Анализ и пути повышения прибыли и рентабельности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание

Целью курсового проекта является проведение анализа и выявление путей повышения прибыли и рентабельности ООО «Соло».
Для реализации поставленной цели требуется решение следующих задач:
- провести теоретический анализ по разным литературным источникам;
- охарактеризовать объект исследования – ООО «Соло»;
- произвести расчет показателей прибыли и рентабельности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………...…………………… 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЧАСТЬ …………………………………...……… 5
1.1. Методы финансового анализа …………………………….…….
1.2. Информационные источники, используемые при анализе прибыли и рентабельности ……………………….……. 7
1.3. Общие понятия о прибыли и рентабельности ………...……. 10…
1.4. Порядок проведения анализа прибыли и рентабельности...20
2. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ ...………………….… 25
3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ …………………………………………. 30
3.1. Анализ балансовой прибыли ………………………………….. 30
3.2. Анализ прибыли от реализации товаров, работ, услуг …… 32
3.2.1. Факторный анализ прибыли от реализации товаров, работ, услуг …………………………………………………………...…. 33
3.3. Анализ распределения и использования балансовой прибыли …………………35
3.4. Анализ использования чистой прибыли …….…………….… 36
3.5. Анализ рентабельности ……………………………………...…. 37
3.5.1. Факторный анализ рентабельности собственных средств……………….……… 39
4. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ …………………………………...…………… 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………….….. 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………...…… 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………..….… 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………..………. 51

Работа состоит из  1 файл

Рентаб.КАФЕ.doc

— 669.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Уральского Государственного Технического Университета – УПИ

Нижнетагильский технологический  институт (филиал)

Кафедра «Экономики и управления в  промышленности»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Тема: анализ и пути повышения прибыли и рентабельности на предприятии

 

 

 

 

 

Руководитель                                                                                               С.М.Радченко

Студент 441 – ЭУП                                                                                     М.И.Климова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2005

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………...…………………… 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЧАСТЬ …………………………………...……… 5

1.1. Методы финансового анализа …………………………….……. 5

1.2. Информационные источники, используемые при анализе прибыли и рентабельности ……………………………………….……. 7

1.3. Общие понятия о прибыли и рентабельности ………...……. 10

1.4. Порядок проведения анализа прибыли и рентабельности...20

2. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ ...………………….… 25

3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ …………………………………………. 30

3.1. Анализ балансовой прибыли ………………………………….. 30

3.2. Анализ прибыли  от реализации товаров, работ,  услуг …… 32

3.2.1. Факторный  анализ прибыли от реализации  товаров, работ, услуг …………………………………………………………...…. 33

3.3. Анализ распределения  и использования балансовой прибыли ………………………………………………….………………. 35

3.4. Анализ использования  чистой прибыли …….…………….…. 36

3.5. Анализ рентабельности  ……………………………………...…. 37

3.5.1. Факторный анализ рентабельности  собственных средств………………………………………………………………………...……… 39

4. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ …………………………………...…………… 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 46

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………….….. 47

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………...…… 48

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………..….… 50

ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………..………. 51

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночных отношений повышается ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности их деятельности. Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия выражается в достигнутых финансовых результатах. Общим финансовым результатом является прибыль, а показателем, характеризующим эффективность достигнутых финансовых результатов, - рентабельность.

Показатели финансовых результатов характеризуют эффективность деятельности предприятия в целом, а выявление резервов роста прибыли и рентабельности, в свою очередь, оказывают содействие укреплению его финансового состояния. Поэтому анализ прибыли и рентабельности предприятия является одним из важнейших направлений анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

В современных условиях дороговизны кредитов, предоставляемых  банками, прибыль является важнейшим  источником получения необходимых  предприятию денежных средств для  осуществления его производственной и социальной политики. Исходя из этого, актуальный на сегодняшний день анализ прибыли и рентабельности предприятия призван выявить возможности его самофинансирования.

Прибыль, с одной стороны, зависит от качества работы коллектива, а с другой – является основным источником производственного и социального развития предприятия. Следовательно, его работники заинтересованы в эффективном использовании ресурсов и росте прибыли. Вместе с тем, прибыль служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте суммы прибыли заинтересованы как предприятие, так и государство.

Чтобы управлять прибылью, необходимо проводить объективный  системный анализ формирования, распределения  и использования прибыли, который  позволит выявить резервы ее роста. Такой анализ представляет интерес как для внутренних, так и для внешних субъектов, поскольку рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, увеличивает размеры доходов учредителей, характеризует финансовое состояние предприятия.

Инструментарии анализа  прибыли и рентабельности (технические  приемы) включают в себя:

- первичная обработка  собранной теоретической информации (проверка, группировка, систематизация);

- изучение состояния и закономерностей развития исследуемого объекта;

- определение влияния  факторов на результаты деятельности;

- определение неиспользуемых  и перспективных резервов увеличения  эффективности;

- обобщение результатов  анализа и оценка деятельности  предприятия;

- обоснование управленческих решений и различных мероприятий.

В качестве используемых информационных источников выбраны:

- учебные пособия по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» авторов Грищенко, Балобанова, Савицкой, Ковалева;

- данные оперативного  учета из основной отчетной  формы о приходе и расходе средств;

- прочие официальные,  нормативные и хозяйственно-правовые документы;

- Интернет-ресурсы.

Целью курсового проекта является проведение анализа и выявление путей повышения прибыли и рентабельности ООО «Соло».

