятие прибыли, ее виды 6

1.2. Порядок формирования прибыли 9

1.3. Система показателей рентабельности торгового

предприятия 15

Глава 2.Управление прибыльностью и рентабельностью торгового предприятия ООО «Импрод» 18

2.1. Анализ формирования прибыли 18

2.2. Оценка показателей рентабельности торгового предприятия 26

2.3. Прогнозирование (планирование) прибыли и пути повышения

рентабельности 33


Заключение 46


Список литературы 48

Работа состоит из  1 файл

Курсовая анализ прибыли и рентабельности по мировым стандартам.doc

— 290.50 Кб (Скачать документ)

1.3. Система показателей  рентабельности торгового  предприятия.

          Прибыль – это конечный финансовый результат деятельности предприятия. При  рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. При расчете рентабельности могут быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.

          Для принятия управленческих решений обычно используется структурированная система показателей, ориентированная на определенную цель. Система показателей позволяет избежать опасности одностороннего и неполного отражения деятельности предприятия, поскольку отдельные показатели обладают ограниченной информационной ценностью, что может привести к неадекватной их интерпретации. Система показателей особенно важна в тех случаях, когда необходимо учесть несколько целей и установить взаимосвязи между элементами системы. При этом необходимо подчеркнуть, что неоправданно большое число показателей перегружает материалы аналитического исследования и, более того, уводит в сторону от цели анализа.

         Состав системы показателей в определенной степени зависит от вида проводимого анализа. Принято выделять два вида финансового анализа: внутренний и внешний. Внешний финансовый анализ производится независимыми аналитиками и в основном базируется на общедоступной информации, поэтому он менее детализирован и более формализован. Информационная база внутреннего анализа гораздо шире, соответственно расширяются и возможности самого анализа.

        Независимо от вида проводимого анализа система показателей не может быть раз и навсегда жестоко заданной, более того, она должна постоянно корректироваться как по форме, так и по существу.

        Показатель рентабельности отражает соотношение прибыли предприятия и факторов, которые являются, по сути, предпосылками ее возникновения. Бухгалтерская отчетность позволяет рассчитать большое количество показателей рентабельности, поэтому их необходимо систематизировать в аналитические группы с целью упорядочения и обеспечения оптимальности при выполнении аналитических процедур.

         Возможные сочетания прибыли с влияющими на нее факторами дают в итоге множество показателей рентабельности, различных не только по решаемым задачам и содержанию, но и по использованным при ее расчете показателям прибыли. В качестве последних в отечественной практике традиционно используются показатели балансовой прибыли, прибыли от реализации товаров и чистой прибыли.

        Выбор необходимых показателей рентабельности определяется тем, насколько они в совокупности представляют собой не просто набор, а систему, построенную на определенных принципах: отдельные показатели не дублируют друг друга, но и не оставляют «белых пятен»; не противоречат друг другу, а взаимно дополняют и другие. А для этого важно правильно оценить аналитические возможности каждого показателя рентабельности и определить его значение в системе.

        Рентабельность товарооборота (продаж) отражает зависимость между прибылью и товарооборотом и показывает величину прибыли, полученную с единицы проданного товара. Поскольку бухгалтерский учет хозяйственных операций ведется в денежном выражении, то коэффициент рентабельности продаж умножается на 1000, показывает, какая прибыль была получена с 1 тыс. рублей проданных товаров. Чем больше прибыль, тем выше рентабельность товарооборота.

         Показатель рентабельности собственного капитала позволяет инвесторам оценивать потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. На основе показателя можно определить период (число лет), в течение которого полностью окупаются средства, вложенные в торговое предприятие. Рентабельность собственного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли к собственному капиталу.

       Рентабельность активов рассчитывается как отношение балансовой прибыли к общей сумме активов, данный показатель используется в качестве основного (обобщающего) и позволяет оценить эффективность суммарных капиталовложений по финансовым источникам вне зависимости от сравнительных размеров источников этих средств.

       Рентабельность производственных фондов торгового предприятия определяется по соотношению суммы (валовой, чистой) и средней стоимости основных и материальных оборотных средств, умноженному на 100.

       Наряду с показателями товарооборота, капитала, основных и оборотных средств для расчета уровня рентабельности (коэффициентов) применяются и другие показатели: издержки обращения, торговая площадь, численность персонала, каждый из которых подчеркивает определенный аспект результатов деятельности торгового предприятия.

       Уровень рентабельности, исчисленный отношением суммы прибыли от реализации товаров к сумме издержек обращения, показывает эффективность текущих затрат. Увеличение или сокращение издержек обращения непосредственно влияет на уменьшение или рост прибыли. Этот показатель рентабельности определяет эффективность торговой сделки по товарам.

        Рентабельность, рассчитанная по отношению к численности занятых на предприятии работников, характеризует эффективность использования рабочей силы и показывает размер полученной прибыли в расчете на одного работника (отношение балансовой прибыли к среднесписочной численности работников).

        Отношение прибыли от реализации товаров к величине торговой площади предприятия характеризует размер полученной прибыли в расчете на 1 кв. м. площади магазина. Рациональное использование торговой площади позволит повысить размер прибыли. 
 

Глава 2. Управление прибылью и рентабельностью торгового предприятия ООО «Импрод» .

2.1.  Анализ формирования прибыли

        Целью анализа является оценка прошлой деятельности и  положения предприятия на данный момент, а также оценка будущего потенциала предприятия.

