Анализ и диагностика состояния и оборачиваемости товарных запасов торгового предприятия (на примере ОАО «Магазин «Юбилейный)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 11:22, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить и проанализировать состояние товарных запасов и товарооборачиваемости, выявить резервы ускорения оборачиваемости товаров.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- исследовать экономическую характеристику предприятия;
- проанализировать товарооборачиваемость товарных запасов;

Содержание

Введение………………………………………………………………………
4
1 Теоретические аспекты анализа товарных запасов торговой организации……………………………………………………………………………

6
1.1 Цель, этапы, объекты и информационное обеспечение анализа товарных запасов……………………………………………………………….

6
1.2 Методика анализа обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов………………………………………………………….

8
2 Анализ товарных запасов ОАО «Магазин «Юбилейный»………………
13
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации………
13
2.2 Анализ состояния, структуры, обеспеченности и динамики товарных запасов………………………………………………………………………...

15
2.3 Анализ факторов изменения суммы товарных запасов ……………..
23
3 Резервы ускорения оборачиваемости товарных ресурсов ……………
26
Заключение ………………………………………………………………….
32
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ахд.doc

— 796.00 Кб (Скачать документ)


Министерство образования Республики Беларусь

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет»

 

Кафедра « Коммерческая деятельность»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Анализ и диагностика хозяйственной деятельности»

на тему «Анализ и диагностика состояния и оборачиваемости товарных запасов торгового предприятия (на примере

ОАО «Магазин «Юбилейный)»

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Выполнила:                           студентка гр. КР-071

                                                           Машканцева А. Е.

 

 

                        Руководитель:                           канд. эконом. наук, доцент

                                                     Наркевич Л. В.

 

 

 

 

Могилев, 2011 г.



Содержание

 

Введение………………………………………………………………………

4

1 Теоретические аспекты анализа товарных запасов торговой организации……………………………………………………………………………

 

6

1.1 Цель, этапы, объекты и информационное обеспечение анализа товарных запасов……………………………………………………………….

 

6

1.2 Методика анализа обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов………………………………………………………….

 

8

2 Анализ товарных запасов ОАО «Магазин «Юбилейный»………………

13

2.1 Организационно-экономическая характеристика организации………

13

2.2 Анализ состояния, структуры, обеспеченности и динамики товарных запасов………………………………………………………………………...

 

15

2.3 Анализ факторов изменения суммы товарных запасов ……………..

23

3 Резервы ускорения оборачиваемости товарных ресурсов ……………

26

Заключение ………………………………………………………………….

32

Список используемой литературы ………………………………………….

35

Приложение А Основные финансово-экономические показатели………..

36

Приложение Б Отчет о товарообороте и запасах товаров за 2009 год……

37

Приложение В Отчет о товарообороте и запасах товаров за 2010 год…...

38

Приложение Г Данные о товарных запасах и товарообороте по каждому магазину …………………………………………………………………….

 

39

Приложение Д Данные о структуре поступления за 2010 год…………….

40

Приложение Е Отчет о розничной торговле за 2009 год………………….

41

Приложение Ж Отчет о розничной торговле за 2010 год…………………

42

 


Введение

В связи со спецификой деятельности большая часть финансовых средств торговой организации аккумулирована в товарных запасах, поэтому эффективное управление товарными запасами является приоритетной задачей в экономике торговли.

Товарные запасы относятся к текущим материальным активам, образуя оборотные средства торговой организации. По степени ликвидности – это медленно реализуемые активы, поэтому эффективное управление товарными запасами позволит избежать иммобилизации финансовых ресурсов и перенаправить их на стратегическое развитие торговой деятельности.

Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения спроса покупателей – потребителей.

Товарные запасы являются основополагающими элементами управления торговой деятельности, от эффективности управления товарными запасами напрямую зависят результаты торговой деятельности, показатели товарооборота и рентабельности. Задача управления запасами заключается в том, чтобы применительно к конкретной хозяйственной ситуации найти оптимальное решение по объему и срокам запасов, чтобы своевременно и в необходимом размере удовлетворить имеющиеся потребности и при этом обеспечить минимальные издержки на хранение и поставку ресурсов.

Роль АХД в управлении товарными запасами – анализ и диагностика товарных запасов и выявление резервов ускорения их оборачиваемости.

