Толерантность как условие формирования гражданского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:05, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – разработать рекомендации по внедрению установок толерантного сознания в современном российском обществе. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
объяснить сущность толерантности;
выяснить, какую роль играет толерантность в формировании гражданского общества;
изучить современные проблемы толерантности в России;
выявить актуальность формирования толерантности в России;
разработать комплексные меры по развитию толерантности в современном российском обществе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Толерантность и ее роль в формировании гражданского общества…….6
1.1 Сущность понятия «толерантность»……………………………………………...6
1.2 Формирование толерантности, как условие становления гражданского общества……………………………………………………………………………….11
Глава 2. Формирование толерантности в России……………………...……………15
2.1 Современные проблемы толерантности в России…………………………..…..15
2.1.1 Ксенофобия и мигрантофобия…………………………………………………15
2.1.2 Национализм и расизм………………………………………………………….20
2.2 Актуальность формирования толерантности в России…………………………22
Глава 3. Комплексные меры по развитию толерантности в современном российском обществе…………………………………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………………….39
Список источников и литературы……………………………………………………41
Приложение 1………………………………………………………………………….43
Приложение 2………………………………………………………………………….44

Работа состоит из  1 файл

Текст работы по толерантности.doc

— 215.00 Кб (Скачать документ)

Для начальной школы  проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

Одним из условий воспитания толерантности является  освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.

Ориентация педагога на постижение смыслов поведения  и поступков детей означает, что  в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка. Воспитание культуры толерантности должно осуществляться в системе: «родители + дети + учитель».

Мероприятия, в которых  принимают участие родители, служат примером взаимодействия двух самых  важных факторов в жизни ребенка  школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Путь к толерантности  – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое  напряжение, оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.

Воспитание в духе толерантности следует рассматривать  в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального  обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, нациями.

Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему  чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Учитывая складывающуюся ситуацию в России, важно обратить внимание на роль сферы образования как советского, так и религиозного, в вопросе формирования толерантного сознания у подрастающего поколения. С целью воспитания общества в духе толерантности есть необходимость на всех уровнях образования, начиная со школы и заканчивая вузовским, вводить соответствующие образовательные программы. В качестве примера такой программы может служить курс «Права человека», разработанный несколько лет назад Молодежным центром прав человека и, кстати, одобренный Министерством образования РФ. Один из разделов данного курса под заглавием « Терпимость к различиям. Толерантность», предназначен формировать у учащихся терпимость к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению, религиозной принадлежности) Раздел также знакомит с механизмом возникновения и распространения стереотипов и предрассудков, способствует выработке активного неприятия любых форм дискриминации. В условиях формирования гражданского общества, когда демократические традиции и институты еще недостаточно развиты, когда значительная часть общества, особенно молодежь, характеризуется «правовым нигилизмом», привитие навыков жизни в условиях национальных, культурных и религиозных различий, крайне необходимо. Этим целям служит и учебный курс «Уроки толерантности», предлагаемый Центром гражданского образования и прав человека. Основанный на концепции личностно-ориентированного обучения, этот курс моделирует такие ситуации, когда учащиеся получают опыт взаимодействия в этом мире и сами учатся выстраивать отношения с окружающими людьми на принципах толерантности.

 Какую роль в  формировании толерантного сознания  в нашем обществе могут играть  духовные образовательные учреждения? В России по данным Министерства юстиции РФ по состоянию на 1 сентября 2011 г. насчитывалось 202 духовных образовательных учреждения, из них  - 59, принадлежащих Русской православной церкви, 4 – римско-католической церкви, 106 – исламу, 2 - иудаизму, 3 – буддизму, 4 – лютеранской церкви, 1 – методистской церкви, 3 – пресвитерианской, 22 – более поздним, протестантским церквам, входящим в Консультативный Совет Глав Протестантских Церквей России. Большая часть этих духовных образовательных учреждений, появившихся в основном в последние годы, готовит будущих священнослужителей для своих общин, которые, в свою очередь, будут формировать сознание своих прихожан. Учитывая воспитательную и образовательную роль будущего священника, пастора, муллы или имама, раввина, образовательные учреждения различных религий и конфессий призваны делать все возможное со своей стороны, чтобы их выпускники отличались уважительным отношением к человеческой личности, независимо от ее национальной, культурной или религиозной идентичности. Государственные органы власти будут бессильны изменить к лучшему тенденции дальнейшего развития межвероисповедных отношений в стране, если религиозные организации и, прежде всего, принадлежащие им духовные учебные заведения, не будут воспитывать терпимость к другим религиям и их приверженцам.

