Анализ оборота по реализации товаров торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:11, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является планирование и выявление резервов роста оптового оборота предприятия на основе его экономического анализа.
Для достижения указанной цели требуется решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы анализа товарооборота для оптовой торговой организации;
- провести анализ товарооборота на примере конкретного торгового предприятия;
- разработать предложения роста товарооборота.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………………3
1. СУЩНОСТЬ ТОВАРООБОРОТА……………………………………………5
1.1 Роль товарооборота и его значение для предприятия…….………………..5
1.2 Этапы проведения экономического анализа товарооборота торгового предприятия………………………………………………………….…..………..7
1.3 Факторы, влияющие на товарооборот…………………………………...…13
2 Анализ оптового оборота ООО «ЕСК-Хакасия»……….….…..22
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия……………………………………………………………..…….....22
2.2 Анализ динамики оптового оборота ООО «ЕСК-Хакасия»…….…..….…26
3. Резервы повышения эффективности торговой деятельности…………………………………………………………..……33
3.1. Определение резервов роста оптового оборота ООО «ЕСК - Хакасия»…………………………….………..…………………………….…….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….39

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 66.51 Кб (Скачать документ)

Для определения товарооборота  в сопоставимых ценах необходимо его объем с момента действия новых цен разделить на индекс цен.

I цен = цена в отчетном периоде

цена в базисном периоде,

принимаемая за 100%

Динамика ТО = факт. Товарооборот в отчетном периоде * 100%

Факт. Товарооборот прошлого года

Проведенный анализ динамики оптового оборота ООО «ЕСК-Хакасия» показал, что оптовый оборот исследуемого предприятия за анализируемый период в действующих ценах динамично  развивался.

В сопоставимых ценах к базисному  году оптовый оборот исследуемого предприятия  по сравнению с 2009 годом повысился  на 26,2%.

По сравнению с предыдущим годом  оптовый оборот увеличился на 2,9% в  сопоставимых ценах.

Данные таблицы показывают, что  за 2010 год темпы роста оптового товарооборота увеличились на 35%. Это объясняется тем, что цены на товары, реализуемые в предприятии, выросли в 2010 году по сравнению с 2009 годом. Количество реализованных  товаров увеличилось в 2010 году на 26,2%, что составило 5597,5 тыс. руб. Темпы  роста физического объема товарооборота (количества товаров) хорошие, предприятие  расширяет клиентскую базу, набирает обороты, и в связи с увеличением  оптовых цен на товары - на 1955,8 тыс. руб.

За 2009-2010 гг. среднегодовой темп роста  товарооборота предприятия в  действующих ценах составил 135%, в  сопоставимых ценах 126,2%.

Оптовый товарооборот ООО  «ЕСК-Хакасия» по кварталам года

Табл. 3

     

Откло-

2010год в

 

2009 год

2010 год

нение

к

Кварталы

сумма,

удельный

сумма,

удельный

в

2009году

 

тыс. руб.

вес, %

тыс. руб.

вес, %

сумме

%

         

(+,-)

 

1

2

3

4

5

6

7

1

3119,0

14,61

4067,35

14,1

+948

130

2

6720,1

31,48

8224,47

28,45

+1504

122

3

7347,3

34,43

19,48

9146,1

31,65

+1799

125

4

4158,2

19,48

7459,75

25,8

+3301

179

Всего за год

21344,6

100,0

28897,9

100,0

+7552

135


Данные таблицы свидетельствуют  о неритмичном развитии товарооборота  предприятия по кварталам: наиболее напряженным был второй и третий квартал, а наименее напряженным - первый. Самый низкий темп роста товарооборота  достигнут в первом квартале (130%), а самый высокий - в четвертом  квартале (179%). Неритмичное развитие оптового товарооборота по кварталам  привело к изменению удельного веса оборота каждого квартала в годовом объеме товарооборота. Так, снизился удельный вес оборотов первого квартала на 0,51 %, второго квартала на 3,03% и третьего квартала - на 2,78% по сравнению с 2009 годом, потому что в этих кварталах темпы роста оборота ниже, чем в целом за год (135%).Доля оборота четвертого квартала возросла с 19,48% в 2009 году до 25,8% в 2010 году (темп роста оборота в этом квартале 179%) Таким образом, товарооборот предприятия по кварталам года распределялся неравномерно и развивался неритмично. Это говорит о том, что пик продаж приходится на второй и третий квартал.

Факторный анализ общего оптового товарооборота.

На развитие розничного товарооборота  предприятия оказывают следующие  факторы:

  • обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда работников;
  • состояние и эффективность использования материально-технической базы предприятия.

Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Проводя  анализ, прежде всего, проверим, как  товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и динамику развития оптового товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные  товары. Оптовый товарооборот зависит  от поступления товаров и состояния  товарных запасов. На его объем оказывает  влияние прочее выбытие товаров. Эта зависимость выражается формулой товарного баланса:

Зн + П = О + В + Зк,

где Зн - запасы товаров на начало отчетного  периода;

П - поступление товаров;

О - оптовый товарооборот;

В - прочее выбытие товаров;

Зк - запасы товаров на конец отчетного  периода.

Влияние показателей товарного  баланса на объем оптового товарооборота  можно определить, применив следующую  формулу:

О = Зн + П – В – Зк .

По предприятию данные о движении товарных ресурсов приведены в следующей  таблице:

Товарный баланс ООО «ЕСК-Хакасия  за 2009-2010 гг.

Табл.4 (суммы в тыс. руб.)

     

Отклонение

В сумме

(+ -)

Влияние

на изменение товаро-оборота

(+ -)

     
     

Показатели

2009

2010

     

Запасы товаров на начало года

0

1704

+1704

+1704

Поступление товаров

23057,8

29460,9

+6403,1

+6403,1

Прочее выбытие товаров

9,2

18,0

+8,8

-8,8

Запасы товаров на конец  года

1704

2249

+545

-545

Оптовая реализация товаров

21344,6

28897,9

+7552

+7552


Оптовый товарооборот предприятия  возрос в 2010 году по сравнению с 2009 годом  на 7552 тыс. руб. за счет завышенных товарных запасов на начало года (+1704 тыс. руб.), роста поступления товаров на склад (+6403,1тыс. руб.) Но возможности  роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (–545 тыс. руб) и увеличения прочего выбытия (+ 8,8 тыс. руб.) .

Недостатком использования поступающих  в предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза на склад товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с ООО «ЕСК-Хакасия» договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в излишнем количестве в конце года, осело на остатках товаров на складе, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь. На предприятии в 2010 году прочее выбытие товаров увеличилось по сравнению с 2009 годом на 8,8 тыс. руб. Прочее выбытие товаров включило товарные потери, бой, лом, недостачу товаров. Это тоже отрицательно отразилось на увеличении товарооборота.

Анализ оптового оборота предприятия  в ассортиментном разрезе:

Табл. 5

Товарные группы

2009 год

2010 год

Отклонение от прошлого года (+ -)

Темп изменения, %

сумма, тыс.руб

удельный вес, %

сумма тыс.руб.

удельный вес, %

по сумме, тыс.руб.

по удель-ному весу, %

А

1

2

3

4

5

6

7

Соль поваренная пищевая  первый сорт помол № 1 в мешках по 50 кг

4241,9

19,87

6827,25

23,63

2 585,4

3,75

160,95

Соль поваренная пищевая  «Экстра» йодированная в п/п пакетах  по 1 кг., упакованная в мешках по 50 кг.

2209,1

10,35

3178,64

11,00

969,5

0,65

143,89

Соль поваренная пищевая  марки «Золотой зубр» в п/п  пакетах по 1 кг., упакованная в  картонных ящиках по 16 кг.

1298,3

6,08

1704,5

5,90

406,2

-0,18

131,29

Соль «Зимушка – краса» йодированная в бумажных пакетах  по 1 кг, упакованная в пакеты по 12 кг.

919,53

4,31

830,45

2,87

-89,1

-1,43

90,31

Соль поваренная пищевая  сорт высший помол № 1, йодированная в п/п пакетах по 1 кг, упакованная  в мешки по 50 кг.,

1960

9,18

2748,3

9,51

788,3

0,33

140,22

Концентрат минеральный  «Галит» в МКР

2015,37

9,44

3850,3

13,32

1 834,9

3,88

191,05

Соль поваренная пищевая  в п/п пакетах по 2,5 кг, в мешках по 50 кг. первый сорт помол №2

1345,9

6,31

1113,68

3,85

-232,2

-2,45

82,75

Соль поваренная пищевая  в п/п пакетах по 5 кг, в мешках по 50 кг. первый сорт помол №2

3940,4

18,46

4680,55

16,20

740,2

-2,26

118,78

Соль поваренная пищевая  «Экстра» йодированная в п/п пакетах  по 1 кг., упакованная в мешках по 50 кг.

1548,9

7,26

1961

6,79

412,1

-0,47

126,61

Мел ММПЖ в мешках по 30 кг

1865,2

8,74

2003,23

6,93

138,0

-1,81

107,40

Итого

21344,6

100,00

28897,9

100,00

7 552,0

 

135,00


Анализ таблицы 5 показал, что структура  оптового оборота ООО «ЕСК-Хакасия» состоит в основном из соли. При  этом динамика оптового оборота по товарным группам характеризуется  положительно, так как по большинству  товарных групп произошло увеличение оборота.