Для реализации поставленной цели требуется решение следующих задач:

- провести теоретический  анализ по разным литературным  источникам;

- охарактеризовать объект  исследования – ООО «Соло»;

- произвести расчет  показателей прибыли и рентабельности;

- проанализировать показатели  прибыли и рентабельности;

- разработать мероприятия по увеличению показателей прибыли и рентабельности.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

1.1. Методы финансового анализа.

Практика финансового  анализа выработала основные методы финансового анализа, среди них можно выделить следующие:

- горизонтальный анализ;

- вертикальный анализ;

- трендовый анализ;

- метод финансовых  коэффициентов; 

- сравнительный анализ;

- факторный анализ.

Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим годом.

Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ.

Сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Анализ относительных  показателей (коэффициентов) - расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязи показателей. Факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым, т.е. заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным, когда отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель.

Ни один показатель сам  по себе не дает достаточной информации, на основании которой мы в состоянии  были бы судить о финансовом положении  фирмы. Для целей проведения полного и качественного анализа финансовой состояния предприятия необходимо в полной мере использовать все указанные выше методы. Довольно часто, особенно в российской практике, финансовый анализ сводится к простому расчету соответствующих коэффициентов. Такой подход не является обоснованным, напротив, пренебрежение остальными методами не позволяет достаточно глубоко разобраться в структуре производственно-хозяйственной деятельности компании. Кроме того, только при использовании всего спектра существующих методик можно правильно провести толкование используемых коэффициентов. Хотя число финансовых коэффициентов, которые могли бы быть рассчитаны, постоянно растет по мере прибавления исходной информации, в курсовом проекте будут рассмотрены только основные из них, поскольку на практике оказывается достаточным использование относительно небольшого числа показателей для того, чтобы верно оценить финансовое положение компании. Расчет же дополнительных показателей не только излишне усложняет, но и вносит порядочную путаницу в анализ.

Задачи анализа прибыли  и рентабельности.

- систематический контроль  за выполнением планов реализации  продукции и получением прибыли;

- объективная оценка  финансовых результатов анализируемого  предприятия;

- выявление факторов и причин достигнутого состояния и полученных результатов;

- подготовка и обоснование  принимаемых управленческих решений  в области финансов;

- выявление и мобилизация  резервов улучшения финансового  состояния и финансовых результатов,  повышения эффективности всей хозяйственной деятельности.

 

1.2. Информационные источники, используемые при анализе прибыли и рентабельности.

Исходной информацией  для анализа прибыли и рентабельности являются данные из стандартных форм бухгалтерской отчетности: баланс (форма  №1), отчет о финансовых результатах и их использовании (форма №2). Указанные формы являются документами внешней отчетности фирмы и могут быть доступны для всех групп заинтересованных пользователей.

Бухгалтерский баланс.

Бухгалтерский баланс - это  отчетный документ, представляющий собой детализированный перечень в стоимостной оценке имущества предприятия (активы) и источников их возникновения (пассивы).

Баланс отражает состояние  имущества, собственного капитала и  обязательств предприятия на определенную дату.

Бухгалтерский баланс состоит  из двух частей - актив и пассив. В  актив баланса включаются статьи, в которых объединены определенные элементы имущества предприятия  по функциональному признаку.

Активы фирмы по сроку использования подразделяются на:

  • внеоборотные или постоянные активы (ПА) - ресурсы, приобретенные для долгосрочного использования (основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения и др.);
  • оборотные или текущие активы (ОбС) или оборотные средства - ресурсы, приобретенные с целью их использования в течение обычного производственного цикла фирмы или одного года. Сюда относят: производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию, свободные денежные средства компании, краткосрочные финансовые вложения, величину дебиторской задолженности и прочие оборотные активы.

Пассивы предприятия (источники финансирования) по признаку принадлежности разделяются на собственный капитал (СС) и заемный капитал (ЗС).

Собственный капитал  включает уставной капитал (УК) (акционерный капитал), добавочный капитал, резервный капитал (РК) и дополнительный капитал, представляющий собой накопленную прибыль, как распределенную, так и нераспределенную.

С точки зрения возможности  “безопасного” использования в  течение длительного срока (в  основном для финансирования постоянных активов) долгосрочные обязательства приравниваются к собственному капиталу и составляют вместе с ним инвестированный капитал.

Внешние обязательства  представляют собой юридические  права инвесторов, кредиторов на имущество  предприятия. С экономической точки зрения внешние обязательства - это источник формирования активов предприятия, а с юридической - это долг компании перед третьими лицами.

Основной принцип бухгалтерского учета - “равенство активов и пассивов” - используя приведенные выше обозначения, можно записать так:

К=ВА+ВП=ПА+ОбС=СС+ЗС1,                                                        (1.2.1)

где К - валюта баланса, ВА - всего активов, ВП - всего пассивов.

В данной работе будет  проведен анализ прибыли и рентабельности на основе финансовой отчетности ООО «Соло» за период 2003-2004 годов. Исходные балансовые данные представлены в Приложении 1.

Отчет о финансовых результатах  и их использовании.

Отчет о финансовых результатах  и их использовании - это бухгалтерский  документ, представляющий результаты деятельности предприятия за определенный период. В приложении 2 представлена форма №2 или отчет о прибылях и убытках ООО «Соло» за период 2003-2004 гг.

Информация о работе Анализ и пути повышения прибыли и рентабельности на предприятии