Анализ рынка электробытовых товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 14:38, доклад

Описание

Аналитический отдел компании ТЕРРА-недвижимость публикует серию материалов посвященных исследованию влияния внешних факторов на отечественный рынок недвижимости. Специалисты компании выделили в качестве основных следующие ключевые аспекты: перспектива вступления России во Всемирную торговую организацию, мировая конъюнктура цен на нефть, рынок строительных материалов в России, российский рынок ипотеки.

Работа состоит из  1 файл

анализ рынка электробытовых товаров.doc

— 204.00 Кб (Скачать документ)

Аналитический отдел компании ТЕРРА-недвижимость публикует серию материалов посвященных исследованию влияния внешних факторов на отечественный рынок недвижимости. Специалисты компании выделили в качестве основных следующие ключевые аспекты: перспектива вступления России во Всемирную торговую организацию, мировая конъюнктура цен на нефть, рынок строительных материалов в России, российский рынок ипотеки. В ходе исследования были также проанализированы основные показатели российской экономики за последние несколько лет, что позволило более полно оценить перспективы развития рынка недвижимости России в ближайшие годы, спрогнозировать наиболее вероятные тренды. Отдельный материал проводит параллели между рынком недвижимости США и России.  
При проведении данного исследования впервые был использован метод структурирования причинно-следственных циклов – цепочек усиливающих и балансирующих обратных связей. Данный метод основан на теории системного анализа.

Проблемы рынка строительных материалов

Рынок строительных материалов в России на сегодняшний  день составляет порядка 9,5 млрд. $, значительную долю которого составляет Московский рынок – 1,6–2,1 млрд. $.

Диаграмма 1. Доля московского  рынка строительных материалов в общем объеме рынка.  

Производство строительных материалов напрямую связано с темпами  развития рынка недвижимости, а именно со строительством новых объектов, реконструкцией и ремонтом.

По данным специалистов рост объемов производства был отмечен  в большинстве производств отдельных групп продукции для строительства. Особенно высокие темпы роста объемов производства (более 20%) были отмечены по таким группам продукции как: сухие строительные смеси, термоизоляционные материалы, гипсокартон, керамическая плитка, напольные покрытия (см. диаграмма 2).

Рост цен на строительные материалы в последние годы опережает  инфляцию. Это продиктовано дефицитом  данных материалов на рынке и отчасти  ростом цен на жилье. По данным Министерства экономического развития РФ темпы роста цен на строительные материалы в 2006 году составили 11,9%. Данные производителей строительных материалов по темпам роста цен за 2006 год – 23,7%.

В 2007 году ожидается  активный прирост цен на более  востребованные и дефицитные группы товаров: цемент, металлопрокат и кирпич.

Исследование ABARUS Market Research сентябрь 2006 года.

Вышеизложенные статистические показатели иллюстрируют ситуацию, которая  сложилась на рынке строительных материалов. Среди причин, которые  привели к существующему положению вещей на рынке можно выделить следующие: 
Дефицит на мировом рынке сырья и спекулятивный характер торгов на мировых биржах;  
1. Монополизация рынка производства строительных материалов;  
2. Дефицит строительных материалов на внутреннем рынке;  
3. Рост объемов строительства в последние несколько лет;  
4. 5. Недостаток производственных мощностей.

За последний год  стоимость меди и олова на мировых  биржах достигла максимальных показателей. Дефицита данного товара не наблюдается, а рост стоимости идет за счет спекулятивных сделок. Другая ситуация складывается на рынке цинка. Этот металл является дефицитным, и его стоимость растет быстрыми темпами. В России производственные мощности по обработке цинка начинают модернизироваться, либо только запущены. Рынок оцинкованных материалов демонстрирует высокие темпы роста цен.

Рассмотрим фактор монополизации рынка строительных материалов в России. Ярким примером служит рынок производства цемента. Например, компания ЗАО "Евроцемент групп" обладает 55% долей всего  сегмента. Рост цен на цемент, как основного компонента строительства вызывает рост цен на жилую и коммерческую недвижимость.

Одной из причин монополизации  рынка служит высокая ресурсоемкость и энергоемкость рынка. Цены на энергоносители постоянно растут. Износ основных фондов производственных компаний также находится на высоком уровне. Многие производители работают на старом оборудовании. У одного предприятия не хватит средств модернизировать свои фонды, а у группы компаний такая возможность есть. Монополистам легче модернизировать производство. В этом аспекте монополия позволяет развивать отрасль.

Существующее влияние  на рост цен оказывает то, что  крупным производственным компаниям  легче вступить в ценовой сговор и диктовать свои условия на рынке.

