Анализ и оценка финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:56, курсовая работа

Описание

Цель работы — анализ и оценка финансового состояния предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………...
1.1 .Содержание, цели и задачи финансового анализа………………………..
1.2 .Методы проведения финансового анализа………………………………..
1.3 .Методологическая база анализа финансового состояния предприятия…………………………………………………………………..
2. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………
2.1 Оценка имущества организации и источников его формирования……...
2.2 Анализ финансовой устойчивости……………………………………….…
2.3 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия…………….….
2.4 Анализ финансовых результатов и показателей рентабельности…….….
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………..…..
3.1 . Предложения по развитию деятельности предприятия………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ИССПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………....
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....

Работа состоит из  1 файл

GOTOVAYa_RABOTA.docx

— 464.79 Кб (Скачать документ)

2. Источники информации  учетного характера – все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного  учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация.

3. Во внеучетные источники информации обычно включают:

- директивную информацию  в виде законов, постановлений  правительства, указаний вышестоящих  организаций, инструкций;

- нормативно-плановую – в виде бизнес-планов, нормативов, прейскурантов, справочников;

- материалы ревизий, инвентаризаций, проверок банков и налоговых  инспекций;

- объяснительные и докладные  записки; переписку с финансово-банковскими  органами;

- статьи в газетах,  журналах, бюллетени бирж и т. д.

Основным источником информации для проведения анализа финансового состояния предпринимательской фирмы служит финансовая отчетность. Финансовая отчетность представляет собой формы, показатели и пояснительные материалы к ним, в которых отражаются результаты хозяйственной деятельности фирмы. Финансовая отчетность составляется на основе документально подтвержденных и выверенных записей на счетах бухгалтерского учета. Для сравнения в финансовой отчетности приводятся показатели предыдущего периода функционирования предприятия. Основные документы, используемые для проведения анализа финансового состояния фирмы, - это документы бухгалтерской отчетности. Они включают:                    - Бухгалтерский баланс (форма №1)

- Отчет о прибылях и  убытках (форма №2). Он содержит сравнение суммы всех доходов организации от продажи товаров и услуг или других статей доходов и поступлений с суммой всех расходов, понесенных организацией для поддержания ее деятельности за период с начала года; 

- Отчет об изменениях  капитала (форма №3). В данной форме отражаются данные о наличии и движении составляющих капитала: уставного (складочного), добавочного, резервного капитала, фондов накопления и социальной сферы, а также средств целевого финансирования и поступлений и нераспределенной прибыли прошлых лет; 

- Отчет о движении денежных  средств (форма №4). Сведения о движении денежных средств представляются в валюте Российской Федерации. В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте сначала составляется расчет в иностранной валюте по каждому ее виду; 

- Приложение к бухгалтерскому  балансу (форма №5). В данной форме дается расшифровка отдельных статей основных форм отчетности: «Движение заемных средств», «Дебиторская и кредиторская задолженность», «Амортизируемое имущество», «Нематериальные активы», «Права на объекты интеллектуальной (промышленной) собственности», «Организационные расходы», «Нематериальные активы», «Разница между покупной ценой и оценочной стоимостью», «Основные средства; и т.д. 

- Отчет о целевом использовании  полученных средств (форма №6)

