Консерватизм и неоконсерватизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 23:48, реферат

Описание

Можно проследить две тенденции в развитии консерватизма: первая восходит к французским мыслителям Ж. де Местру и Л. Бональду, а вторая к английскому мыслителю Э. Берку (в англосаксонских странах).1 В целом как тип общественно-политической мысли и идейно-политическое течение консерватизм отражает идеи, идейные установки, ориентации, ценности тех классов, фракций и социальных групп, положению которых угрожают объективные тенденции общественно-исторического и социально-экономического развития, тех привилегированных слоев, которые испытывают все возрастающие трудности и давление со стороны не только демократических сил, но и наиболее динамичных фракций имущих слоев населения.

Работа состоит из  1 файл

Консерватизм и неоконсерватизм.docx

— 44.68 Кб (Скачать документ)

Консерватизм  и неоконсерватизм

 

 

Введение

 

 

Консерватизм, как таковой, представляет собой комплекс идей, концепций, социально-философских  и идеологических ориентаций, установок, ценностей относительно общества, государственно-политической системы, место в них отдельного индивида. В процессе своего формирования и дальнейшей эволюции консерватизм вобрал в себя различные идеи, концепции, доктрины.

Можно проследить две тенденции в развитии консерватизма: первая восходит к французским мыслителям Ж. де Местру и Л. Бональду, а вторая к английскому мыслителю Э. Берку (в англосаксонских странах).1 В целом как тип общественно-политической мысли и идейно-политическое течение консерватизм отражает идеи, идейные установки, ориентации, ценности тех классов, фракций и социальных групп, положению которых угрожают объективные тенденции общественно-исторического и социально-экономического развития, тех привилегированных слоев, которые испытывают все возрастающие трудности и давление со стороны не только демократических сил, но и наиболее динамичных фракций имущих слоев населения. Но не редко консерватизм был своего рода защитной реакцией тех средних и мелких предпринимателей, которые испытывают страх перед будущим. Консерваторы умело используют глубинные традиционалистские и ностальгические тенденции, характерные для психологии массовых слоев населения. Консерватизм апеллирует не только к буржуазии, но и к отдельным группировкам из других классов (фермерам, лавочникам и т.д.). Большое значение имеет и то, что консерватизм выдвигается в контексте религиозной социальной философии, как правило претендующей на внеклассовость.

Во второй половине ХХ в. социально-экономические  и политические изменения в мире заставили консерваторов перейти  к требованиям укрепления порядка  и законности, сделать упор на противостояние любым начинаниям, способным подорвать  стабильность политической системы  и уменьшить власть представителей крупного капитала.

Неоконсерваторы выступают  сами инициаторами перемен. В этом плане неоконсерваторы  проявили изрядную степень  гибкости и прагматизма, умение приспосабливаться  к создавшимся условиям. Они четко  уловили настроение широких масс населения, требующих принять меры против застоя в экономике, безработицы, стремительно растущей инфляции, расточительства государственных средств, негативных явлений в социальной жизни.

Мы остановимся более  подробно на таком направлении политической идеологии, как консерватизм и затронем неоконсерватизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и  сущность консерватизма как идейно-политического  течения

 

Термин «консерватизм», который  дал название одному из наибо­лее  влиятельных идейно-политических течений, произошел от анг­лийского слова conserve (сохраняю, охраняю). Первоначально  этот термин употреблялся как обозначение  идеологии феодально-арис­тократической реакции на французскую буржуазную революцию конца XVIII в. В Англии он получил официальное признание  в 20-30-х гг. XIX в применительно к  сторонникам партии тори, приверженцам существующих устоев. Примерно в это  же время им начали пользоваться в  Соединенных Штатах.

В научных исследованиях  консерватизм трактуется как политическая идеология, ориентированная на сохранение и поддержание исторически сложившихся  форм государственной и общественной жизни, в первую очередь ее морально-правовых основ, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности.

Следуя концепции, предложенной К. Мангеймом, многие уче­ные понимают консерватизм как осознанный, теоретически аргу­ментированный традиционализм. По мысли исследователя русского консерватизма  В. Гусева, «консерватизм представляет собой тип политической мысли, политическую идеологию, главным систематизирующим  принципом которых выступает  принцип следования социальной традиции». Сторонники такого подхода не без  оснований полагают, что идеология  консерватизма основывается на психологическом  типе личности, которому присущи подчинение авторитету, ригидность мышления, антирационализм.

