Избирательный процесс как инструмент формирования представительных органов власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 21:41, курс лекций

Описание

Процессуальное осуществление субъектами своих прав и обязанностей является основным содержанием норм избирательного права, подавляющее большинство которых являются процессуальными. Избирательный процесс можно определить как направленную на избрание депутатов и выборных должностных лиц деятельность субъектов избирательного права по реализации закрепленных процессуальными нормами юридических прав и обязанностей путем осуществления в определенной последовательности избирательных действий.

Работа состоит из  1 файл

Избирательный процесс.docx

— 39.93 Кб (Скачать документ)

3.Проведение  выборов (избирательный  процесс)

Проведение выборов  состоит из нескольких стадий, последовательно  сменяющих одна другую от момента  назначения даты выборов до объявления о результатах голосования. Это  и есть избирательный процесс, представляющий собой сложную систему правоотношений, в которых участвуют избиратели, средства массовой информации, политические партии, общественные организации и  государственные органы по проведению выборов.

Основные стадии избирательного процесса жестко регулируются законодательством и другими  нормативными правовыми актами. Это  объясняется необходимостью исключить чей бы то ни было волюнтаризм, способный порождать конфликты и задержки в развитии процесса. Демократические выборы проходят под пристальным наблюдением общественности, которая весьма болезненно реагирует на любые отступления от законности.

Использование Государственной автоматизированной системы (ГАС) ≪Выборы≫ при подготовке и проведении выборов и референдума  является одной из гарантий реализации прав граждан РФ на основе обеспечения  гласности, достоверности, оперативности  и полноты информации о выборах  и референдуме. ГАС ≪Выборы≫ используется для электронного наблюдения за ходом и установлением итогов голосования путем передачи данных от нижестоящих комиссий вышестоящим комиссиям, а отдельные ее технические средства — для подсчета голосов избирателей,

участников референдума. Эти данные, полученные через ГАС ≪Выборы≫, являются предварительной, не имеющей юридического значения информацией, если иное не установлено законом. С началом избирательного процесса ≪правила игры≫, т. е. порядок проведения и условия выборов, меняться не могут, поскольку с момента, когда избирательные правоотношения уже возникли, любые попытки изменить ту или иную норму избирательного закона во имя защиты прав какой-то части избирателей на деле ведут к нарушению прав других избирателей, уже включившихся в избирательную кампанию.

Составление списков избирателей. Включение гражданина в список избирателей или участников референдума служит основанием для его участия в голосовании. В ряде стран такие списки составляются на основе добровольного обращения лиц в соответствующие государственные органы, но это приводит к сокращению электората, так как многие граждане по разным причинам в этих органах не регистрируются. В Российской Федерации в списки избирателей включаются все граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Следовательно, для того чтобы быть включенным в список избирателей, гражданину не требуется обращаться в государственный или муниципальный орган, так как список составляется официальным

органом по обязанности. Список избирателей составляется главой местной администрации на основании  сведений, предоставляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан  по месту жительства или пребывания. Основанием для регистрации избирателей  на конкретном избирательном участке  является факт проживания гражданина РФ на территории этого участка, а  также временного пребывания или  наличия открепительного удостоверения. Гражданин РФ может быть включен  в список избирателей только на одном  избирательном участке, участке  референдума. Это исключает возможность  плюрального вотума, т. е. голосования  на нескольких участках в связи с  наличием, например, частного домовладения на разных территориях. Основания и  порядок составления списков  избирателей устанавливаются законодательно. Для того чтобы граждане успели до выборов устранить любые недоразумения, установлено, что список избирателей  представляется для всеобщего ознакомления за

20 дней до  дня выборов. Каждый гражданин  Российской Федерации, обладающий  избирательным правом, вправе заявить  в участковую избирательную комиссию  о невключении его в список  избирателей, а также о любой  ошибке или неточности в списке  избирателей. В течение 24 часов,  а в день голосования — в  течение двух часов участковая  избирательная комиссия обязана  проверить заявление и либо  устранить ошибку, либо дать заявителю  письменный ответ с указанием  причин отклонения заявления.  Решение участковой избирательной  комиссии может быть обжа-

ловано в вышестоящую  избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в  суд, которые обязаны рассмотреть  жалобу в трехдневный срок, а в  день голосования — немедленно. Этот механизм, обычный в своих  основных чертах для большинства  демократических стран, призван  гарантировать гражданам осуществление  их активного избирательного права. Целям исключения возможности злоупотреблений  служит правило, согласно которому вносить  изменения в списки избирателей  после окончания голосования  и начала подсчета голосов избирателей  законом запрещается.