Максимальный рост оптового оборота  произошел по следующим товарным группам: Соль поваренная пищевая первый сорт помол № 1 в мешках по 50 кг –  на 60,95%, концентрат минеральный «Галит»  в МКР– 91,05%, Соль поваренная пищевая  «Экстра» йодированная в п/п пакетах  по 1 кг., упакованная в мешках по 50 кг.– 43,89%. Сокращение объемов реализации наблюдается только по такой товарной разновидности , как Соль «Зимушка –  краса», Соль поваренная пищевая в  п/п пакетах по 2,5 кг, первый сорт помол №2, реализация которой в  отчетном году снизилась на 17,25%.

3. Резервы повышения эффективности  торговой деятельности

Эффективность торговой деятельности во многом зависит от наличия у  коммерческих служб информации, позволяющей  получить представление о ситуации, сложившейся не только на рынке, но и в самой организации. 
В широком смысле под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. 
Для повышения эффективности деятельности организации необходимо систематически анализировать и выявлять:

деловую активность и эффективность организации;

причины достигнутого состояния и полученных результатов;

мобилизацию резервов улучшения финансового  состояния и финансовых результатов. 
Исходя из задач анализа эффективной деятельности предприятия, важной значение имеет классификация факторов, деление их на внутренние и внешние. Внутренними называются факторы, определяющие результаты работы предприятия. 
Классификация факторов и совершенствование методики их анализа позволяют решить важную проблему – очистить основные показатели от влияния внешних и побочных факторов, чтобы показатели, принятые для оценки эффективности деятельности предприятия и определения уровня материального стимулирования, точнее отражали собственные достижения коллективов предприятий. 
Классификация факторов, определяющих финансовые показатели, является основой классификации резервов. Классифицируют резервы по разным признакам, основной принцип классификации резервов – по источникам эффективности торговой деятельности.

3.1. Определение резервов  роста оптового оборота ООО  «ЕСК-Хакасия»

Анализ показателей деятельности ООО «ЕСК-Хакасия» показал положительные  результаты деятельности предприятия, однако, стремясь к достижению большей  эффективности, следует использовать дополнительные резервы роста предприятия.

В силу специфики деятельности данного  предприятия, а именно, осуществления  оптовой торговли, основными резервами  роста оптового оборота предприятия  являются такие факторы, как объемы реализации и закупки товаров, уровень  цен, как закупочных, так и цен  реализации, а также формы и  методы продаж товаров. При этом, резервы  роста оптового оборота предприятия  заключаются, прежде всего, в усовершенствовании и модернизации как внутренней, так  и внешней деятельности предприятия.

В первую очередь, можно сказать, что  предприятию необходимо более интенсивное  изучение товарных рынков своей номенклатуры, а именно, ассортимента, качества, количества выпускаемых производителями товаров, также необходимо производить оценку конъюнктуры торговли, находить более  выгодные источники предложения  товаров и составлять прогнозы потребительского спроса. В данном случае предприятию  нужно применить маркетинговую  политику, обеспечить оперативный анализ, как поступления, так и реализации товаров, усилить контроль за качеством  товаров.

Значительным фактором для более  эффективной деятельности ООО «ЕСК-Хакасия» служит и схема товародвижения. Предприятию  необходимо создать систему рациональных путей и форм товародвижения для  сокращения себестоимости реализуемых  товаров, для чего можно предложить организацию закупки товаров  непосредственно от производителей и доставку товаров напрямую покупателям, без завоза на склад, что также  позволит сократить определенные расходы  предприятия.

Большое влияние на оптовый оборот также оказывает и товароснабжение  предприятия. Поэтому для обеспечения  высоких темпов роста оборота  и исключения нехватки товаров для  реализации предприятию необходимо более тщательно вести отбор  поставщиков и оперативный контроль за движением и состоянием товарных запасов.

Также важным моментом для ООО «ЕСК-Хакасия» является и качество поступивших  товаров. Поэтому для сокращения выбытия товаров низкого качества необходима организация четкого  контроля качества поступивших товаров  и предупреждения таких товаров.

Кроме того, предприятие имеет возможность  получения дополнительной выручки  от организации оказания дополнительных услуг покупателям, а именно, транспортировка, хранение, подработка, подсортировка, комплектация товаров по заявкам  потребителей, что также принесет дополнительные доходы предприятию.

Для получения большего оборота  и прибыли ООО «ЕСК-Хакасия» нужно  обеспечить себя наибольшим количеством  заключенных договоров с покупателями – организациями и предпринимателями. Для осуществления данного мероприятия необходима профессиональная деятельность менеджеров по отбору, привлечению к сотрудничеству и формированию заявок покупателей.

Информация о работе Анализ оборота по реализации товаров торгового предприятия