Анализ маркетинговой среды предприятия (организации, фирмы) и пути ее улучшения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 02:19, курсовая работа

Описание

Цель работы – определение влияния макросреды и микросреды на принятие решений в маркетинге, а также проведение комплексного анализа маркетинговой среды предприятия (организации, фирмы) с целью её улучшения.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1. Определить сущность и основные элементы макросреды, и микросреды организации.
3. Изучить основные факторы макросреды и микросреды, определить их влияние на принятие решений в маркетинге.
4. выявить основные этапы анализа маркетинговой среды предприятия;
5. выяснить, к каким методикам чаще всего прибегают менеджеры по маркетингу при анализе маркетинговой среды предприятия.

Работа состоит из  1 файл

Анализ маркетинговой среды предприятия (организации, фирмы) и пути ее улучшения.doc

— 247.50 Кб (Скачать документ)

     Для анализа влияния факторов макросреды может быть использован также ETOM-анализ. Термин «ETOM» - это аббревиатура от Environmental Threats and Opportunities Matrix - матрица угроз и возможностей внешней среды. Преимуществом данного анализа является введение ограниченного числа выделяемых экспертами факторов и событий. Этот вид анализа позволяет обосновать реакцию конкретного предприятия на совокупность факторов макросреды.

     Общим недостатком методик STEP и ETOM является то, что в них не учитывается  возможная взаимосвязь и взаимовлияние  факторов и событий макросреды. Методика анализа факторов макросреды QUEST позволит устранить этот недостаток.

     Термин  «QUEST» - это аббревиатура от Quick Environment Scanning Technique - техника быстрого сканирования внешней среды.

     В целом данная методика позволяет  более взвешенно подойти к  разработке программ действий по учету воздействия макросреды на предприятие.

     Одним из широко распространенных методов  совместного анализа микросреды и внутренней среды предприятия  является SWOT-анализ. Термин «SWOT» - это  аббревиатура от сильных (Strengths) и слабых (Weakness) сторон предприятия, возможностей (Opportunities) и опасностей (Threats) на рынке. В SWOT-анализ входят: изучение тенденций развития предприятия, анализ ресурсов, анализ возможностей использования преимуществ и недостатков предприятия, определение целей и задач предприятия, исследование макросреды для выявления исходящих от нее возможностей и угроз.

     Цель SWOT-анализа состоит в определении  и изучении сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз рынка. Знание сильных  сторон позволит эффективнее использовать возможности рынка и избегать его угроз; понимание слабых сторон позволит вовремя выстроить их защиту, а также спланировать деятельность по минимизации потерь от угроз (рисунок 1.5). 

 

     Рисунок 1.5. – Матрица SWOT анализа.

     SWOT-анализ  может быть проведен как с  помощью качественных, так и с  помощью количественных методик [15. С.374].

     Качественные  методики предусматривают выбор  экспертами показателей возможных  сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз, исходящих от рынка. Факт выбора, обоснования и включения экспертом показателя в перечень дает его качественную оценку как важного показателя для предприятия.

     Количественные  же методики SWOT-анализа позволяют оценивать важность и силу влияния фактора на предприятие. На практике часто решения о возможных действиях и программах предприятия принимаются в условиях ограниченных ресурсов: временных, административных, материальных и финансовых. В таком случае очень важно правильно распределить ресурсы для достижения поставленных целей бизнеса с учетом приоритетности и эффективности. Кроме того, при использовании количественных методик повышаются информативность и удобство работы с результатами анализа.

     После сбора информации ее необходимо соответствующим образом обработать: вначале проверить на достоверность и непротиворечивость, затем систематизировать по отдельным факторам внешней среды так, чтобы ее было удобно анализировать и хранить.

     На  этапе анализа собранной информации при помощи методов экстраполяции, структурно-аналитических и экспертных методов следует определить состояние внешней среды и выявить открывающиеся для предприятия возможности и угрозы.

     Вся собранная, обработанная и проанализированная информация должна храниться в базах данных по потребителям, поставщикам, конкурентам и макросреде в целом. Их следует построить таким образом, чтобы можно было предоставить информацию о внешней среде разным пользователям с необходимым для них уровнем детализации. Все базы данных должны быть взаимосвязаны друг с другом и должны обновляться по мере поступления новой информации, в том числе в ходе мониторинга.