Процесс модернизации производства строительных материалов требует регулярных вложений. Вместе с тем растут тарифы на оплату энергии и перевозки. При высоком требовании рынка недвижимости по наращиванию темпов строительства, на рынке строительных материалов возникает дефицит материалов. Неравномерное развитие строительного и производственного сектора сказываются на стоимости объектов недвижимости.

Для обеспечения  потребности в строительстве  объектов недвижимости на сегодняшний  день недостаточно производственных мощностей. Дефицит цемента наблюдается  уже сегодня, и с каждым годом  будет расти. Необходимо ввести новые  мощности производства и модернизировать старые. В ближайшие годы потребуются инвестиции в десятки млрд. рублей, а также потребуются новые энергетические ресурсы. С одной стороны, данный дефицит выгоден монополизированному сегменту производства материалов – есть возможность диктовать цены. С другой стороны – это упущение дополнительной прибыли.

Учитывая тот факт, что Россия стремится вступить в  ВТО, можно ожидать прихода на российский рынок дешевых строительных материалов иностранных производителей. А увеличение цен на энергоносители до мирового уровня и низкие темпы модернизации отрасли сделают российскую продукцию менее конкурентоспособной.

Стоит отметить, что  монополизирован не только рынок  производства строительных материалов, но и рынок строительства объектов недвижимости.

Для получения "пятна застройки" в Москве необходима не только поддержка административного ресурса, но и возможность нести непредвиденные финансовые расходы и выполнить непредсказуемые условия инвестконтракта. Ситуация в сегменте загородной недвижимости тоже непростая. Любая процедура по переводу целевого назначения земли отнимает столько времени и средств, что делает проблематичным оценку рентабельности проекта.

Функции антимонопольного комитета урезаны, демонополизировать рынок практически нет возможности - вопросы по регулированию монополий разрабатываются с 2004 года. В существующей ситуации изменение законодательства по земельным отношениям не повлияет на чиновников, которые будут применять различные меры для сохранения своих интересов.

Исходя из этого, стоимость недвижимости будет только расти. Дополнительным стимулом ценового роста выступит дефицит строительных материалов и рост тарифов на энергоносители. Также, сам ценовой рост на недвижимость будет усиливать рост цен на строительные материалы, который в свою очередь будет усиливать ценовой рост на недвижимость. Цены на стройматериалы будут расти, пока дорожает жилье.

Объявленный национальный проект "Доступного жилья" сталкивается с еще одной проблемой в  области строительных материалов. На текущий момент не существует конкретных задач по развитию базы стройиндустрии, не существует точного анализа потребностей, ни территориального размещения, ни прогнозных цифр, помимо директивно установленных объемов строительства по вводу жилья. Бизнес принимает решения, исходя из собственных потребностей и рентабельности, с другой стороны – существует интерес государства в увеличении объемов строительства.

Государство планирует  увеличить количество новостроек –  для этого требуется больше цемента  и кирпича, предъявляются претензии  производителям строительных материалов и естественным монополиям по поводу высоких тарифов и росте цен на материалы. Однако для увеличения мощности и объемов производства необходимо закупать новое оборудование в связи с износом, расширять цехи. Так как спрос на товар растет, и растут издержки производства – цены на материалы тоже растут. Если новостройки будут предназначены для программы доступного жилья, то государство должно решить вопрос с финансированием и поддержкой производителей строительных материалов в плане расширения и модернизации производства.

В реалиях сегодняшней  действительности программа "Доступное  жилье" может быть осуществлена за счет сокращения бюрократических процедур, осуществления гарантий на основе нормативно-правового  регулирования, развития рынка производства строительных материалов, модернизации производственной инфраструктуры естественных монополий и экономии ресурсов, что позволит снизить себестоимость строительства. Это государственная политика.

Проблема государственного регулирования строительной отрасли заключается в том, что работы по развитию и совершенствованию нормативно-правовой базы, гармонизации отечественных норм и стандартов идут медленно, а отечественные разработки в области технологии производства эффективных видов стройматериалов без комплексного обслуживания по монтажу и пусконаладочным работам, а также постгарантийному обслуживанию – практически не востребованы и не защищены.

Также государственное  вмешательство необходимо в: 
1. Развитии и поддержке импортозамещающей продукции отечественных производителей (комплексный подход регулирования цен и тарифов на продукцию естественных монополий); 2. Контроле за деятельностью монополий;  
3. Снижении налогового бремени на производственные предприятия;  
4. Обеспечении правовых гарантий инвесторам, вкладывающим капитал в экономику РФ);  
5. Создании взаимовыгодной для банков и предприятий системы долгосрочного кредитования; 

Снижении импортных  пошлин на невыпускаемые в России оборудование и сырье для строительства.

Информация о работе Анализ рынка электробытовых товаров