Данная тема актуально тем, что успех любой торговой компании зависит от правильности формирования и управления товарными запасами.

Цель курсовой работы – изучить и проанализировать состояние товарных запасов и товарооборачиваемости, выявить резервы ускорения оборачиваемости товаров.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- исследовать экономическую характеристику предприятия;

- проанализировать товарооборачиваемость товарных запасов;

- проанализировать показатели эффективности использования товарных запасов.

Объектом исследования курсовой работы является ОАО «Магазин «Юбилейный».

Юридический адрес: город Могилев, ул. Королева, 19.

Временные рамки исследования – 2009 и 2010 года.

Предметом изучения является – товарные запасы.

При написании были использованы следующие материалы:

- годовые отчетные документы;

- статистические данные;

- научная литература;

- методическая литература;

- ресурсы Интернета.

 

 


1 Теоретические аспекты анализа товарных запасов торговой организации

 

1.1 Цель, этапы, объекты и информационное обеспечение анализа товарных запасов

 

Торговые предприятия должны обеспечивать непрерывность тор­гового процесса, ритмичную продажу товаров потребителям, соответствующую по ассортименту, количеству и качеству их спросу. С этой целью на предприятиях создаются определенные запасы товаров.

Товарные ресурсы можно рассматривать как материальную основу розничного товарооборота, т.е. массу товаров, поступившую на предприятие из различных источников, которая предназначена для последующей продажи конечному потребителю для личного или коллективного потребления.

Товарные ресурсы предприятия формируются за счет поступле­ния товаров и товарных запасов и находятся в балансовой взаимо­связи с розничным товарооборотом:

 

ТЗН + П = ТО + ТЗК,                                             (1)

 

где ТЗМ, ТЗК  товарные запасы соответственно на начало и конец года;

       П  объем поступления товаров;

       ТО  объем розничного товарооборота.

Условием оптимальности системы управления товарными запасами является анализ их состояния и эффективности использования, позволяющий своевременно выявлять причины и последствия, происходящих изменений, измерять скорость их обращения, находить новые возможности для повышения эффективности их реализации.

Задачи анализа товарных запасов следующие:

- определись уровень обеспеченности торговой организации необходимыми товарными ресурсами и оптимальность их размещения; выявить факторы, влияющие на размер, структуру, изменение товарных запасов; установить наличие сверхнорма­тивных или дефицитных видов товарных запасов;

-              измерить степень ритмичности и объем поставок, опреде­лив их комплектность, качество, сортность, соответствие зака­зу и договору поставки;

- исследовать эффективность хозяйственных отношений с поставщиками (своевременность заключения договоров на пос­тавку» степень реализуемости закупленных товаров, точность исполнения договоров, возможность их из­менения);

-              изучить показатели эффективности размещения и исполь­зования запасов» их воздействию на экономические и финансо­вые результаты работы торговой организации;

- исчислить расходы, связанны с закупкой и хранением запасов, оценить их влияние на прибыль торгового субъекта;

- подготовить исходную базу для нормирования запасов и оптимального управления ими.

Информационной базой для анализа товарных запасов служат данные бухгалтерского, статистического, оперативного учета и отчетности (ф. №1-торг (розница) «Отчет о розничной торговле», ф. №12-торг (продажа) «Отчет о продаже и запасах товаров», ф. №12-торг (товарооборот) «Отчет о товарообороте и запасах товаров»), материалы выборочных обследований и наблюдений, единовременного учета, плановых и внеплановых инвентаризаций.

Анализ товарных запасов проводится по торговой организации в целом, ее структурным подразделениям, отдельным товарным группам. В его процессе последовательно проверяются:

- обеспеченность товарооборота товарным запасами и их соответствие нормативу;

- динамика товарных запасов;

- факторы, влияющие на размер товарных запасов;

- обоснованность сезонных запасов;

- ассортиментная структура запасов и их качество;

- скорость обращения товарных запасов;

- эффективность управления ими.

Поэтому можно выделить следующие этапы анализы товарных запасов:

1) Анализ обеспеченности товарными запасами торговой организации;

2) Изучение динамики запасов производиться с целью выявления тенденций и закономерностей в их развитии, установления обоснованности соотношения, складывающегося вследствие изменения товарооборота, между его структурой и товарными запасами.