В интерпретации американского ученого Р. Таккера консерватизм - это «политическая идеология, ориентированная на сохранение и поддержание сформировавшихся форм государ­ственной и общественной жизни».

К числу основных ценностей  консерватизма обычно относят:

Ø  необходимость социальной иерархии (ранжирование общества);

Ø  признание несовершенства человеческой природы и вследствие этого обязательность цивилизующей роли церкви, семьи и школы;

Ø  культ сильного государства;

Ø  стремление к постепенности и осмотрительности в проведении политических преобразований;

Ø  приоритет цело­го (государства, народа, нации) над частью (сословием, индивидом);

Ø  враждебность рационализму и индивидуализму.

Со времен отцов-основателей  консерватизма его антиценностями являются ин­дивидуализм, социальное и имущественное равенство, атеизм, мо­ральный релятивизм, культ разума, революционаризм.

Один из ведущих исследователей консервативной мысли Р. Кирк сформулировал  следующие шесть принципов («канонов») консерватизма:

1) вера в божественность законов, которые управляют обществом;

2) осознание неизбежности  социального разнообра­зия как  антитезы единообразию и эгалитаризму;

3) убежденность в необходимости  обеспечения в цивилизованном  обществе порядка и сохранения  классовой структуры;

4) понимание неразрывности  свя­зи между частной собственностью  и свободой;

5) вера в приоритет­ность  традиций над предрассудками  и проявлениями анархии;

6) признание нетождественности  изменений и реформ, эффективно­сти  только осмысленного реформирования.

При различном понимании  специфики консерватизма большин­ство западных (прежде всего американских) исследователей рас­сматривает его  как противоположность либерализму.

Трудности в определении  основного содержания консервативной идеологии порождаются и причинами, связанными с эволюци­ей этого идейного течения.

Во-первых, с течением времени  произошла инверсия значений либерализма  и консерватизма. Так, принципиальные положения классического либерализма - требования свободы, рынка и ограни­чения государственного вмешательства в  экономику - сегодня рас­сматриваются как консервативные. В то же время  идея централизо­ванной регулирующей власти государства, ранее выдвигавшаяся  консерваторами, стала важным компонентом  либерального со­знания.

Во-вторых, имеет место  внутренняя гетерогенность идеологии  консерватизма. Она включает разные направления, объединенные общей функцией - оправдания и стабилизации устоявшихся  обще­ственных структур Носителями идеологии консерватизма являются социальные группы, слои и классы, заинтересованные в сохранении традиционных общественных порядков или в их восстановлении.

В консерватизме обычно выделяют три течения - традицио­налистское, либертаристское и неоконсервативное (или либерал-консервативное). Они  взаимодействуют между собой, образуя  сложноструктурное целое, обозначаемое понятием «современный консерватизм».

2. Традиционалистское течение

 

Традиционалистское течение  было исторически первым, поло­жившим  начало консерватизму. Основатели этого  идейного течения - англичанин Эдмунд Берк (1729-1797), французы Жозеф де Местр (1753-1821) и Луи де Бональд (1754-1840) по своей социально-классовой принадлежности выражавшие главным образом интере­сы  феодально-аристократических кругов потерпевших поражение во время  Великой французской революции. Их труды и прежде все­го вышедшая в 1790 г. книга Э. Берка «Размышления о революции во Франции» являлись реакцией вытесняемых с исторической аре­ны классов и слоев на идеи Просвещения и французской буржуаз­ной  революции. Этим идеям противопоставлялись традиции, пре­емственность, эволюционность и порядок.

В трудах Э. Берка наличествуют две главные идеи, оказавшие влияние  на развитие консерватизма:

1) традиционализм, в соответствии  с которым политический строй  понимается как продукт исто­рии  и передачи от поколения к  поколению;

2) органицизм, согласно которому  политическая мудрость состоит  в постоянном изучении традиции  и нравов.

Система воззрений основателей  консерватизма основывалась,

во-первых, на приоритете преемственности  над инновациями;

во-вторых, на признании незыблемости исторически сложившихся форм государственной  и общественной жизни, воплощенных  в на­ции, религии морали, семье, собственности;

в-третьих, на культи­вировании идеи ранжирования общества в противовес идее равен­ства.