 Стремясь расширять  свое влияние на окружающих, осваивая, в том числе, и образовательное  пространство, религиозные организации,  проповедники, педагоги не должны  позволять себе насаждать враждебность  по отношения к другим конфессиям, сколь бы ни были различны и даже противоположны их вероучения. Преподавание религиозной догматики, утверждение ценностей того или иного вероучения, подчеркивание преимуществ своей деноминации перед другими не должны вести к возбуждению вражды и ненависти между последователями различных религий, равно как и между верующими и неверующими.

 К сожалению, духовные  учебные заведения, которые в  свои учебные планы включали  бы компонент, формирующий толерантное  сознание, у нас практически отсутствуют.  Большая часть образовательных учреждений  РПЦ МП и ислама весьма консервативны и отличаются крайней замкнутостью своих образовательных пространств, формируя узко-конфессиональное сознание будущих проповедников. Никаких специальных курсов, которые бы воспитывали чувство уважения к представителям иных религий, учебными планами этих образовательных учреждений не предусмотрено. А включенный в программу всех православных семинарий курс «Сектоведение», преподаваемый по учебнику А. Дворкина, вряд ли способствует формированию толерантного отношения у будущих пастырей к инославным. Исключением можно считать позицию нескольких «обновленческих» вузов – Общедоступного Православного Университета, Библейско-богословского института им. Ап. Андрея, Свято-Филаретовского Православно-Христианского Института. Эти учебные заведения сочетают в себе особенности конфессиональной и светской школы. Их отличает открытость межконфессиональному диалогу и свободным дискуссиям, широкая издательская и научная деятельность, выходящая за рамки узкоконфессиональных интересов.

 Учитывая непростую  ситуацию, складывающуюся в сфере  межрелигиозных отношений, воспитание  толерантного сознания в духовном  образовательном пространстве является  необходимым условием в формировании  жизненной позиции будущих пастырей  и проповедников. Терпимость и взаимное уважение представителей различных конфессий должны воспитываться со студенческой скамьи. Обнаружение объединяющего начала разных конфессий и его использование в формировании этнических, религиозных и общественных ценностей, должно стать неотъемлемой частью духовного образования. Подобный подход отнюдь не означает отказ от мировоззренческих ценностей той или иной религии. Каждая конфессия и сегодня, в век утверждения религиозного плюрализма, имеет право на сохранение своего индивидуального и неповторимого лица. Однако, призвана она это делать в духе уважительного отношения к представителям других конфессий.

 Духовные образовательные учреждения в плане формирования толерантности и укрепления межконфессионального диалога могут предложить следующее:

1. Учитывая тот факт, что непростая религиозная ситуация, складывающаяся в последнее десятилетие  в нашем обществе и характеризующаяся  усилением межконфессиональных,  а порой и внутри-конфессиональных  противоречий, проявление религиозно-политического экстремизма, требуют от преподавателей духовных образовательных учреждений и их выпускников религиоведческих и может быть этнологических знаний, представляется целесообразным организовывать в духовных учебных заведениях чтение специальных курсов лекций по «истории мировых религий», «по проблемам межэтнической и межконфессиональной толерантности», по «социологии конфликта и профилактике межрелигиозных и межнациональных конфликтов», по «преодолению религиозно-политического и национального экстремизма» и т.д. Преподавание подобных курсов поможет в формировании у будущих пастырей и проповедников духа терпимости к другим религиям и их приверженцам, поможет в налаживании позитивного взаимодействия в интересах формирования гражданского мира и межнационального согласия в нашем поликонфессиональном обществе.

2. Недопустимо взращивание в умах и душах студентов духовных учебных заведений религиозного фанатизма и межрелигиозной розни. Преподаватели духовных учебных заведений должны избегать обсуждения со студентами недостатков тех или иных религиозных организаций, высмеивать чьи-то верования, обычаи, религиозную практику. В духовных учебных заведениях должен утверждаться честный и беспристрастный подход к другим религиям и вероисповеданиям.