       В экономической литературе отмечается возрастание роли и значения прибыли в современных условиях хозяйствования. Авторский коллектив под руководством Г.Б. Поляка дает наиболее полную, собирательную оценку значимости прибыли: «Прибылью (рентабельностью) оценивается эффективность хозяйствования, прибыль – главный источник финансирования экономического и социального развития; прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений». Действительно, с прибылью прямо или косвенно связаны все другие экономические рычаги предпринимательской деятельности (финансы, кредиты, затраты, цены и т.п.), без которых невозможно «выжить» любому предприятию в рыночных условиях.

         Прибыль формируется под воздействием большого количества взаимосвязанных факторов, которые влияют на результаты деятельности предприятия разнонаправлено: одни – положительно, другие – отрицательно. Более того, отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет положительное влияние других. Многообразие факторов не позволяет их четко ограничить, и обуславливает их группировку. Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом экономических отношений, то наиболее важным представляется деление их на внешние и внутренние.

      Среди внешних факторов можно выделить следующие: экономические условия хозяйствования, емкость рынка, платежеспособный спрос потребителей, государственное регулирование деятельности предприятий торговли и др. Особенное значение имеет уровень, динамика и колебание платежеспособного спроса, потому что он предопределяет стабильность получения торговой выручки.

         Следующим значительным фактором являются цены, устанавливаемые поставщиками товаров. В условиях конкуренции повышение закупочных цен не всегда сопровождается адекватным повышением продажных цен. Розничные торговые предприятия часть повышения цен поставщиками зачастую компенсируют за счет снижения доли собственной прибыли в розничной цене товаров. Повышение же цен на услуги транспортных предприятий, коммунального хозяйства и других аналогичных предприятий напрямую увеличивает текущие расходы торгового предприятия, тем самым уменьшая прибыль.

       Наряду с вышеперечисленным следует обратить внимание на такие серьезные макроэкономические факторы, как налоговая и кредитная политика государства, развитие деятельности общественных организаций потребителей товаров и услуг, развитие профсоюзного движения и, наконец, политическая стабильность в государстве.

        Внешние и внутренние факторы тесно связаны между собой. Но внутренние факторы напрямую зависят от организации работы самого предприятия.

         Важным фактором является объем розничного товарооборота, потому что при неизменной доли прибыли в цене товара рост объема продажи позволяет увеличить сумму прибыли. При наращивании объема товарооборота необходимо помнить о его структуре, так как прибыльность тех или иных товарных групп различна. Разумеется, нельзя отдавать предпочтение только высокорентабельным товарам, лишь рационализация структуры товарооборота позволит достичь нормального уровня прибыли.

         Другим существенным фактором является применяемый порядок ценообразования. Прибыль от реализации товаров в первую очередь зависит от уровня торговой надбавки. При этом важно выбрать правильную коммерческую стратегию, потому что рост доли прибыли в составе торговой надбавки может привести к обратному результату, то есть из-за высоких цен снизится объем реализации товаров. Логичным следствием может стать в некоторых случаях снижение уровня торговой надбавки для ускорения реализации товаров (например, дифференцированная уценка товаров, в том числе сезонная, праздничная или разовая). Это позволит увеличить сумму прибыли за счет объема товарооборота и за счет ускорения оборачиваемости оборотных средств: чем меньше срок реализации товаров, тем большую суму прибыли получает предприятие в единицу времени. Также очевидно, чем большей суммой оборотных средств располагает предприятие, тем больше прибыли оно получит в результате одного их оборота. При этом важна не только общая сумма оборотных средств, но и соотношение между собственными и заемными средствами, поскольку использование кредитов увеличивает издержки торгового предприятия.

      Следующим значительным фактором, тесно связанным с ценообразованием, является уровень издержек обращения. Известно, что при неизменной величине торговой надбавки за счет снижения расходов предприятия можно увеличить суму получаемой прибыли. Осуществление режима экономии позволяет снижать текущие затраты предприятия. При этом необходимо учитывать, что под режимом экономии понимается не абсолютное, а относительное снижение издержек обращения.

       Степень влияния вышеназванных факторов зависит не только от соотношения их самих, но и от стадии жизненного цикла предприятия, от компетенции и профессионализма его менеджеров. Практика показывает, что влияние отдельных факторов количественно оценить невозможно. К примеру, деловая репутация предприятия, то есть сформировавшееся мнение о предприятии на рынке по различным аспектам его деятельности (потенциальные возможности, кредитоспособность, качество реализуемых товаров, уровень качества обслуживания и т.п.), основой которого является безусловное выполнение обязательств и установление многолетних традиций работы.

       Основными задачами анализа прибыли являются:

1. Оценка  достигнутого объема прибыли;  изучение степени выполнения  плана и динамики; выявление тенденций  изменения прибыли.

2. Изучение  структуры прибыли.

3. Определение  и изменение факторов формирования прибыли.

4.  Выявление  резервов увеличения прибыли.

5. Разработка  прогнозных показателей прибыли.

     Анализ прибыли производится по отдельным ее источникам, то есть анализ реализации товаров, анализ внереализационных доходов и потерь. При анализе прибыли от реализации определяется влияние объема и структуры товарооборота, валового дохода от реализации, издержки обращения.

      В процессе анализа прибыли торгового предприятия за отчетный период необходимо определить следующие показатели:

1. Отклонение  фактической прибыли от плановой, то есть сумму сверхплановой  прибыли или сумму недополученной  прибыли;

2. Определить  степень выполнения плана прибыли,  как отношение фактической суммы  прибыли к плановой;

3. Определить  фактический уровень рентабельности по отношению к товарообороту и установить его отклонение от планового уровня;

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности по мировым стандартам