Теория политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 01:18, контрольная работа

Описание

Элементы политических знаний зародились еще в Древнем мире. Своеобразным было понимание политических процессов в Древнем Египте, Индии, Китае. Дошедшие до нас «Законы Хаммурапи» (середина XVIII века до н.э.) свидетельствуют о том, что политическая жизнь уже в тот период была относительно развитой: имелось соответствующее административное деление общества, государственность, законодательство.

Содержание

введение
3
1.Теория политической системы
4

Структура, функции и типы политической системы
10

Государство в политической системе общества
14

Политический режим
21

Работа состоит из  1 файл

контрольная теория политической системы 1.doc

— 329.00 Кб (Скачать документ)

Тоталитарный  режим - это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом. Государство поглощает все общество и конкретного человека. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Его широко использовал Муссолини, который придавал ему положительный смысл в своей теории «органистского государства» (stato totalitario), олицетворявшего мощь официальной власти и призванного обеспечить высокую степень сплочения государства и общества.13

 Признаки  тоталитарного режима.

• государство стремится к глобальному господству над всеми сферами 
общественной жизни, к всеохватывающей власти;

  • общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого; в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа; монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей14;
  • абсолютная "правовая", а точнее антиправовая, регламентация обще- 
    ственных отношений, которая базируется на принципе "дозволено толь- 
    ко то, что прямо разрешено законом";
  • государственная власть формируется бюрократическим способом, по 
    закрытым от общества каналам, окружена непроницаемой стеной и 
    недоступна для контроля со стороны народа;
  • доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор; 
  • господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;

• права и свободы человека и гражданина носят декларативный, фор- 
мальный характер, отсутствуют веские гарантии их реализации;

  • экономической основой выступает крупная собственность: государственная, монополистическая, общинная;
  •  наличие одной официальной идеологии, плюрализм фактически устранен; 
    централизация государственной власти в руках диктатора и его окружения;
  • невозможность контроля со стороны общества за деятельностью репрессивных государственных органов;

• государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

Чем отличается авторитарный режим от тоталитарного?

 Одно из различий связано с пониманием цели, исторического назначения режима. Тоталитаризм связан с утопической идеей. Авторитарные же режимы не ставят задач коренного, революционного переустройства общества. Их цель выполнить конкретную задачу, а именно – вывести страну из исторического тупика.

Если в тоталитарном обществе устанавливаются всеобщий контроль и насилие, то авторитаризм предполагает наличие сфер общественной жизни, недоступных государственному контролю. Принцип тоталитарного общества - "разрешено то, что приказано властью", а авторитарного - "разрешено то, что не имеет отношения к политике".

В тоталитарном обществе существует систематический террор по от 
ношению к противникам, а в авторитарном обществе проводится так- 
тика избирательного террора, направленного на предотвращение воз- 
никновения оппозиции.

В тоталитарном обществе от власти требуется всемогущество, а от людей – послушание и скромность. («не высовываться»). При авторитаризме от власти требуется компетентность, а от людей послушание и профессионализм. 
В западной политической науке тоталитаризм имеет следующие признаки

  • единственная массовая партия;
  • монопольно существующая и признанная всеми идеология;
  • монополия на средства массовой информации;
  • монополия на средства вооруженной борьбы;
  • террористический контроль со стороны политической полиции;
  • централизованная система контроля и управления экономикой.

Один из важных признаков, абсолютная концентрация власти в руках вождя, опирающегося на властвующую партию,- принцип вождизма или фюрерства. Отражает низкий уровень развития демократического сознания, возникает как выражение потребности в символе нации в условиях социальной нестабильности.

Форма государства  - это способ организации политической власти, 
охватывающий форму правления, форму государственного устройства 
и политический режим.

 

Форма государства определяет - кто  и как правит в обществе, как  устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

От формы государства  зависит сама политическая жизнь  в обществе, устойчивость государственных институтов.

 Элементы формы государства:

 форма правления. Характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;

 форма государственного устройства. Отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные;

 политический (государственный) режим. Представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политический (государственные) режимы.

Форма государственного правления - это элемент формы государства, 
характеризующий организацию верховной государственной власти, 
порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. 
В зависимости от положения главы государства формы правлении под 
разделяются на монархии и республики

 

Форма правления характеризует  способ организации государственной  власти в центре и на местах. По этому критерию выделяются монархии и республики.