Эти принципы отрицали либеральный  дух индивидуальной свободы, который, по мнению консерваторов, разрушал целост­ность человеческого сообщества.

Важное место в трудах этих мыслителей занимало понятие «традиционализм». В противоположность идеям Просвещения  тра­диция получает у них приоритет  над разумом, поскольку подчине­ние  ей означает действие в соответствии с естественным ходом ве­щей и  вековой мудростью.

Традиционализм должен определять содержание реформ, прове­дение которых  не нарушало бы естественный ход вещей. При этом выделяются два основных вида реформ:

Ø  реформы, направленные на восстановление традиционных прав и принципов и

Ø  превентивные реформы, нацеленные на предотвращение революций.

В вопросе о соотношении  традиции и изменения Э. Берку  при­надлежит следующее суждение: «Государство, которое не в силах ничего изменить, не способно себя сохранить». Иными  словами, естественным пределом опоры  на традицию, по мнению Э. Берка, выступает  потребность в частичных изменениях ради поддержания жизнеспособности системы.

Э. Берк старался учитывать  фактор изменений как нечто по­стоянное. Наилучшим средством сопротивления  неожиданным вы­зовам ему представлялось опережение их путем своевременной  адаптации к смене обстоятельств, т. е. исключение самой неожидан­ности.

У Жозефа де Местра тенденция  к охранительности выражена сильнее, чем у Э. Берка. Если последний  стремился опережать нео­жиданное развитие событий путем принятия превентивных мер, направленных на приспособление к смене обстоятельств, то для  Ж. де Местра изменения ассоциировались  с дискомфортом, потерями и страданиями, отражавшими его личные впечатления  и опыт.

Жозеф де Местр и Луи  де Бональд, классики аристократическо­го  консерватизма, отвергали республику и противопоставляли ей традицию и авторитет. Ядром политических взглядов Ж. де Местра явилась идея эквилибра, понимаемого как создание статического равновесия в политической и духовной жизни на базе теократии. Л. де Бональд не отдавал предпочтения ни светской, ни религиоз­ной власти, выдвигая идею союза религиозного и политического  общества.

Со второй половины XIX в. консерватизм начал ориентировать­ся на защиту интересов  буржуазии. В 1871 г. О. Бисмарк оказал зна­чительную помощь правительству  Тьера в подавлении Парижской  Коммуны. Принятием репрессивного  «исключительного закона» против социалистов (1878-1890) и программой социального  законо­дательства (обязательное страхование  для некоторых групп рабо­чих) он пытался воспрепятствовать росту  революционного рабочего движения. Консервативная партия Великобритании первоначально  выражала интересы аристократов-лендлордов, а с 1870-1880 гг. - все более широких  кругов колониально-банковской и крупной  промыш­ленной буржуазии. К началу XX столетия объективные предпосыл­ки существования традиционного консерватизма  были в основном исчерпаны.

С развитием модернизационных процессов, сокращением тра­диционных  социальных групп и становлением основных классов индустриального  общества консервативная идеология  лишилась своего охранительного пафоса. На основе консервативной идеоло­гической  традиции формировались течения, которые  ориентирова­лись на разные модели политического  поведения и представляли собой  результат синтеза с либерализмом.

Наиболее известным представителем традиционного консерва­тизма в XX в. был американский ученый Р. Керк (1918-1994), опуб­ликовавший в 1953 г. книгу «Консервативное  мышление». Развивая традиционалистские принципы, он утверждал, что в революцион­ные эпохи люди часто увлекаются новизной, но затем устают от нее и тянутся  к старым принципам. История трактуется как цикличе­ский процесс смены  эпох. Период после Второй мировой  войны оценивается как наиболее благоприятный для консерваторов. На них, по его мнению, легло бремя  ответственности за судьбу христиан­ской  цивилизации, и они в силах  справиться с этой задачей.

В публикациях Р. Керка  утверждается, что, поскольку природа  человека неисправимо повреждена, мир  нельзя улучшить посред­ством политической деятельности. Консерваторы-традиционалисты  должны стремиться обеспечить широкий  национальный консенсус, апеллируя  к традиционным представлениям и  предрассудкам, авто­ритету и религии. Социальную и экономическую проблематику сле­дует переводить в религиозно-этическую  плоскость.

Информация о работе Консерватизм и неоконсерватизм