Избирательные технологии. Механизм организации и проведения избирательной кампании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 17:51, реферат

Описание

Свободные и честные выборы – обязательное условие и элемент демократии в любой стране. Успешное проведение выборов и признание обществом их результатов является важным признаком демократичности такого общества, его способности решать назревшие проблемы мирными политическими средствами.

Работа состоит из  1 файл

Новый реферат.docx

— 52.45 Кб (Скачать документ)

       В этом плане большое значение для развития избирательной системы имело введение в конце XIX в. так называемого «австралийского» бюллетеня, призванного обеспечить секретность голосования и уменьшить возможность для фальсификации результатов выборов. Примечательно, что до этого ставшего теперь общепринятым новшества каждая партия каждая партия отпечатывала свои собственные бюллетени, вносила в него лишь собственных кандидатов на каждую должность и привлекала партийных функционеров к распространению своих бюллетеней в избирательных участках. Это, во-первых, затрудняло секретность голосования, поскольку бюллетени партий отличались по цвету и партийные функционеры могли легко определить, кто как голосует, а значит, облегчало запугивание, подкуп избирателей. Во-вторых, поскольку в бюллетень вписывались имена кандидатов одной только партии, для избирателя весьма трудно было подать свой голос за кандидатов разных партий на разные должности.

      Официальный австралийский бюллетень  внёс существенные изменения  в процедуру голосования: бюллетени  имеют одинаковый цвет и включают  имена всех кандидатов на выборные  должности. Эта реформа способствовала  обеспечению секретности голосования и уменьшила возможности запугивания и подкупа избирателей. В то же время австралийский бюллетень давал избирателям возможность делать выбор на основе индивидуальных, а не коллективных достоинств кандидатов, отдавать свой голос тому или иному, не голосуя за остальных кандидатов той же партии. Поскольку все кандидаты на одну и ту же должность вписаны в бюллетень, избиратели более не были вынуждены выбирать сугубо партийный список [4, с. 249-250].

       Существуют различные формы и  пути выдвижения кандидатов. Например, в Великобритании любой претендент на выборную должность формально вправе участвовать в выборах в качестве кандидата, предварительно подав в соответствующий орган от своего имени заявление, подписанное кроме него самого ещё несколькими избирателями. Но всё же реально кандидаты почти исключительно выдвигаются партиями. Премьер-министр назначает дату выборов за два месяца до самих выборов. Как правило, руководители всех партий знают о дате выборов задолго до официального заявления премьер-министра и соответственно заранее готовятся к решающей пробе сил. Примерно такая же процедура существует в большинстве стран с парламентским режимом [14, с. 319].

    Как отмечает профессор Гаджиев К.С., как правило, в большинстве стран предвыборная агитация прекращается за сутки до открытия избирательных участков. Это делается для того, чтобы предоставить избирателям время и возможность самостоятельно обдумать и всесторонне взвесить свой выбор. Срок полномочий выборных должностных лиц ограничивается определённым, строго фиксированным в конституции периодом, как правило, от 2 до 6 лет в зависимости от страны и должности. Считается, что за определённые конституцией срок и порядок избрания должностных лиц достаточны для того, чтобы избранное лицо могло реализовать свою программу, обеспечить стабильность и преемственность политического руководства. Учитывается и то, что этот срок не настолько велик, чтобы политик мог забыть о предстоящих выборах и не помнить о своей ответственности перед избирателями [4, с. 252].

      Как отмечают Пугачёв В.П. и Соловьёв А.И., современные избирательные кампании обычно ведутся в соответствии с научными рекомендациями по чётко разработанному плану, состоящему из таких основных элементов, как анализ и оценка политической ситуации и уязвимых для кандидата мест, стратегия, тактика и график кампании, структура управлению ею и бюджет [10, с. 404].

      По мнению профессора Альфера С.А. и Чудакова М.Ф., определение целей избирательной кампании является начальным и одним из самых важных этапов в организации избирательной кампании. Специалисты по разработке избирательных технологий различают 2 группы целей:

    • цели участия партии и кандидатов от партии в избирательной кампании;
    • цели независимых кандидатов [1, с. 163].