     Таким образом, внешняя среда имеет важное значение для всех без исключения организаций. В целях выживания и развития в условиях чрезвычайно динамичной и неопределенной внешней среды (а это является общими характеристиками современного окружения отечественных промышленных предприятий), организациям необходимо приспосабливаться к изменениям, а также самим активно формировать свое будущее. Поэтому определяющее значение в рыночных условиях играет стратегическое управление, информационной основой которого является анализ маркетинговой среды предприятия.

     Следует отметить, что анализ маркетинговой среды любого предприятия является одним из залогов успеха и процветания данной организации. Именно вовремя проведенный анализ среды может предупредить о грядущих переменах. Здесь также уместна народная мудрость: «Предупрежден - значит вооружен». Ведь действительно гораздо проще и экономически выгодно предугадать какие-то изменения в среде, нежели потом мучительно устранять негативные последствия этих изменений, или же сокрушаться об упущенной возможности улучшить свое положение на рынке. Тем более это актуально в условиях нестабильной экономики.

     Таким образом, чтобы не только избежать опасностей и угроз, исходящих от рынка, но еще  и выиграть на них, перспективный  и дальновидный предприниматель  просто обязан проводить анализ маркетинговой  среды своего предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Практическая глава.

 

     Заключение

 

     В результате выполнения выпускной квалификационной работы сделаны следующие выводы.

     В данной работе был подробно представлен  теоретический аспект особенностей влияния маркетинговой среды  на организацию, а также важность и необходимость анализа маркетинговой среды не только в теории, но и на практике, на примере …

     Анализ  исследуемой проблемы, позволил сделать  вывод о том, что:

     - изучение маркетинговой среды,  особенно сейчас, в эпоху стремительно  и меняющихся события, безусловно, является одним из важнейших факторов успешного и стабильного развития любой компании;

     - необходимо устанавливать и моделировать  характер и степень влияния  факторов маркетинговой среды  на рыночную деятельность ,что  позволит регулировать действие  одних факторов и адаптироваться к влиянию остальных с тем, чтобы максимально усилить позитивное и свести до минимума негативное влияние.

     -  анализ маркетинговой среды помогает получить важные результаты, а именно, он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в разного рода выгодные возможности.

     - управленческие решения в сфере анализа маркетинговой среды необходимо производить основываясь на точной и достоверной информации, что позволит компании снизить производственные издержки, улучшить свой имидж среди потенциальных клиентов и посредников, усилить свои конкурентные преимущества и укрепить стратегические позиции на занимаемом рынке.

     - без грамотного и четко структурированного подхода проведения анализа маркетинговой среды невозможно долгосрочное планирование стратегии организации.

     В связи с этим должно вестись постоянное сканирование маркетинговой среды  по соответствующему плану:

     1) определение в ближайшем окружении  зон, подлежащих сканированию;

     2) определение источников и методов  и сбора информации, а также  того, кто будет собирать ее и с какой частотой повторять процедуры сбора;

     3)  реализация программы сбора данных;

     4)  анализ данных и использование  их в процессе маркетингового  планирования и при принятие  управленческого решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глоссарий

