Теория политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 01:18, контрольная работа

Описание

Элементы политических знаний зародились еще в Древнем мире. Своеобразным было понимание политических процессов в Древнем Египте, Индии, Китае. Дошедшие до нас «Законы Хаммурапи» (середина XVIII века до н.э.) свидетельствуют о том, что политическая жизнь уже в тот период была относительно развитой: имелось соответствующее административное деление общества, государственность, законодательство.

Содержание

введение
3
1.Теория политической системы
4

Структура, функции и типы политической системы
10

Государство в политической системе общества
14

Политический режим
21

Работа состоит из  1 файл

контрольная теория политической системы 1.doc

— 329.00 Кб (Скачать документ)

Для политической системы общества важное консолидирующее значение имеет суверенный характер государственной власти. Только государство имеет право выступать внутри и вне страны от имени народа и общества. Вхождение политической системы конкретного общества в мировое политическое сообщество во многом завысит от реализации суверенных качеств государства.

6. Политическая система  в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической! и психологической ауры находится в постоянном движении. Все ее элементы и компоненты работают как бы в равной степени, увязывая, согласовывая интересы социальных групп, вырабатывая политические решения. Когда же возникают чрезвычайные общественные ситуации (происходят стихийные бедствия, изменяется форма правления или политический режим), особая роль в разрешении их отводится государству. Причем в этом случае речь идет не просто о государстве, а о его субстанциональном проявлении — государственной власти. Только законная государственная власть может обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.

Место и роль государства  в политической системе общества

Характеризуя роль и место государства  в политической системе общества следует исходить, прежде всего, из того, что оно - в любой стране и на любом этапе развития общества - выступает как самая массовая и самая всеобъемлющая организация. Оно объединяет или стремиться объединить вокруг себя  различные слои населения.

В конституциях и других законодательных актах оно стремится  определить себя как сообщество всего  народа, объединение, действующее ради всеобщего блага. Это стремление закреплялось и в Конституции  СССР 1977г. (ст. 1 “Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны”), и в Конституции Российской Федерации 1993 года (ст. 2 “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”, ст. 3 “…единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ”), и в Конституции США (“Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки”).

Аналогичные стремления выражать волю всего народа проявляли  себя и в конституционных актах  других государств. “Народ” при  этом зачастую является только социальным фоном, за которым скрывается реальная государственная власть, принадлежащая определенному классу, социальному слою или правящей группировке. В реальности же именно те, в чьих руках находится государственная власть, являются реальными творцами внутренней и внешней политики.

 

Особое место и роль государства в политической системе общества определяется еще и тем, что в его руках находятся огромные материальные и финансовые ресурсы. В некоторых странах оно является монопольным собственником основных средств и орудий производства, что особенно ярко  проявлялось во внутриполитической деятельности бывших социалистических стран. Так,  в СССР  в исключительной собственности государства находились земля, ее недра, леса и воды, а также основные средства производства в промышленности, банки, средства связи, основной жилищный фонд и т.д., иное имущество, необходимое для осуществления государственных функций.

Основное отличие государства  от других политических институтов общества состоит прежде всего в том, что  ему принадлежит высшая власть в  обществе. Его властная сила универсальна: она распространяется на все население и общественные партии данной страны; она держится на прерогативах - полномочиях отмены всякой другой власти, а также на наличии таких средств воздействия, которыми никакие другие общественные организации, кроме нее, не располагают. К таким средствам воздействия относятся законодательство, аппарат чиновников, армия, суд и т.д.

Политические партии и массовые общественные организации  также могут иметь свои постоянно  действующие аппараты, которые призваны обеспечивать их нормальное функционирование. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в свое структуре, например,  таких органов, которые призваны охранять действующую в обществе правовую систему  -  органов милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры  и т.п., функционирующих в интересах всех членов общества.

Среди различных элементов  политической системы государство  выделяется еще и тем, что располагает  разветвленной системой юридических  средств, которые дают ему возможность  управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая соответствующими полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативно-правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Достигается это  по-разному - путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществлением постоянного контроля за точным осуществлением этих актов, применением в необходимых случаях мер государственного принуждения.

