Теория солидаризма Леона Дюги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:35, реферат

Описание

В первой половине XX века широкое распространение получило политико-правовое учение солидаризма, главным представителем которого был Леон Дюги (1859 -1928 ) теоретик права, конституционалист, декан юридического факультета в Бордо.
Он, опираясь на идеи французских социологов О. Конта, Э. Дюркгейма и Л. Бурнежуа, главной мыслей корой была, что по мере углубления общественного разделения труда социальная сплоченность в обществе возрастает, так как общие и индивидуальные потребности людей могут быть удовлетворены только за счет взаимопомощи и обоюдного обмена услугами.

Работа состоит из  1 файл

теория солидаризма Леона Дюги.docx

— 14.63 Кб (Скачать документ)

     В первой половине XX века широкое распространение  получило политико-правовое учение солидаризма, главным представителем которого был Леон Дюги (1859 -1928 ) теоретик права, конституционалист, декан юридического факультета в Бордо.  
Он, опираясь на идеи французских социологов О. Конта, Э. Дюркгейма и Л. Бурнежуа, главной мыслей корой была, что по мере углубления общественного разделения труда социальная сплоченность в обществе возрастает, так как общие и индивидуальные потребности людей могут быть удовлетворены только за счет взаимопомощи и обоюдного обмена услугами. В соответствии с этим под солидарностью Дюги понимает факт взаимной социальной зависимости, соединяющей между собой - в силу общности потребностей и разделения труда - "членов рода человеческого, в частности членов одной социальной группы", исходя из этого он развил концепцию социальной солидарности. В теории Л. Дюги связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности.  

     Общество  делится на классы, каждый класс  выполняет свою миссию, свой долг, свою социальную функцию по обеспечению  солидарности и гармонии общества. Эти социальные связи основаны на разделении труда. Сотрудничество классов  в процессе разделения труда приведет к преодолению теневых сторон капитализма мирным путем, без революций. 
Факт общественной солидарности, говорил Л. Дюги, осознается индивидами и порождает норму социальной справедливости: "не делать ничего, что нарушает социальную справедливость, и делать все возможное для ее реализации и увеличения". Социальная норма солидарности составляет основу всего объективного права. 

     Юридическая норма - это "верхний пласт" социальной нормы. Отдельные нормы в их многообразии значительны лишь поскольку, постольку  они отвечают социальной норме солидарности. Л. Дюги утверждает, что право вытекает непосредственно из социальной солидарности и поэтому стоит над государством. Юридическая норма возникает спонтанно в условиях общественных взаимосвязей. Законодатель лишь констатирует, но не создает ее. В этом аспекте теория Л. Дюги связана с социологической юриспруденцией. 

     Норма социальной солидарности создает для  индивида лишь право выполнять "социальную обязанность", определенную социальную функцию, в соответствии с положением которой, данное лицо занимает в системе общественной солидарности и нет других прав.  
Существует лишь объективное право - юридическая норма, которая никому: ни индивиду, ни коллективу не дает субъективных прав.  
Человек лишь винтик в социальном организме. Индивид - это не цель, а средство выполнять известную работу в деле социального строительства. Для права есть только обязанности. Для каждого класса существуют свои социальные функции. Государство налагает руку на собственность, которая должна выполнять социальную функцию.

     Л. Дюги говорил, что собственность социализируется и перестает быть абсолютным правом и трансформируется для собственника в социальный долг.  

     Л. Дюги говорил о социальной реформе общества. Он высказывал уверенность, что современное общество движется к известному роду федерализации классов, соорганизованных в синдикаты -синдикальный федерализм.  

     Всеобщее  индивидуалистическое избирательное  право предлагал заменить организаторским  пропорциональным представительством партий и профессиональных организаций. Для этого классовое общество перестраивается на основе синдикатов. Каждый класс объединяется по профессиональному  признаку в профессиональные союзы. Отношения между классами регулируется не законами, а договорами.  
Соединение синдикатов в федерацию приведет к децентрализации политической власти, к политическому и правовому плюрализму. Власть будет распределяться между различными синдикатами, к которым перейдет вся практическая работа по осуществлению социально-экономических и социально-политических задач.  

     Деятельность  центрального правительства будет  направляться палатой, образованной из представителей всех синдикатов.  
Некоторые идеи, которые выдвинул Л. Дюги, находят и сегодня применение, так в Норвегии продолжительность рабочего дня и минимальная оплата рабочего часа определяется соглашением организаций предпринимателей и рабочих. Этот договор является договорным. 

     Вывод: теория солидаризма выделяет следующие постулаты: 
1. Общество складывается из связей, объединяющих людей на основе солидарности; 
2. Сотрудничество классов, социальных групп регулируется социальной нормой солидарности; 
3. Сущность права заключается в общественной солидарности, с которой должно считаться государство; 
4. Отвергается самостоятельный статус субъекта права и в особенности его субъективные права. 

     Социологическая юриспруденция подвергла критике  формально-догматическое направление, прежде всего за смешение права и  закона. Но, с другой стороны, она  сама страдает серьезными изъянами. Так, противопоставляются нормы и  правопорядок, отрицается нормативный  характер права, отвергается нормативная  сила законов, исключаются из правовой науки сущностные и аксеологические проблемы права.


Информация о работе Теория солидаризма Леона Дюги