Теория политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 01:18, контрольная работа

Описание

Элементы политических знаний зародились еще в Древнем мире. Своеобразным было понимание политических процессов в Древнем Египте, Индии, Китае. Дошедшие до нас «Законы Хаммурапи» (середина XVIII века до н.э.) свидетельствуют о том, что политическая жизнь уже в тот период была относительно развитой: имелось соответствующее административное деление общества, государственность, законодательство.

Содержание

введение
3
1.Теория политической системы
4

Структура, функции и типы политической системы
10

Государство в политической системе общества
14

Политический режим
21

Работа состоит из  1 файл

контрольная теория политической системы 1.doc

— 329.00 Кб (Скачать документ)

Достоинства цивилизационной типологии:

факторы культуры выделены как существенные в определенных условиях;

в связи с расширением  количества духовных критериев, которые  характеризуют особенности тех или иных цивилизаций, получается более "заземленная", близкая к реальности типология государств.

Недостатки:

недооцениваются социально-экономические  факторы;

по сути эта типология не столько государства, сколько общества

В развитии современного государства можно выделить несколько  тенденций.

 Ведущей тенденцией в развитии многих государств, особенно европейских, является стремление к созданию подлинно демократического, правового государства. Данный тезис отражается в конституциях многих европейских стран.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., провозглашает нашу страну демократическим, правовым и федеративным государством с республиканской формой правления.

 Важной тенденцией  в развитии современного государства  выступает демократическая ограниченность суверенитета государства, которая идет на смену его абсолютному суверенитету. Раньше любая попытка дать рекомендации со стороны мирового сообщества тому или иному государству расценивалась как вмешательство в его внутренние дела. Сейчас, в условиях современного взаимозависимого мира, решение отдельных проблем требует определенного разумного самоограничения суверенитета.

 Тенденция децентрализации государственной власти. Власть перераспределяется между высшими государственными структурами в пользу местных структур в целях придания  им больших демократических начал и самостоятельности в решениях, то есть  наблюдается развитие самоуправления.

Важными тенденциями в развитии современного государства также  
выступают: тенденция к интеграции экономической и политической жизни, тенденция к оживлению национальных движении и дроблению уже существующих государств. 

Тенденция к интеграции проявляется в увеличении количества государств, входящих в Европейское Сообщество.

Одновременно с процессами интеграции идут процессы дезинтеграции,, то есть дробления государств, создания самостоятельных государств на основе распавшихся федераций, выделения автономий из унитарных государств, предоставления им более широких полномочий, вплоть до создания самостоятельного государства.

Важная тенденция в развитии современного государства - стремление иметь собственную идеологию, объединяющую общество. Государство теряет свою интеграционную функцию, когда не существует объединяющей идеи. В условиях многонационального государства нужна идея, которая объединила бы народы, населяющие Россию, укрепила основы патриотизма и общности исторической судьбы различных социально-политических и национальных сил. Наличие идеи могло бы способствовать укреплению стабильности государства.

Еще одна важная тенденция  связана с сокращением бюрократического 
управленческого аппарата и уменьшением расходов на его содержание.

Государственные служащие-бюрократы  имеют свои эгоистические интересы, не совпадающие с интересами государства.

Одной из основных категорий, раскрывающих способ функиионирова ния политической системы, в современной политологии выступает политический режим (от лат. regimen- управление).

Политический  режим это способ функционирования политической системы общества. Он определяет характер жизни в стране и отражающий уровень политической свободы, а также отношения органов власти к правовым основам их деятельности.

Понятие политического  режима получило распространение в  западноевропейской обществоведческой литературе на рубеже XIX и XX веков. В течение долгого времени оно продолжает оставаться объектом теоретических споров.

 Политический  режим определяется следующими признаками:

  • степенью участия народа в механизмах формирования политической власти, а также самими способами такого формирования;
  • соотношением прав и свобод человека и гражданина с правами государства;
  • гарантированностью прав и свобод личности;
  • характеристикой реальных механизмов осуществления власти в обществе;
  • степенью реализации политической власти непосредственно народом;
  • положением средств массовой информации, степенью гласности в обществе и прозрачностью государственного аппарата;
  • местом и ролью негосударственных структур в политической системе общества;
  • соотношением между законодательной и исполнительной ветвями власти;
  • характером правового регулирования в отношении граждан и должностных лиц;

• типом политического поведения;

  • характером политического лидерства;
  • учетом интересов меньшинства при принятии политических решений;
  • доминированием определенных методов при осуществлении политической власти;
  • степенью верховенства закона во всех сферах общественной жизни,
  • принципами взаимоотношения общества и власти
  • политическим и юридическим положением и ролью в обществе «силовых» структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности);
  • мерой политического плюрализма, многопартийности;
  • существованием реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Политический режим обеспечивает.

  • стабильность политической власти;
  • управляемость граждан, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений;
  • достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты.

Политический режим  определяется:

  • уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов;
  • структурированностью правящей элиты;
  • состоянием отношений с бюрократией;
  • развитостью общественно-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием и поведением;
  • доминирующем в обществе типом легитимности.