Наконец, государство  обладает суверенитетом. Суверенность политической власти выступает как один из признаков государства. Его содержание заключается в верховенстве этой власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимом поведении страны (государства) на внешней арене.

Итак, государство – это политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление политическими процессами на определенной территории.

Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения.11

С момента  его возникновения государство  неоднозначно трактовалось в истории политической мысли. Выдвигались самые разнообразные причины возникновения и существования государства: в теологической теории это – Божественная сила; в договорной – сила разума, сознания; в психологической – факторы психики человека; в органической – социально-экономические факторы; в теории насилия – военно-политические факторы. В литературе выделяются факторы, влияющие на образование государства: географические, этнические, демографические, информационные. Возникновение государственности обусловлено причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо в качестве главной, определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения социально-экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей.

Функционирование политической системы общества осуществляется на основе правовых норм. Все организационные структуры политической системы действуют в рамках и на основе законов, которые образуют правовой фундамент государственной и общественной жизни.

Конечно, названные особенности не исчерпывают  всей специфики государства как  элемента политической системы общества на фоне всех других ее структурных  элементов. Но они дают общее представление о государстве, а также о факторах, определяющих место и роль государства в политической системе общества.

 Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Они подразделяются на внутренние и внешние.

 Внутренние функции: экономическая; социальная; организаторская; правовая; политическая образовательная; культурно-воспитательная.

 Экономическая функция государства выражается в организации, координации,     регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики,  создания стимулом экономического роста или осуществления санкции.

Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; в предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; в страховании жизни, собственности, здоровья.

Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов.

Культурно-воспитательная функция направлена на создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения их к достижениям мировой художественной культуры, возможности самореализации в творчестве.

Политическая  функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса, отвечающего потребностям и чаяниям широких слоев населения, или поддержании политического господства класса-собственника.

Экологическая функция. С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим рационального природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению здоровой, нормальной среды обитания.

«3. Внешние функции - функции взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, культурной, торговой областях с другими государствами, функция защиты от внешних угроз -обороны страны

 

Среди основных признаков  государства называют следующие:

1. Территория как  очерченное границами место расположения  государства. Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени, вероисповеданию.

2. Человеческим измерением  государства выступает население,  имеющее статус граждан или  подданных. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения ( возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особою действенность государственной власти).

3. Публичная власть, выступающая от имени всего  населения и преследующая всеобщие  интересы. Публичная власть выделена из общества и не совпадающая с населением страны, материализованной в специфических принудительных учреждениях и распространяющаяся на всю территорию страны и на всех находящихся там лиц ( государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть – это чиновники, армия, полиция, тюрьмы).

4. Суверенитет над  территорией, предусматривающий  верховенство только одной власти  над определенной территорией , неделимость его с властью другого государства и независимость в международных отношениях.

5. Национальная система  законодательства. Государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства.

6. Национальная налоговая  система.  Система налогов, податей, займов необходима для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной, для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью.

Существуют и некоторые  другие признаки государства, которые  дополняют перечисленные. Имея сходные  признаки, государство вместе с тем  существует в разных формах. Критериями их выделения являются форма правления, тип административно-территориального устройства и характер политического режима.

Выделяют  структуру государства:

По разделению власти: 1. система законодательных( представительных) учреждений;

2. исполнительно-распорядительные органы;

3. судебные органы.

По выполняемым функциям. Органы, осуществляющие внутренние функции:

охрана правопорядка, безопасности ( милиция, суд, прокуратура);

социально-экономическое  регулирование( финансово- налоговый  аппарат, органы связи, коммунальной службы, транспорта;

духовное производство( учреждения образования, культуры, органы информации).

Органы, осуществляющие внешние функции: вооруженные силы, разведка, органы межгосударственных отношений.

 

Выделяют понятие типология государств.

  Типология государств - это их специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

 При формационном подходе главным критерием являются социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. Достоинства формационной типологии:

  • использует плодотворную идею делить государства на основе социально- 
    экономических факторов, которые действительно влияют на общество;
  • показывает поэтапный, естественно-исторический характер развития 
    государства.

Недостатки: формационная типология однолинейна и характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и не всегда "вписывается" в начерченные для нее схемы;

• недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные. 
культурные).12

При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические.

Информация о работе Теория политической системы