3. Духовные образовательные  учреждения призваны организовывать и сами активно участвовать в конференциях, семинарах, круглых столах, посвященных укреплению межконфессионального диалога. В рамках духовного образовательного пространства должны приветствоваться конференции и семинары, знакомящие конфессии, те или иные религиозные организации, между собой и расширяющие возможности для последующего диалога, как в сфере образования, так и в совместном социальном служении.

4. Духовные образовательные  учреждения призваны развивать  сотрудничество в деле богословского образования. Эффективность в формировании толерантного сознания в духовных образовательных учреждениях заметно возросла бы, если к чтению лекций в них привлекались преподаватели других конфессий. Подобная практика сама по себе уже убеждает будущих пастырей и проповедников в реальности сотрудничества и конструктивного межрелигиозного диалога среди последователей различных вероисповеданий.

Подводя итог сказанному, следует еще раз подчеркнуть  ту важную роль, которую могут сыграть  духовные образовательные учреждения в воспитании у своих слушателей, будущих священнослужителей, чувства уважения к представителям иных конфессий, навыков межконфессионального диалога, а это, в свою очередь, может послужить действенной профилактической мерой предотвращения  в обществе экстремистских настроений и этно-конфессиональных конфликтов.

В целом, российское общество нельзя назвать толерантным. В сознании большинства существуют жесткие  стереотипы по отношению к представителям различных этносов, национальностей, социальных групп, государственных, общественных и политических институтов. С конца 90-х. Необходимость в систематической работе по продвижению принципов толерантности в современном российском обществе растет год от года. Устранить проблемы нетерпимости и ксенофобии призваны многочисленные программы и проекты, реализуемые на различных уровнях властью, НКО, государственными учреждениями, международными организациями. Отдельное внимание стоит уделить роли и месту средств массовой информации в этих процессах.

Способность СМИ как  консолидировать, так и дезинтегрировать многонациональное сообщество, особенно заметна и выразительна в современных условиях роста национального самосознания, стремления народов России сохранить язык, самобытную культуру, традиции, а также в условиях политизации этнического фактора. На изломах истории государства этническое самосознание народов становится уязвимым, поэтому информация об этносоциальных процессах может существенно влиять на сознание и поведение людей. Практика не раз показывала, что необъективность, некорректность, тиражирование негативных выражений и стереотипов об этносах, недостоверность информации при освещении фактов осложнения межэтнических и межконфессиональных отношений приводят к конфликтным ситуациям, а иногда и к трагическим событиям. В научной литературе СМИ рассматриваются как многофункциональные социальные институты, обладающие целым рядом функций. Однако в первую очередь СМИ по своим функциям должны быть нацелены на обеспечение духовного воспроизводства в силу значительного влияния средств массовой коммуникации на общее состояние культуры народов.

Именно СМИ являются тем средством коммуникации, которое  создает предзнание, определяющее восприятие различными этническими группами друг друга при непосредственном контакте. Прибегая к некорректной формулировке высказываний и заголовков, помещению нейтральной информации в негативный, надуманный контекст, зачастую СМИ формируют негативный образ представителей различных национальностей в сознании массовой аудитории. Поэтому для эффективного информационного обеспечения оптимизации межэтнических отношений представителям средств массовой информации следует с большим вниманием и деликатностью подходить к работе над материалами по межэтнической проблематике. Можно порекомендовать журналистам, быть максимально беспристрастными: это именно тот случай, когда следует подавать информацию с позиций нейтральных критиков. Также следует отводить больше места статьям, в которых без выражения личных позиций, рассказывается о системах ценностей, подходах к решению проблем, традициях, особенностях культуры различных этнических групп. Таким образом, средства массовой информации – один из значимых факторов, способствующих формированию массовых толерантных или интолерантных представлений и установок людей в сфере межэтнического взаимодействия. Важно помнить о том, что вопрос этнической терминологии (лексики, риторики) на страницах газет – один из существенных. Не следует выносить в заголовок слова и призывы, способные затрагивать национальные чувства и достоинства людей, провоцировать их на обиды и разжигать межэтнические страсти. В новом гражданском обществе, которое строится в России, требуется не только усиление гражданской ответственности журналистов за печатное слово, но и серьезная научная и законодательная разработка «этнической терминологии», разработка корректного языка СМИ, связанного с освещением этничности.

Информация о работе Толерантность как условие формирования гражданского общества