 По характеру политического режима, который выражает способы осуществления власти в государстве, выделяются демократическое, авторитарное и тоталитарное государство Понятие "демократия" {от греч. demos - народ и kratos - власть) означает народовластие, власть народа.

Демократический режим  - это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод.

 Характерные черты:

  • избрание представительных органов государственной власти и местного 
    самоуправления путем всеобщих, равных и прямых выборов при тай- 
    ном голосовании;
  • наличие у парламента исключительного права издавать общегосудар- 
    ственные законы;
  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную 
    ветви при наличии механизма сдерживания и противовесов в отноше- 
    ниях между ними;
  • многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, 
    как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но 
    действующих в рамках конституции;
  • принятие политических решений большинством при уважении интере 
    сов и прав меньшинства;
  • отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений.

 Условия функционирования демократического режима:

  • наличие системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и государственного аппарата;
  • отсутствие системы привилегий, связанных с обладанием власти;
  • наличие возможностей и условий для своевременного и полного политического информирования граждан;
  • наличие упрощенной процедуры отзыва депутатов и смены чиновников;
  • гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику властей и любых ее представителей.

Демократический режим  работает эффективно только в том  случае, если граждане имеют право  и условия самостоятельно принимать  решения по политическим вопросам и  выступать против действий власти, если эти действия не удовлетворяют  их интересам.

Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима. Эволюция значения термина "демократия " отражает развитие человеческого общества. Сначала демократия рассматривалась как прямое правление граждан в отличие от правления монарха или аристократов. В античности демократия считалась "худшей формой" правления. Режимы демократии существовали недолго и переходили в охлократию (власть толпы).

Новый этап в развитии концепции  демократии начался с Великой  французской революции. С тех пор демократия рассматривается как направление общественной мысли, которое формирует цели социально-политического движения, отвергающего монархию и элитарность. Авторы различных теорий демократии исходят либо из приоритета принципа долженствования, либо из практики и опираются на нее при формировании системы правления.

Либеральная теория демократии основывается на англосаксонской традиции. Демократию рассматривает как ответственное и компетентноеправление. Источник власти- народ, выражающий свою волю не прямо, а через своих представителей.

Теория прямой демократии. Ж.-Ж.Руссо, один из авторов этой теории, отрицает принцип представительности. По его мнению, демократия- прямое правление народа, который способен выразить свою единую волю. В этой теории нет деления на управляющих и управляемых. Общая воля народа, выраженная на собраниях, является основой для деятельности правительств и составления законов.

 Теория плюралистической демократии. Сторонники этой теории отрицают наличие в обществе единой воли народа как основы для деятельности власти. Наличие единой воли народа невозможно, так как люди в своих действиях исходят из принципа не общественной, а личной пользы. Таким образом, общество рассматривается как совокупность социальных групп, стремящихся к реализации своих интересов.

Элитарная теория демократии. И. Шумпетер, последователь данной теории, использует обратную логику в доказательстве преимуществ своего подхода. Господствующая элита, избранная на определенный срок, принимает функции политического представительства интересов большинства населения, лишенного на этот же срок возможности действовать. Требования демократии определяют метод формирования институтов власти. И. Шумпетер отмечал: "Демократический метод - это порядок создания института для достижения политических решений, при котором отдельные (социальные силы) получают право на принятие решений посредством конкурентной борьбы за голоса народа".

  Теория социалистической демократии. В противоположность индивидуалистическим и групповым носителям власти в условиях демократии данная теория трактует ее как форму классового господства. Здесь можно выделить два направления в трактовке демократического правления- ортодоксальное (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) и реформистское (Э. Бернтштейн, К. Каутский).

В ортодоксальной интерпретации власть народа устанавливает только социалистическая демократия, но при коммунизме демократия, как принцип существования государства, отмирает вместе с государством.

Социал-реформаторы понимали демократию как определенную форму компромисса, соглашения разнородных социальных сил. Цели общества изменяются по мере изменения условий жизни личности. Каждая из этих моделей демократии имеет свои достоинства и недостатки. Как политический режим демократия менее всего подходит для радикального решения стратегических проблем, поскольку требует постоянного согласования интересов, проработки различных общественных альтернатив, толерантности.

Демократия  как сложная форма взаимоотношений  власти и граждан представляется уязвимой в изменяющихся условиях, но достаточно эффективной в высокоорганизованных, плюралистических обществах.

Авторитарный (от лат. "autoritas" - власть) режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой) при минимальном участии народа. Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, а также как разновидность общественных отношений.

 Характерные черты.

  • концентрация власти в руках политического лидера или определенных лиц;
  • наличие у государства лишь ключевых рычагов воздействия на общественную жизнь;
  • ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций;
  • отсутствие огромного репрессивного аппарата;
  • разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством;
  • наличие некоторых элементов демократии (выборов, парламентской борьбы).

 Авторитарный режим возникает в странах, где происходит смена общественного строя, сопровождающаяся резкой поляризацией политических сил; в странах, где наблюдаются длительные экономические и политические кризисы, преодоление которых демократическими средствами становится невозможным. Во второй половине XX века авторитарные режимы возникли в ряде освободившихся от колониализма стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Информация о работе Теория политической системы