     Постановка  целей существенно влияет на выбор  стратегии и тактики всей кампании. Даже внутри первой группы цели партии и кандидата могут быть различными. Если кандидат является членом политической партии, то его программа должна вытекать из программы партии, во всяком случае, не противоречить ей. В то же время сильная партийная структура может «раскрутить» своего кандидата и привлечь к себе новых сторонников. Это надо иметь в виду при определении целей избирательной кампании кандидата.

     Не  всегда цель участия политической партии в выборах – безоговорочная победа. Часто это проверка сил, приобретение опыта. В то же время как интересы отдельного кандидата (партийного или независимого) всегда связаны с надеждой на победу, желанием войти в политическую элиту, повысить свой социальный статус. Целью такой избирательной кампании может быть завоевание конкретного процента голосов избирателей.

       По мнению авторов Малкина Е., Альфера С.А. и Чудакова М.Ф., традиционно все вопросы, решаемые  в рамках избирательной кампании, относят либо к стратегии, либо к тактике. Проведение разделительной линии между стратегией и тактикой во многом является делом вкуса. Наиболее логичным, по мнению учёного Малкина, представляется отнести к стратегии содержательную часть избирательной кампании,а к тактике - коммуникативную часть. Другими словами, стратегия – это концепция ведения избирательной кампании, её общая направленность, определяющая порядок действий кандидата и его команды в реализации поставленной цели. Стратегия должна отвечать на вопрос: что нужно сказать избирателям; какую информацию необходимо довести до них, чтобы они проголосовали за соответствующего кандидата (партию), а тактика - как сказать; как, в какой форме и в какой последовательности довести необходимую  информацию[1, с. 170; 8,с.25].

     Невозможно  предложить универсальный образец  стратегии победы, как нельзя предугадать, что именно должно стать ключом к  успеху кампании. Но можно описать  общие подходы к разработке стратегии  и поиску эффективных методов  работы.

     Что лежит в основе стратегического  планирования?[1, с.170]

  1. Анализ ресурсов. Основные ресурсы избирательной кампании – время, люди, деньги. Без них участие в выборах превращается в пустые фантазии.
  2. Самооценка и оценка соперников. Сравнивая свои сильные и слабые стороны с положительными и отрицательными качествами конкурентов, кандидат может понять, в чём его преимущество, как предстать перед избирателями в лучшем свете, а чего не следует делать вовсе. Желательно также спрогнозировать возможные действия соперников, создать контраст между собой и оппонентом, используя различия в возрасте, профессии, жизненном опыте и в других характеристиках.
  3. Знание электората. Изучение электората предполагает ответы на вопросы: кто мои избиратели и почему они проголосуют за меня? Кто является моими потенциальными сторонниками и как привлечь их голоса? В соответствии с этим, кандидат либо выбирает линию поведения, которая наиболее соответствует ожиданиям электората, либо разрабатывает стратегию, нацеленную на то, чтобы стать максимально узнаваемым в округе и привлечь как можно больше избирателей на участки в день голосования.

       По мнению Альфера С.А., Чудакова  М.Ф., Гаджиева К.С. и Малкина  Е., смысл стратегического планирования заключается в том, чтобы, максимально точно определить сферу применения людских и материальных ресурсов, учесть свои возможности и использовать слабые стороны соперников. Стратегия всегда отвечает на вопросы: что мы должны сделать и каким образом можно добиться поставленной цели?

     По  мнению политологов Альфера С.А., Чудакова М.Ф. и Сучкова Е., формирование стратегии избирательной кампании включает в себя решение следующих вопросов [1, с. 172; 8, с. 29]:

     1. Сбор информации об избирателях округа и конкурентах. Применительно к федеральным избирательным кампаниям можно говорить об анализе состояния общества в целом. То, что для избирателей дорого, должно стать приоритетным направлением деятельности кандидата, а также войти в предвыборную программу и лозунг.

     2. Оценку конфигурации (расстановки  сил) избирательной кампании: выделение  групп избирателей, которые склонны  голосовать за каждого из конкурентов  (базовый электорат конкурентов), а также колеблющейся (подвижной)  части избирателей.

