Анализ и пути повышения прибыли и рентабельности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание

Целью курсового проекта является проведение анализа и выявление путей повышения прибыли и рентабельности ООО «Соло».
Для реализации поставленной цели требуется решение следующих задач:
- провести теоретический анализ по разным литературным источникам;
- охарактеризовать объект исследования – ООО «Соло»;
- произвести расчет показателей прибыли и рентабельности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………...…………………… 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЧАСТЬ …………………………………...……… 5
1.1. Методы финансового анализа …………………………….…….
1.2. Информационные источники, используемые при анализе прибыли и рентабельности ……………………….……. 7
1.3. Общие понятия о прибыли и рентабельности ………...……. 10…
1.4. Порядок проведения анализа прибыли и рентабельности...20
2. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ ...………………….… 25
3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ …………………………………………. 30
3.1. Анализ балансовой прибыли ………………………………….. 30
3.2. Анализ прибыли от реализации товаров, работ, услуг …… 32
3.2.1. Факторный анализ прибыли от реализации товаров, работ, услуг …………………………………………………………...…. 33
3.3. Анализ распределения и использования балансовой прибыли …………………35
3.4. Анализ использования чистой прибыли …….…………….… 36
3.5. Анализ рентабельности ……………………………………...…. 37
3.5.1. Факторный анализ рентабельности собственных средств……………….……… 39
4. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ …………………………………...…………… 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………….….. 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………...…… 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………..….… 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………..………. 51

Работа состоит из  1 файл

Рентаб.КАФЕ.doc

— 669.00 Кб (Скачать документ)

Как видно из таблицы 14, все анализируемые показатели рентабельности имеют тенденцию к увеличению. Это благоприятная тенденция для предприятия, она означает увеличение эффективности (доходности) всех вложенных средств. Так, например, рентабельность продаж, рассчитанная на основе разных показателей прибыли, увеличилась в среднем на 2,7 %. Наибольшее значение  имеет рентабельность продаж, рассчитанная на основе прибыли от реализации товаров, работ, услуг: в 2003 г. RПо=11,2%, в 2004 г. RПо=13,9%. В 2003 г. она совпадает с рентабельностью продаж, рассчитанной на основе балансовой прибыли, а в 2004 г. - RПо > RПб поскольку балансовая прибыль в 2004 г. уменьшилась. Увеличение рентабельности продаж в среднем на 2,7 % говорит о том, что с каждого рубля выручки предприятие стало получать в 2004 г. прибыли на 2,7 копеек больше, чем в 2003 г. Если подсчитать среднее значение рентабельностей продаж, рассчитанных на основе разных показателей прибыли, то получится, что ООО «Соло» в 2003 и 2004 гг. с каждого рубля выручки получило 10,5 и 13,2 копеек прибыли соответственно.

Рентабельность продукции показывает, сколько копеек балансовой прибыли предприятие получает с каждого рубля затраченных средств на производство реализованной продукции. В 2003 и 2004 гг. рентабельность всей реализованной продукции составила 12,9 и 16,4 % соответственно. Т.е. в 2004 г. ООО «Соло» с каждого рубля вложенного в себестоимость реализованной продукции получило на 3,6 копеек балансовой прибыли больше, чем в 2003 г.

Рентабельность капитала показывает, сколько копеек балансовой прибыли предприятие получает с  каждого рубля имеющегося у него имущества. В 2004 г. на каждый вложенный рубль в имущество предприятия приходится 51,3 копейки балансовой прибыли, что на 6,9 копеек больше, чем в 2003 г.

Рентабельность основных средств характеризует эффективность  вложений в основные средства. В 2004 г. с каждого рубля, вложенного в  основные средства, ООО «Соло» получило 166,9 копеек балансовой прибыли, что больше на 25,9 копеек, чем в 2003 г. Т.о. получается, что кафе получает балансовой прибыли больше, чем оно затратило на основные средства более чем в 1,5 раза.

Что касается рентабельности собственных средств и инвестированного капитала, то они имеют одинаковое значение в анализируемые периоды, поскольку ООО «Соло» не имеет долгосрочных обязательств. Рентабельность собственных средств показывает величину полученной балансовой прибыли в копейках с каждого рубля используемых собственных средств. В нашем случае рентабельность собственных средств увеличилась с 45,1 % до 51,9 %. Чтобы определить какие факторы и на сколько повлияли на увеличение рентабельности собственных средств проведем ее факторный анализ.

3.5.1. Факторный  анализ рентабельности собственных  средств

Проведем факторный  анализ рентабельности собственных  средств с целью определения  степени влияния на нее следующих  факторов:

1) изменение размера уставного и резервного капитала;

2) изменение объема реализации;

3) изменение себестоимости  реализованной продукции;

4) изменение уровня  коммерческих и управленческих  расходов;

5) изменение показателей прибыли от прочей реализации и внереализационных операций.

Факторный анализ рентабельности собственных средств проводится методом цепных подстановок.