 
№ п/п Новые понятия Содержание
1 2 3
1. Комплекс  маркетинга это совокупность инструментов, влияющих на спрос.
2. Маркетинг это управление созданием товаров и услуг и механизмами их реализации как единым комплексным процессом.
3. Стратегия это программа, план, генеральный курс субъектов управления по достижению ими стратегических целей в любой области деятельности.
4. Рыночная  стратегия это стратегия поведения экономического субъекта на рынке.
5. Стратегический  менеджмент это технология управления организацией в условиях повышенной нестабильности во внешней среде и ее неопределенности.
6. Конкуренция это борьба за более выгодные условия производства и сбыта товаров.
7. Макросреда это более широкое понятие, включает факторы, воздействующие на все элементы микросреды. Это факторы общего плана, определяющие текущую демографическую, экономическую, природную, научно-техническую, политическую ситуацию, а также особенности культурного уклада, складывающиеся в конкретной стране.
8. Микросреда это совокупность факторов, на которые руководство предприятия должно воздействовать для того, чтобы устанавливать и поддерживать с клиентами отношения сотрудничества. К микросреде относятся следующие элементы: организация, поставщики, клиентура, конкуренты, маркетинговые посредники и контактные аудитории.
9. Маркетинговая среда это совокупность условий, организаций, других сил, воздействующих на маркетинговую деятельность фирмы и влияющих на ее способность устанавливать, поддерживать, развивать контакты с целевыми рынками сбыта своих товаров.
10. SWOT-анализ это метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы).
11. Миссия  фирмы это публичная  цель деятельности компании (понимание  компанией своей роли в системе  бизнеса).
12. Товар это продукт труда, предназначенный для продажи и удовлетворяющий определенные потребности. Товар может быть представлен реальным, т.е. осязаемым продуктом, или услугами, т.е. неосязаемым продуктом.
13. Спрос это зависимость между ценой (P) и количеством товара (Q), которое покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени. Полным спросом на товар является совокупность спросов на этот товар по различным ценам.
14. Предложение это понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определенный период времени при определенных условиях.
15. Маркетолог это работник фирмы, предприятия, анализирующий спрос на производимый товар, рынки сбыта товара, вырабатывающий рекомендации для руководства фирмы о целесообразности выпуска и возможностях продажи товаров фирмы или проще говоря специалист в области маркетинга.
16. Прибыль это превышение в денежном выражении доходов (выручки от реализации товаров и услуг) над затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг.
17. Ценовая политика это принципы и методики определения цен (и тарифов) на товары и услуги.
18. Распределительно-

Сбытовая

политика

это совокупность действий по доставке товара от производителя  к потребителю, а именно определение, выбор, привлечение потребителей, выявление рациональных путей и средств доставки товара, обоснование способов и видов складирования товаров и прочее.
19. Коммуникативная политика это разработка комплекса стимулирования, т.е. мероприятий по обеспечению эффективного взаимодействия бизнес-партнеров, организации рекламы, методов стимулирования сбыта, связи с общественностью и персональной продажи.
20. Управление маркетингом это процесс, состоящий из: 1) анализа рыночных возможностей; 2) отбора целевых рынков; 3) разработки комплекса маркетинга; 4) претворения в жизнь маркетинговых мероприятий. 

     Список  использованных источников

 
    