3) Анализ факторов, влияющих на размер товарных запасов (коэффициент соотношения темпов роста товарных запасов и товарооборота, размер и темп изменения товарных запасов в расчете на один рубль товарооборота, уровень запасов в процентах к товарообороту, темп прироста товарных запасов).

4) Оценка обоснованности сезонных запасов, результаты анализы сезонности колебаний спроса, товарооборота и товарных запасов используют при установлении норматива товарных запасов на конкретный период и принятии оперативных решений по полонению запасов или распродаже излишних.

5) Анализ ассортиментной структуры и качества запасов направлен на выявление в их составе товаров неходовых и залежалых, а также на установление причин их возникновения.

6) Анализ скорости обращения товарных запасов одновременно помогает выявить причины их изменения и определить пути ускорения товарооборачиваемости [11, с. 290-300].

 

1.2 Методика анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов

 

Для учета, анализа и планирования товарных запасов используется система абсолютных и относительных показателей.

Абсолютные показатели выражаются в натуральных (килограммы, штуки и т.п.), условно натуральных (декалитр)  и стоимостных (денежных) единицах.

Натуральные показатели измерения  товарных запасов применяются для планирования товарных ресурсов, организации работы складов, расчета потребностей материально-технической базы организации, оперативного размещения излишком товаров.

Стоимостные показатели отражают величину сложных по составу явлений, давая им денежное измерение. В условиях товарно-денежных отношений они позволяют свести к единому измерителю весь цикл экономической деятельности, отраженный  в  натуральных единицах. Стоимостные показатели используются в учете, анализе,  планировании, при составлении статистической и другой отчетности, разработке товарной, маркетинговой и кредитной политики, расчете таких показателей деятельности торговой организации, как объем и структура товарооборота, расходы,  потребность в оборотных средствах  и кредитах, прибыль.

Абсолютные показатели моментальные, так как характеризуют состояние запасов на определенный момент: начало  или конец анализируемого периода, какую-либо промежуточную дату. Они удобны для  проведения бухгалтерских операции, осуществления контроля за сохранностью товаров, но малополезны для установления соответствия величины товарных запасов как товарообороту, так и целям функционирования торговой организации.

Относительные показатели отражают соотношение нескольких абсолютных показателей и выражаются в виде процентов,  коэффициентов, индексов и т.п. По ним оценивают обеспеченность товарооборота необходимыми запасами, с их помощью анализируют товарооборачиваемость и характеризуют качественные показатели формирования товарных запасов. Методы расчета относительных показателей формирования  и использования товарных запасов представлены в таблице 1.

                                             


Таблица 1 - Система относительных показателей измерения состояния    и эффективности использования товарных запасов

 

Показатель

Методика расчета

Экономическое содержание показателя

1

2

3

Уровень обеспеченности товарооборота товарными запасами (УЗ), дней

где Зтек – сумма товарных запасов на определенную дату, р.; Тдн   однодневный товарооборот, р.

где Ттек - общий объем товарооборота на определенную дату, р.; Nдн  количество дней в периоде

Показывает, на сколько дней бесперебойной торговли торговая организация обеспечена товарными запасами при сложившихся условиях продажи и структуре товарооборота

Товарооборачиваемость:

продолжительность одного оборота товарных запасов (tоб.з),  дней

где - средний товарный запас за анализируемый период, р.

Показывает время, необходимое для полного обновления запаса, или срок, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения

число оборотов товарных запасов (Nоб.з),  раз

Показывает, сколько оборотов совершил товарный запас за исследуемый период

Доля товарных запасов в чистом оборотном капитале (d з/об.к), %

где Кч.о. - чистый оборотный капитал, р

Показывает удельный вес товарных запасов в чистом оборотном капитале

Запасоемкость (Зе), р.

Характеризует величину товарных запасов на 1 р. Товарооборота

Степень реализации товарных ресурсов (Эфр), р.

где Пост - объемы поступления товаров, р.

Характеризует сумму товарооборота, полученную на каждый рубль, вложенный в товарные ресурсы

Информация о работе Анализ и диагностика состояния и оборачиваемости товарных запасов торгового предприятия (на примере ОАО «Магазин «Юбилейный)