Используя формулу (1.4.2) и  порядок проведения факторного анализа  методом цепных подстановок из таблицы 4, составим таблицу 15, где произведем основные расчеты.

Таблица 15

Факторный анализ рентабельности собственных средств ООО «Соло» за 2003-2004 гг., т.р.

№ подст.

В

с/с

Рк

Ру

Ппр

Пвн

УК

РК

Rcc, %

∆ Rcc, %

Баз.

6112,8

5309,2

61,0

60,0

0,0

0,0

1500,0

12,0

45,1

Rcc баз=45,1

1 подст.

5755,4

5309,2

61,0

60,0

0,0

0,0

1500,0

12,0

21,5

∆ Rcc (В)= -23,6

2 подст.

5755,4

4831,4

61,0

60,0

0,0

0,0

1500,0

12,0

53,1

∆ Rcc (c/c)= 31,6

3 подст.

5755,4

4831,4

47,0

60,0

0,0

0,0

1500,0

12,0

54,0

∆ Rcc (Pк)= 0,9

4 подст.

5755,4

4831,4

47,0

75,0

0,0

0,0

1500,0

12,0

53,0

∆ Rccу)= -1,0

5 подст.

5755,4

4831,4

47,0

75,0

-9,0

0,0

1500,0

12,0

52,4

∆ Rccпр)= -0,6

6 подст.

5755,4

4831,4

47,0

75,0

-9,0

0,0

1500,0

12,0

52,4

∆ Rccвн)= 0

7 подст.

5755,4

4831,4

47,0

75,0

-9,0

0,0

1500,0

12,0

52,4

∆ Rcc (УК)= 0

8 подст.

5755,4

4831,4

47,0

75,0

-9,0

0,0

1500,0

29,0

51,9

∆ Rcc (РК)= -0,6


Основное влияние на увеличение рентабельности собственных  средств на 6,7% в 2004 г. оказало падение  объема продаж на 357,4 т.р. при одновременном  снижении производственной себестоимости реализованной продукции на 477,8 т.р. В результате падения объема продаж рентабельность собственных средств снизилась на 23,6%, но уменьшение себестоимости оказало положительное влияние на рост рентабельности собственных средств на 31,6%. Такие факторы как уставный капитал и внереализационный финансовый результат не оказали никакого влияния на рентабельность собственных средств поскольку за период 2003-2004 гг. их значение не изменялось. Чтобы наглядно показать степень влияния факторов на изменение рентабельности собственных средств изобразим результаты факторного анализа на рисунках 3 и 4.

Рисунок 3

Изменение рентабельности собственных средств за счет наиболее влияющих факторов

На рисунке 3 видно, что изменение себестоимости реализованной продукции обратно пропорционально изменению рентабельности собственных средств, а изменение объема продаж – прямо пропорционально. Но себестоимость реализованной продукции снизились больше, чем объем продаж, что и обусловило не уменьшение, а увеличение рентабельности собственных средств в 2004 г. на 8%.

Рисунок 4

Изменение рентабельности собственных средств за счет менее влияющих факторов

Рисунок 4 показывает, что  изменение прибыли от прочей реализации влияет на рентабельность собственных  средств прямо пропорционально, а все остальные факторы на рисунке – обратно пропорционально. Суммарное влияние всех факторов на рисунке 4 уменьшило рентабельность собственных средств в 2004 г. 1,3%.

 

 

4. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

В результате проведенного анализа мы выяснили, что показатели прибыли и рентабельности ООО  «Соло» за период 2003-2004гг. значительно возросли. В большей степени этому способствовало то, что себестоимость реализованной продукции снижалась больше, чем выручка от продаж. Что касается рентабельности собственных средств, то ее значение велико потому что ООО «Соло» не имеет привлеченных средств.

Снижение себестоимости  продукции играет положительную  роль в увеличении показателей прибыли  и рентабельности любого предприятия. Решающую роль сыграла она и в  ООО «Соло». В 2004 г. в кафе резко  упал объем продаж на 357,4 т.р. Посчитаем  прибыль от реализации и рентабельность собственных средств за 2004 г., представив, что себестоимость реализованной продукции не изменилась за 2003-2004 гг.

По=5755,4-5309,2-47-75=324,2 т.р.    для сравнения 2003 г.: 682,6 т.р.

RСС=100%*(5755,4-5309,2-47-45+(-9)+0)/(1500+29)=22,6% (2003 г.: 45,1%)

Сравнив результаты расчетов с показателями за 2003 г., можно сделать  вывод: если бы не произошло снижение себестоимости в 2004 г., то при прочих равных условиях произошло бы снижение прибыли от реализации и рентабельности собственных средств почти в 2 раза. Такое падение обусловлено также фактом снижения объема продаж.

Снижение объема продаж означает для предприятия уменьшение размера выручки, что ведет к  уменьшению доли прибыли в ней, и, соответственно, рентабельности. Несмотря на увеличение в 2004 г. показателей прибыли рентабельности в ООО «Соло» произошло падение объема продаж. Такая тенденция не несет для предприятия положительные моменты. Для того, чтобы в следующем отчетном периоде поднять объем продаж ООО «Соло» необходимо провести ряд мероприятий.