  1.  Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. – М. : Маркетинг, 2001. – 39 с.- ISBN 5-94462-025-0.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ с изм. 26.06.2007 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Посл. Обновление 26.06.2010.
  3. Российская Федерация. Законы. Об акционерных обществах [Текст] : федеральный закон : [принят Гос. Думой 24 ноября 1995 г. : одобрен Советом Федерации 26 декабря 1995 г. ;  с изменениями и дополнениями  от 1 января 2011 г.]. – М. : Ось, 2011 г. – 128 с
  4. Российская Федерация. Законы. Об обществах с ограниченной ответственностью [Текст] : федер. закон. – М. : Омега-Л, 2006. – ISBN 5-365-00096-X.
  5.   Российская Федерация. Законы. О некоммерческих организациях [Текст] : федер. закон. – М. : Юркнига, 2007. – ISBN 5-9589-0112-5.
  6. Афанасьев, М.П. Маркетинг. Стратегия и практика фирмы [Текст] : учеб. пособие 1-е издание - М. : Финстатинформ, 1995. - 120 с.
  7.   Абрютина, М.С. Экспресс – анализ финансовой отчетности [Текст] : метод. пособие / М.С. Абрютина.  - М. : Изд – во Дело и Сервис, 2003. – 256 с.
  8.   Алексеева, А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст] : учеб. пособие / А.И Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева, Л.И. Ушвицкий – М. : Финансы и статистика, 2006.  – 672 с.
  9.   Волков, О.И. Экономика предприятия (фирмы) [Текст] : учеб. / О.И. Волков, О.В. Девяткин – 3 – е изд. – М. : ИНФРА – М, 2006. – 601 с.
  10.   Воронина, Э.М. Менеджмент предприятия и организации [Текст] : учеб. / Э.М. Воронина. – Моск. междунар. инст. эконометрики, информатики, финансов и права. – М., 2002. – 184 с.
  11. Гинзбург, А.И. Экономический анализ [Текст] : учеб. для вузов/ А.И. Гинзбург – 2-е изд. – СПб: Питер, 2008. – 528с.
  12. Данько, Т.П. Управление маркетингом [Текст] : учеб. / Т.П. Данько - 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2009. – 363 с. – (Высшее образование). ISBN 978-5-16-003688-5.
  13. Ершова, И.В. Предпринимательское право [Текст] : учебник/ И.В. Ершова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ИД «Юриспруденция», 2006 – 560 с.
  14. Жилинский, С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) [Текст] : учеб. для вузов / С. Э. Жилинский. – 8-е изд., пересмотр, и доп. – М. : Норма, 2007. - 944с.
  15. Зайцев, Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием [Текст] :  учеб. пособие / Н.Л. Зайцев. – 2 – е изд. – М. : ИНФРА - М, 2008. – 455 с.
  16. Ионова, А.Ф. Финансовый анализ [Текст] : учеб. / А.Ф Ионова,  Н.Н. Селезнева. – М. : ТК Велби, Изд – во Проспект, 2006. – 624 с.
  17. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : учеб. / В.В. Ковалёв, О.Н. Волкова – М. : Проспект, 2010. – 424 с.
  18. Калпина, А.Г. Гражданское право. Часть вторая [Текст] :  учеб. / А.Г. Калпина. – 2 – е изд. - М. : Юристъ, 2003. – 498 с.
  19. Левинсон, Дж.К. Партизанский маркетинг: простые способы получения больших прибылей при малых затратах [Текст]. : учебник для вузов. / Дж.К. Левинсон - М.: ЭКСМО, 2009. - 400 с. ISBN 978-5-699-30287-1.
  20. Непомнящий, Е.Г. Экономика и управление предприятием [Текст] : конспект лекций. / Е.Г. Непомнящий. – Таганрог : Изд-во ТРТУ, 2000. – 374 с.
  21. Макареня, Т.А. Организация и планирование производства [Электронный  ресурс] / Т.А. Макареня. – Таганрог : ТТИ ЮФУ, 2007. – Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m178/
  22. Могилевский С.Д. Общество с ограниченной ответственностью: законодательство и практика его применения [Текст] : учеб. / С.Д. Могилевский. – М. : Изд-во «СТАТУТ», 2010. – 487 с.
  23. Ноздрева, Р.Б. Маркетинг [Текст] : учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу. / Р.Б. Ноздрева – М. : Юрист, 2000. – 568 с.
  24. Пястолов, С.М. Анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : учеб. / С.М. Пястолов. – 3 – е изд. – М. : Изд – кий центр Академия, 2004. - 336 с.
  25. Подвинская, Е.С. – Всё об акционерных обществах [Текст] : учеб. / Е.С. Подвинская, Н.И. Жиляева ; под общ. ред. Е.С. Подвинской. -  М. : Изд-во Пюри, 2003. – 349 с.
  26. Раицкий, К.А. Экономика организации (предприятий) [Текст] : учеб. / К.А. Раицкий – 4-е изд. – М. : «Дашков и Ко», 2003. – 1012 с.
  27. Савицкая, В.Г. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : учеб. / В.Г. Савицкая – 4-е изд. – Минск : Новое знание, 2005. 688 с.
  28. Савицкая, Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности [Текст] :  учеб. пособие / Г.В. Савицкая. - М. : ИНФРА - М, 2007. – 288 с.
  29. Суханов, Е.В. Гражданское право [Текст] : учебник / Е.В. Суханов. - М.: БЕК, 2002 – 219 с.
  30. Сергеев, И.В. Экономика организаций (предприятий) [Текст] : учеб. / И.В. Сергеев, И.И. Веретеникова  – 3-е изд. – М. : ТК Велби, 2007. – 560 с.
  31. Скляренко, В.К Экономика предприятия [Текст] :  учеб. / В.К. Скляренко, В.М. Прудников. – М. : ИНФРА - М, 2007. – 528 с.
  32. Трошин, Ю.Н. Анализ финансовой деятельности предприятия [Текст] : учеб. / Ю.Н. Трошин – М. : «Альфа Пресс», 2005. – 208 с.
  33. Шевченко, И.К. Организация предпринимательской деятельности [Текст] : учеб. / И.К. Шевченко. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 92 с.
  34. Шепеленко, Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии [Текст] : учеб. / Г.И. Шепеленко. – Ростов-н/Д.: Издат. Центр «МарТ», 2004. – 608 с.
  35. Шеремет, А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности [Текст] : учеб. для вузов / А.Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 415 с.
  36. Материалы корпоративного портала – http://www.rubricon.com

Информация о работе Анализ маркетинговой среды предприятия (организации, фирмы) и пути ее улучшения