Кроме форм бухгалтерской  отчетности финансовый анализ использует данные управленческого учета, выборочные учетные данные, статистическую отчетность. 
       В соответствии с «Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации», утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 20 июня 2000 г. № 60, в бухгалтерскую отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях ее финансового положения. Если выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении предприятия, в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели и пояснения. При этом должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности в ущерб интересам других. Данные бухгалтерской отчетности должны включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений. 
      Бухгалтерская отчетность фирмы служит основным источником информации о ее деятельности. Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе фирмы, помогает наметить пути совершенствования ее деятельности. 
       Основой бухгалтерской отчетности фирмы является бухгалтерский баланс, который представляет собой сводную двустороннюю таблицу всех бухгалтерских счетов фирмы. В ней отражено ее финансовое состояние на день составления по сравнению с началом отчетного года. Такое представление информации в балансе и дает возможность анализа, сопоставления показателей, определяя их рост или снижение. В балансе фиксируются стоимость (денежное выражение) остатков имущества, материалов, финансов, образовательный капитал, фонды, прибыль, займы, кредиты и прочие долги и обязательства. Бухгалтерский баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала фирмы, его достаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемных источников, а также эффективность их привлечения. На основе информации, представленной в балансе, внешние пользователи могут принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с данной фирмой как с партнером; оценить кредитоспособность фирмы как заемщика; оценить целесообразность приобретения ее акций и активов. Некоторые наиболее важные статьи баланса расшифровываются в приложении к балансу, которое включает в себя следующие разделы: движение заемных средств с выделением ссуд, не погашенных в срок; дебиторская и кредиторская задолженность, а также обеспечения, полученные и выданные; амортизируемое имущество; движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений; финансовые вложения; затраты, произведенные фирмой, — расшифровкой отдельных прибылей и убытков и др. 
      Собственники фирмы и прочие заинтересованные службы не могут получить ответы на все интересующие их вопросы только на основе информации, представленной в бухгалтерском балансе, им необходимы дополнительные сведения не только об остатках, но и о движении хозяйственных средств и источников их формирования. Это достигается введением других форм финансовой отчетности. 
        В первую очередь это форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», которая содержит сведения о текущих финансовых результатах деятельности фирмы за отчетный период, т.е. отражает основной круг вопросов, связанных с формированием, распределением и использованием прибыли фирмы. В ней отражаются все расходы, связанные с производством продукции (услуг), и общая сумма поступлений за проданные изделия, оказанные услуги и прочие источники доходов. Разница между выручкой и всеми затратами показывает чистую прибыль или убытки предприятия. В «Отчете о прибылях и убытках» отражаются следующие позиции:

- Товарооборот (реализованная  продукция), складывающийся из суммы  продаж товаров и услуг собственного  производства и закупленных на  стороне, за вычетом складируемой  продукции и незавершенного производства.

- Затраты   на приобретение перепродаваемых продуктов и услуг, на изготовление реализуемых продуктов и услуг, расходы по сбыту, административные расходы.

- Прибыль от реализации, получаемая при вычитании полных  затрат из товарооборота.

- Поступления  и убытки от инвестиционной деятельности, состоящие из прибыли по акциям фирмы, прибыли от инвестиций,   процентов   уплаченных,   списанных   инвестиций,   процентов,   полученных по  предоставленным  клиентам   кредитам   и  по счетам в банках.

- Прибыль (убыток) до налогообложения,  включающая прибыль от реализации, поступления (или убыток) от инвестиционной деятельности и сальдо внереализационных операций.

- Налог на прибыль от  основной деятельности.

- Чрезвычайные доходы  и расходы, которые включают  вес непредвиденные операции. По  статье «Чрезвычайные доходы»,  в частности, могут быть отражены  суммы страхового возмещения  и покрытия из других источников  убытков от стихийных бедствий, пожаров, аварий, других чрезвычайных  событий, подлежащие получению или полученные предприятием, а также стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов.

- Чистая прибыль (или  убытки) за отчетный период.

     Справочно к отчету о прибылях и убытках акционерным обществом приводятся данные о дивидендах, приходящихся на одну акцию. 
В разделе «Расшифровка отдельных прибылей и убытков» отчета о прибылях и убытках приводится расшифровка отдельных прибылей и убытков, полученных (выявленных) фирмой в течение отчетного периода, в сравнении с данными за аналогичный период предыдущего года. 
     Отчет о прибылях и убытках является важнейшим источником информации для анализа показателей рентабельности фирмы, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и других показателей. 

1.3. Методологическая база  проведения анализа финансового  состояния предприятия.

Методическое обеспечение экономического анализа - инструмент, который необходим для наиболее эффективного управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Основы существующего методического обеспечения разработаны более 50 лет назад, и хотя они формально постоянно совершенствуются, но не позволяют подготовить достаточно надежных рекомендаций, обеспечивающих оптимальное управление материальными и финансовыми ресурсами.