Во-первых, если это возможно, то собственными силами выяснить причины  падения объема продаж. Эту обязанность  можно возложить на плечи директора, наиболее полно информированного о всех сторонах деятельности кафе. Далее мероприятия будут связаны с устранением вероятных причин падения объема продаж.

Одной из причин падения  объема продаж может быть увеличение цены без соответствующего увеличения качества продукции и обслуживания. Поскольку увеличение цены в какой-то мере неизбежно по причине инфляции, то основное внимание следует уделять увеличению качества продукции и обслуживания. Для чего необходимо провести в следующем отчетном году курсы повышения квалификации работников, связанных с производством продукции и обслуживанием посетителей. Привлеченные со стороны специалисты для проведения курсов обойдутся предприятию в 10-15 т.р. Результатом проведения курсов станет увеличение объема продаж, поскольку качество приготовления продукции и уровень обслуживания увеличатся.

Еще одним моментом увеличения качества продукции может послужить контроль качества поставляемого сырья и полуфабрикатов. Здесь можно провести работу по подбору поставщиков, основываясь на личном опыте и отзывах конкурентов о качестве поставляемых ресурсов.

Проведение маркетинговых исследований собственными силами позволит выяснить потребности посетителей для построения соответствующей работы кафе. Если кафе будет наиболее полно удовлетворять потребности посетителей, то увеличится посещаемость, а значит и объем продаж.

Также привлечь посетителей  может проведение рекламных акций  как внутренних (собственными силами), так и внешних. Из внутренних акций  можно предложить бизнес-ланчи –  комплексные обеды по меньшей  стоимости, чем отдельный заказ  блюд. Внешние акции – информирование о возможности такого комплексного обеда в кафе «Соло» на радио, в СМИ.

Итак, планируемое увеличение объема продаж должно положительно сказаться  на увеличении показателей прибыли  и рентабельности. Но вторым немаловажным фактором увеличения показателей прибыли и рентабельности является снижение себестоимости продукции. С увеличением объема выпуска себестоимость сама по себе снижается из-за уменьшения условно-постоянных расходов. Следующие мероприятия будут направлены на снижение затрат на производство и реализацию продукции.

Для снижения затрат на оплату труда необходимо внедрить общедоступные программные обеспечения для комплексного управления малым предприятием, в результате чего исчезнет необходимость в некоторых сотрудниках, связанных с управлением финансами, кадрами или др. Также автоматизация производственных и обслуживающих процессов современной технологией освободит основных и вспомогательных работников.

Снижение материальных затрат возможно за счет использования  в следующем отчетном году новых  наукоемких материалов и полуфабрикатов. Например, в Европе давно не практикуется самостоятельная чистка и резка картофеля; предприятия и домашние хозяйства приобретают готовый очищенный и порезанный картофель, который обходится гораздо дешевле.

Поскольку предприятие еще молодое и уже показывает внушительные темпы роста показателей прибыли и рентабельности, то указанных выше мероприятий будет достаточно для поддержания и увеличения этих темпов роста. Для расчета эффективности вводимых мероприятий составим таблицу 16, в которой укажем планируемые значения показателей в соответствии с используемыми мероприятиями.

Таблица 16

Эффективность вводимых мероприятий в ООО «Соло» в 2005 г.

Показатель

2004 г.

Планируемое изменение

План на 2005 г.

Абс. отклонение

Нетто-выручка

5755,4 т.р.

↑ на 4 %

5985,6 т.р.

 

Производственная себестоимость  продукции, в т.ч.

материальные затраты

трудовые затраты

прочие затраты

 

4831,4 т.р.

4027,1 т.р.

430,5 т.р.

373,8 т.р.

 

 

↓ на 9 %

↑ на 5 %

не изм.

 

4490,5 т.р.

3664,7 т.р.

452 т.р.

373,8 т.р.

 

Коммерческие расходы

47 т.р.

↑ на 23 т.р.

70 т.р.

 

Управленческие расходы

75 т.р.

↑ на 5 т.р.

80 т.р.

 

Прибыль от реализации

802 т.р.

 

1345,1 т.р.

543,1 т.р.

Прибыль от прочей реализации

-9 т.р.

привести к 0

0

 

Внереализационный финансовый результат

0

0

0

 

Балансовая прибыль

793 т.р.

 

1345,1 т.р.

552,1 т.р.

Уставный капитал

1500 т.р.

не изм.

1500 т.р.

 

Резервный капитал

29 т.р.

↑ на 17 т.р.

46 т.р.

 

Рентабельность продаж

13,8 %

 

22,5 %

8,7 %

Рентабельность продукции

16,4 %

 

30 %

13,5 %

Рентабельность собственных средств

51,9 %

 

87 %

35,1 %

Информация о работе Анализ и пути повышения прибыли и рентабельности на предприятии