Избирательное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 00:38, реферат

Описание

Избирательное право составляет неотъемлемую часть правовой системы Российской Федерации. Одна из важных составных частей выборов – информационные отношения. Без активно циркулирующей в обществе в период избирательной кампании информации избирателям трудно определиться в собственном окончательном выборе. Информационное обеспечение выборов включает: информирование избирателей и предвыборную агитацию. Каждая из двух частей способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов, однако разными методами.

Работа состоит из  1 файл

Избирательное право составляет неотъемлемую часть правовой системы Российской Федерации.docx

— 24.74 Кб (Скачать документ)

Избирательное право  составляет неотъемлемую часть правовой системы Российской Федерации. Одна из важных составных частей выборов – информационные отношения. Без активно циркулирующей в обществе в период избирательной кампании информации избирателям трудно определиться в собственном окончательном выборе. Информационное обеспечение выборов включает: информирование избирателей и предвыборную агитацию. Каждая из двух частей способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов, однако разными методами.

Информирование избирателей. Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические  лица в соответствии с Законом  об основных гарантиях избирательных  прав. Очевидно, что названная деятельность должна также соответствовать специальным  требованиям законодательства об информации, информатизации и защите информации и о средствах массовой информации.

Органы государственной  власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей  о кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках. Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах  массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство  кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. Информирование избирателей, в том числе через  средства массовой информации, о ходе подготовки и проведения выборов, о  сроках и порядке совершения избирательных  действий, о законодательстве Российской Федерации о выборах, о кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных  блоках осуществляют комиссии. Деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств  массовой информации, по информированию избирателей, участников референдума  осуществляется свободно.

В информационных теле- и  радиопрограммах, публикациях в  периодических печатных изданиях сообщения  о проведении предвыборных мероприятий  должны даваться исключительно отдельным  информационным блоком, без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтения какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, объему печатной площади, отведенной таким сообщениям. Журналист, иной творческий работник, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, участвовавшие в деятельности по информационному обеспечению, не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период соответствующей избирательной кампании и в течение одного года после окончания соответствующей избирательной кампании, за исключением случая, когда на них было наложено в соответствии с трудовым законодательством взыскание, не оспоренное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке законным и обоснованным. Данная гарантийная норма направлена на ограждение названных лиц от стороннего давления, имеющего целью заставить их в рамках информационного обеспечения выборов в нарушение законодательства вести предвыборную агитацию в чьих-либо интересах.

В день голосования до момента  окончания голосования на территории соответствующего избирательного округа запрещается публикация (обнародование) данных о результатах выборов, в  том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая  Интернет). В течение пяти дней до дня голосования, а также в  день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов  общественного мнения, прогнозов  результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в  информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая  Интернет).

Разновидностью информирования избирателей  закон называет опубликование (обнародование) результатов опроса общественного  мнения, а также прогнозов результатов  выборов, иных последствий, связанных  с проводимыми выборами.

Важнейшее отличие информирования избирателей от предвыборной агитации состоит в том, что оно носит  нейтральный характер, не связано  ни с положительной, ни с отрицательной  оценкой кандидатов, партий, избирательных блоков, комментированием действий (бездействия) последних и их последствий. Оно не имеет ничего общего с распространением информации, имеющей целью побудить или побуждающей избирателей голосовать за кандидатов, списки кандидатов или против них, против всех кандидатов, против всех списков кандидатов.

Согласно избирательному законодательству правом на информирование избирателей  наделен широкий круг организаций: органы государственной власти и  местного самоуправления, избирательные  комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации (далее - СМИ), а также юридические  и физические лица. Однако информировать  избирателей, в том числе и  через СМИ, о законодательстве Российской Федерации о выборах, о сроках и порядке совершения избирательных  действий, о политических партиях, избирательных  объединениях и блоках, о кандидатах, списках кандидатов, о ходе подготовки и проведения выборов и их результатах  имеют право только избирательные  комиссии.

 

Предвыборная агитация. Граждане РФ, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить  предвыборную агитацию. Предвыборной агитацией признаются осуществляемые в период избирательной кампании: а) призывы голосовать за или против кандидата (списка кандидатов); б) выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, в частности указание на то, за какого из кандидатов, за какой из списков кандидатов, за какое из избирательных объединений, за какой из избирательных блоков будет голосовать избиратель; в) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата (списка кандидатов); г) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, к которым принадлежит данный кандидат, к избирательному объединению, избирательному блоку, выдвинувшим кандидата, кандидатов, список кандидатов; ж) иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за кандидатов, списки кандидатов или против них, против всех кандидатов, против всех списков кандидатов.