Разные авторы предлагают разные методики финансового анализа. Детализация  процедурной стороны методики финансового  анализа зависит от поставленных целей и различных факторов информационного, временного, методического и технического обеспечения. Логика аналитической  работы предполагает ее организацию  в виде двухмодульной структуры: экспресс-анализ и детализированный анализ финансового состояния. Целью экспресс-анализа финансового состояния является наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. Экспресс-анализ целесообразно выполнять в три этапа: подготовительный этап, предварительный обзор финансовой отчетности, экономическое чтение и анализ отчетности1.

Цель первого этапа - принять решение о целесообразности анализа финансовой отчетности и убедиться в ее готовности к чтению. Здесь проводится визуальная и простейшая счетная проверка отчетности по формальным признакам и по существу: определяется наличие всех необходимых форм и приложений, реквизитов и подписей, проверяется правильность и ясность всех отчетных форм; проверяются валюта баланса и все промежуточные итоги. Цель второго этапа - ознакомление с пояснительной запиской к балансу. Это необходимо для того, чтобы оценить условия работы в отчетном периоде, определить тенденции основных показателей деятельности, а также качественные изменения в имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта. Третий этап - основной в экспресс-анализе; его цель - обобщенная оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния объекта. Такой анализ проводится с той или иной степенью детализации в интересах различных пользователей. Экспресс-анализ может завершаться выводом о целесообразности или необходимости более углубленного и детального анализа финансовых результатов и финансового положения.

Цель детализированного анализа - более подробная характеристика имущественного и финансового положения предприятия, результатов его деятельности в истекающем отчетном периоде, а также возможностей развития предприятия на перспективу. Он конкретизирует, дополняет и расширяет отдельные процедуры экспресс-анализа. При этом степень детализации зависит от желания аналитика.

Сравнительный анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия с показателями конкурентов, среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными.

Рассмотрим методику, предложенную профессором В.И. Подольским.     Основные этапы анализа финансового состояния предприятия, согласно этой методике2:

1. Общая оценка финансового состояния  предприятия и изменений его  финансовых показателей за отчетный  период:

- ознакомление с бухгалтерской отчетностью;

- техническая проверка готовности;

- составление сравнительного аналитического баланса;

- расчет удельных весов величин статей баланса за отчетный период;

- расчет изменений статей баланса к величинам на начало периода;

- расчет изменений статей баланса к изменению итога аналитического баланса.

2. Анализ платежеспособности и  финансовой устойчивости предприятия  методом сравнения:

- расчет излишков или недостатков средств для формирования запасов и затрат;

- определение степени финансовой устойчивости предприятия методом коэффициентов (коэффициент автономии; коэффициент соотношения заемных и собственных средств; коэффициент обеспеченности собственными средствами; коэффициент маневренности; коэффициент финансирования).

3. Анализ кредитоспособности и  ликвидности баланса предприятия:

- методом сравнения - сопоставление средств по активу с обязательствами по пассиву;

- методом коэффициентов (коэффициент абсолютной ликвидности; коэффициент покрытия или текущей ликвидности).

4. Анализ оборачиваемости активов  предприятия:

- определение оборачиваемости активов;

- определение средней величины активов;

- определение продолжительности оборота;

- расчет показателя привлечения (высвобождения) средств в оборот.

5. Анализ дебиторской задолженности:

- расчет показателя оборачиваемости дебиторской задолженности;

- определение периода погашения дебиторской задолженности;

- определение показателя доли дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств;

- определение доли сомнительной дебиторской задолженности.

6. Анализ оборачиваемости товарно-материальных  запасов:

- расчет показателя оборачиваемости запасов;

- определение срока хранения запасов.

7. Анализ финансовых результатов  предприятия:

- оценка динамики показателей чистой прибыли;

- количественная оценка влияния на изменение прибыли от реализации продукции ряда факторов;

- расчет показателя рентабельности предприятия.

8. Оценка потенциального банкротства:

- определение признаков банкротства с помощью использования формулы «Z-счета» Е. Альтмана.

- определение признаков банкротства с помощью коэффициентов текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и восстановления (утраты) платежеспособности.

Движение любых товарно-материальных ценностей, трудовых и материальных ресурсов сопровождается образованием и расходованием денежных средств, поэтому финансовое состояние хозяйствующего субъекта отражает все стороны его  производственно-торговой деятельности.

Информация о работе Анализ и оценка финансового состояния предприятия