Образование избирательных округов  и участков. Для проведения выборов образуются избирательные округа и участки. Округа образуются на основании данных о численности зарегистрированных избирателей. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе (схема образования округов) определяются соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который

должны быть назначены выборы, и утверждаются соответствующим представительным органом. Избирательные округа образуются при соблюдении определенных требований. Так, должно быть обеспечено примерное  равенство избирательных округов  по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы  представительства избирателей  в труднодоступных и отдаленных местностях. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается  примерное равенство числа избирателей  на депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней  нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских  мандатов в данном округе, не может  превышать 10%, а в труднодоступных и

отдаленных местностях — 15% от средней нормы представительства избирателей. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта РФ, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов. Данные требования могут не соблюдаться при выборах в федеральные государственные органы в случае, если федеральными законами устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта РФ. Избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением анклавных территорий. При соблюдении законных требований образования избирательных округов учитывается административно-территориальное деление. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей избирательный округ разбивается на избирательные участки. Эти участки образуются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях — не позднее чем за три дня до дня голосования; такие избирательные участки входят в избирательные округа, округа референдума по месту их расположения или по месту приписки судна. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут образовываться только в случаях, установленных законом. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующим главой местной администрации не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

Избирательные комиссии. Эти комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан, а также осуществляют подготовку и проведение выборов. Такими комиссиями являются:

• Центральная  избирательная комиссия РФ;

• избирательные  комиссии субъектов РФ;

• избирательные  комиссии муниципальных образований;

• окружные избирательные  комиссии;

• территориальные (районные, городские и др.) избирательные  комиссии;

• участковые комиссии.

Избирательные комиссии также действуют в качестве комиссий референдума. Все избирательные комиссии действуют на правовой основе. Так, полномочия и порядок деятельности Центральной избирательной комиссии РФ и иных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти устанавливаются федеральными законами. Что же касается деятельности избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов РФ и в выборные органы местного самоуправления, то она устанавливается федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

Важнейший принцип  деятельности избирательных комиссий всех уровней состоит в том, что при подготовке и проведении выборов в пределах своей компетенции они независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Этот принцип призван исключить любое вмешательство властей в деятельность комиссий, а следовательно, повлиять на исход выборов. Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, кандидатов, избирательных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей, а также нижестоящих (соответственно уровню проводимых выборов) избирательных комиссий. Государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий, а также предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий. Формирование избирательных комиссий на каждом уровне происходит на соответствующей правовой базе. Формирование избирательных комиссий субъектов РФ осу-

ществляется законодательными (представительными) органами и высшими должностными лицами субъектов РФ на основе предложений политических партий, прежде всего тех, списки которых были на предыдущих выборах допущены к распределению мандатов в представительных органах, а также общественных объединений, органов местного самоуправления. Половина членов комиссии назначается законодательным органом, другая —высшим должностным лицом субъекта РФ (на основе предложений политических партий). Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях соответствующей избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и СМИ.

Выдвижение  и регистрация  кандидатов. Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям, а также лицам в порядке самовыдвижения с последующим сбором подписей в поддержку или внесением избирательного залога. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах (в случае утраты этого права регистрация

аннулируется). Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений принимаются  соответственно уровню проводимых выборов  на съездах политических партий, конференциях их региональных отделений, собраниях  местных отделений. Выдвижение кандидата  возможно при условии представления  лицом (каждым из выдвинутых лиц) письменного  заявления о согласии баллотироваться, в котором указываются сведения биографического характера, занимаемая должность, сведения о судимостях, гражданство, образование, основное место работы, сведения о размерах и источниках доходов, об имуществе, вкладах в банках и др. и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В поддержку кандидатов, выдвинутых от избирательных объединений, собираются подписи избирателей в порядке и количестве, определяемых законодательством. Максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа. Порядок сбора подписей и их проверки регулируется законом. Федеральным законом предусмотрено, что по усмотрению кандидата, избирательного объединения регистрация кандидата производится соответствующей избирательной комиссией не на основании представленных подписей избирателей, а на основании внесенного в избирательную комиссию этим кандидатом, избирательным объединением избирательного залога. Избирательный залог вносится исключительно из средств избирательного фонда. Размер избирательного залога составляет 15% от устанавливаемого законом предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения. Залог не возвращается в случае получения кандидатом менее 5% голосов избирателей, а для списка кандидатов — менее 3%. Выдвинутые кандидаты, списки подлежат регистрации избирательной комиссией. Основания для отказа в регистрации установлены в законе. Такие решения могут быть отменены судом. Решением суда регистрация может быть отменена в определенных случах (использование денежных средств помимо избирательного фонда, использование служебного положения, подкуп избирателей, призывы экстремистского характера, сокрытие судимости и др.). Регистрация списка аннулируется, если число кандидатов, снявших свои кандидатуры, превышает 25% списка на федеральных выборах или 50% на выборах в органы субъектов РФ и местного самоуправления. Кассационные жалобы на решения судов о регистрации рассматриваются судом не позднее дня, предшествующего дню голосования, а регистрация может быть отменена не позднее чем за два дня до дня голосования. Зарегистрированный кандидат обладает статусом, гарантированным законом. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в СМИ, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. Во время проведения выборов кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом. Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной

Информация о работе Избирательный процесс как инструмент формирования представительных органов власти