     3. Определение основной (ключевой) идеи  собственной избирательной кампании: определив несколько направлений деятельности, кандидат легко может сформулировать главную идею всей кампании. Чтобы идея дошла и запомнилась избирателю, её нужно выражать в лозунге. Удачно подобранный лозунг поработает за кандидата и дойдёт до адресата, повторяясь на листовках и плакатах, используемых во время встреч. Определение адресной группы (части избирателей, к которой будет обращена ваша агитация), но вместе с тем дифференцированный подход к работе с избирателями – не самоцель. Он лишь призван усилить влияние кандидата на разные категории жителей округа: закрепить позиции среди «своих», заинтересовать сомневающихся, обезоружить или даже переубедить сторонников других кандидатов.

     4. Формулировка основной и вспомогательных  тем кампании.

     5. Определение собственных действий по отношению к конкурентам.

     6.Подготовка образа (имиджа) кандидата и определение соответствующего имиджу стиль работы. Стратегический образ – то, что ждут от личности кандидата избиратели. Среди критериев, предъявляемых чаще всего к кандидату, избиратели называют: порядочность, честность, ответственность перед избирателями, знание местных проблем, доброту, справедливость, деловые качества, компетентность, эрудиция, образование. Задача кампании: максимально приблизить кандидата к стратегическому образу, а образ соперника максимально удалить от него. Одним из элементов формирования имиджа кандидата является его позиция по актуальным вопросам текущей политики, отношение к определённым должностным лицам и волнующим событиям. Немаловажную роль играет внешний вид кандидата и его манера держаться на людях, ораторские способности, коммуникабельность. Новичкам полезно знать, что их известность в округе должна приобретаться задолго до выборов. У политиков со стажем другая проблема – уже сформировавшийся имидж. Этот образ должен отвечать на вопрос: соответствует ли этот образ образу депутата, который нужен избирателям сегодня?

     Работа  над стратегией завершается подготовкой  кратких формулировок, отражающих: цели кампании; представление об основных соперниках; задачи по взаимодействию с союзниками; определившиеся адресные группы избирателей; ключевые проблемы округа; характеристику избранного кандидатом имиджа; основной лозунг кампании; важнейшие события и информационные поводы в период кампании; приоритеты в выборе форм работы [5; c. 437].

     После выработки, обсуждения, изменений и  дополнений, внесённых аналитической  группой в стратегию кандидата, можно приступать к тактике кампании и детальному планированию действий кандидата, расписанному по срокам и  учитывающему финансовые возможности  кампании.

     Тактика избирательной кампании

     По  мнению Альферова С.А. и Чудакова М.Ф., тактика избирательной кампании – это технология выполнения стратегических задач.

     Тактика определяется сформулированной стратегией, отражает взвешенное продуманное распределение  всех ресурсов, описывает какие конкретно  шаги и когда необходимо предпринять.

     Тактика избирательной кампании охватывает следующий круг проблем:

    1. организационная работа;
    2. график кампании;
    3. работа с избирателями;
    4. рекламная кампания;
    5. организация финансирования кампании [1, c.181].

     Планирование  избирательной кампании

     Руководитель  группы планирования (им может быть руководитель команды) определяет  сроки работы над планом, поручает определённым лицам подготовку отдельных разделов, фиксирует все идеи, назначает необходимые для совместного обслуживания встречи. Ближайшие помощники кандидата, члены команды должны чувствовать себя участниками планирования. Кандидат может привлечь к разработке плана тех, кто имеет опыт, специальные знания и способен внести свои идеи.

     По  мнению политолога Малкина Е., главное условие для принятия окончательного решения о целесообразности того или иного мероприятия – строгое следование стратегии и возможностям бюджета. Кандидат должен добиться объективного подхода к плану, сохраняя при этом согласие между членами команды.

     В процессе реализации плана возможны некоторые корректировки и дополнения, связанные с изменившейся ситуацией в округе, с тактикой соперников. На завершающей стадии формирования плана подвергните его критическому анализу [8, c. 38].

     Тактический план избирательной кампании, так  же как и стратегический, опирается  на основные этапы избирательного процесса и может выглядеть следующим  образом [5, c. 450]:

п/п

Этапы избирательной  кампании Что необходимо  сделать на данном этапе (мероприятия) Ответственные исполнители Срок выполнения

Информация о работе Избирательные технологии. Механизм организации и проведения избирательной кампании