 Монархия (от грсч. "единовластие") - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства- монарха (короля, царя, шаха, императора). Признаки монархии:

власть перелается по наследству;

осуществляется бессрочно;

не зависит от воли населения.

Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государства является монарх, и ограниченными, в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие его власть.

 Республика (от лат. "государственные, общественные дела") - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от воли избирателей или представительного органа. Признаки республики:

выборность власти;    

срочность;

зависимость от воли избирателей.

 В зависимости от  того, кто формирует правительство,  кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются па президентские, парламентские и смешанные.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Президент наделяется правом отлагательного вето (от лат. "запрет") на решения законодательного органа.

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и отвечает перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства, конкретного министра.

Официальной главой государства  является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функции главы государства в конституционных монархиях. Реальной главой государства выступает руководитель правительства.

Смешанные республики (полупрезидентские, полупарламентские). Их характерной чертой является двойная ответственность правительства и перед президентом и перед парламентом. Президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства является президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства председательствует на заседании кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения бюджета страны, а также посредством правом вынесения правительства вотума недоверия

Территориально-административное устройство представлено в трех основных формах: унитарного государства, федерации  и конфедерации, которые различаются по принципам и способам территориальной организации, взаимоотношениями центра и регионов.

 Государственное устройство России исторически складывалась так, что сочетало в себе элементы унитарного государства, федерации и конфедерации.

Унитарным оно было с точки зрения применения власти. Унитарное-это единое государство, с единой конституцией и гражданством, единой системой высших органов власти, права и судопроизводства. Функционирует единая система законодательства, единая правовая и денежная системы.

 Федеративным оно могло считаться потому, что создавалось нередко на базе договоров как союзное, то есть народ вступал в Российскую империю (или Советский Союз).

Федерация - это такое государство, которое имеет в своем составе государственные образования (республики, штаты, кантоны, провинции, земли), обладающие определенной самостоятельностью, со своим административно-территориальным делением и законодательством.

В федерации имеются  высшие федеральные органы власти и  высшие органы власти на уровне субъектов федерации. В федерации существуют два уровня власти: федеральный и республиканский. Полномочия органов власти обоих уровней разграничены федеральной конституцией. Для федерации характерно наличие двойной правовой системы, двойного гражданства, двухпалатного парламента, одна из палат которого представляет интересы субъектов федерации, а вторая - общенациональные интересы.

  Конфедеративным было потому, что некоторые государства сохраняли 
за собой право выхода или добивались этого права различными спосо- 
ми, в том числе с помощью международного сообщества, как,  
например, Польша и Финляндия. 

Конфедерация- достаточно рыхлое объединение государств. Они существовали в определенные исторические периоды в ряде стран, но очен быстро распадались и становиль федерацией. На практике конфедерация являет собой союз нескольких независимых государств, объединяющихся для проведения единой политики в определенных целях. В конфедерации отсутствует единый высший законодательный орган, единое гражданство, а страны –участницы конфедерации в полном объеме осуществляют международную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Любая политическая деятельность в конечном счете так или иначе  связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие  факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования. Но аксиомой является то, что квинтэссенцией результата политической деятельности людей и их объединений выступает государственная власть.15 И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осуществления декларативных или тайных целей. Самое существенное в государстве — не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому чрезвычайно важным для всего общества является создание четкого, бесперебойно работающего правового механизма образования и осуществления государственной власти.

В соответствии с Конституцией страны Россия является демократическим, федеративным, светским, правовым, социальным государством с республиканской формой правления. Соответственно и политическая система с конституционной точки зрения относится к разряду демократических. Вместе с тем на практике в современных условиях политическая система страны переживает переходный процесс трансформации из авторитарной в демократическую. Аналогичным образом обстоит дело и с основным институтом политической системы – государством. В России наблюдается процесс становления президентско-парламентской республики с сильной властью главы государства. Также в процессе формирования находится административно-территориальное устройство страны. Речь идет о становлении в России конституционной федерации, отличающейся от договорной тем, что в ней не предусмотрено отделения от федерации территории того или иного регионального субъекта. Наконец, по характеру политического режима Россия может быть отнесена к демократическому государству. Правда, по мнению многих политологов, скорее, речь может идти пока о полуавторитарном-полудемократическом государстве.

Информация о работе Теория политической системы