Предвыборная агитация может  проводиться: а) на каналах организаций  телерадиовещания и в периодических  печатных изданиях; б) посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и  дискуссий); в) посредством выпуска  и распространения печатных, аудиовизуальных  и других агитационных материалов; г) иными не запрещенными законом  методами. Кандидат, избирательное  объединение, избирательный блок самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном  законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц. Расходы  на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих  избирательных фондов в установленном  законом порядке.

Запрещена оплата агитации за кандидата, избирательное объединение, избирательный блок из средств избирательных  фондов других кандидатов, избирательных  объединений, избирательных блоков. Запрещается прямое или косвенное  привлечение к предвыборной агитации лиц, которые не достигнут возраста 18 лет на день голосования. Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы: а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления; б) лицам, находящимся на государственной или муниципальной службе, в том числе военнослужащим, лицам, замещающим государственные должности категории "А" или выборные муниципальные должности, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ должностного или служебного положения; в) воинским частям, военным учреждениям и организациям; г) благотворительным организациям и религиозным объединениям, учрежденным ими организациям, а также представителям религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний; д) комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса; е) иностранным гражданам, за исключением тех случаев, когда они имеют право избирать и быть избранными на муниципальных выборах, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам; ж) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности. При этом, однако, лица, замещающие выборные муниципальные должности, вправе проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, если они зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности.

Политическая партия, в  том числе входящая в избирательный  блок, в случае выдвижения ею или  соответствующим избирательным  блоком кандидата (списка кандидатов) и последующей регистрации этого  кандидата (списка кандидатов) соответствующей  избирательной комиссией не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу соответственно уровню выборов не менее чем в одном государственном или муниципальном периодическом печатном издании, а также в Интернете. Политическая партия, входящая в избирательный блок, вправе не публиковать свою предвыборную программу в случае, если этот избирательный блок в указанный срок опубликует свою предвыборную программу. Такая публикация должна быть осуществлена в рамках использования бесплатной печатной площади, предоставленной в соответствии с Законом об основных гарантиях избирательных прав, иным законом, либо оплачена из избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов и создания соответствующего избирательного фонда и прекращается в ноль часов по местному времени  за сутки до дня голосования. Предвыборная агитация на каналах организаций  телерадиовещания и в периодических  печатных изданиях начинается за 30 дней до дня голосования. Проведение предвыборной агитации в день голосования и  в предшествующий ему день запрещается. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее  вывешенные вне помещений для  голосования, зданий и помещений  комиссий в установленном федеральным  законом порядке на расстоянии не менее 50 метров от входа в них, сохраняются  в день голосования на прежних  местах. В случае проведения повторного голосования агитационный период возобновляется со дня назначения соответствующей  комиссией дня повторного голосования  и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня повторного голосования.

Государственные и муниципальные  организации телерадиовещания и  редакции государственных и муниципальных  периодических печатных изданий  обязаны обеспечить равные условия  проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, в том числе  для представления избирателям  предвыборных программ. Эфирное время  на каналах указанных организаций  телерадиовещания и печатная площадь  в указанных периодических печатных изданиях предоставляются зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам за плату. В  то же время четко определенный и  равный для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, блоков минимум эфирного времени  и печатной площади предоставляется  бесплатно.

Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные  блоки не вправе использовать предоставленные  им бесплатное эфирное время, бесплатную печатную площадь для проведения предвыборной агитации за других зарегистрированных кандидатов, за другие избирательные  объединения, избирательные блоки. Исключение составляет проведение предвыборной агитации зарегистрированными кандидатами, выдвинутыми избирательным объединением, избирательным блоком, а также  избирательным объединением, избирательным блоком, выдвинувшими этих кандидатов, в отношении зарегистрированных кандидатов, выдвинутых этим же избирательным объединением, избирательным блоком.

Негосударственные организации  телерадиовещания и редакции негосударственных  периодических печатных изданий  вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам эфирное время, печатную площадь, если они учреждены  не менее чем за один год до начала избирательной кампании. Условия  оплаты эфирного времени, печатной площади, предоставляемых негосударственными организациями телерадиовещания и  редакциями негосударственных периодических  печатных изданий, должны быть едины  для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных  блоков. Это требование не распространяется на редакции негосударственных периодических  печатных изданий, учрежденные кандидатами, избирательными объединениями, блоками.

Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны содействовать  зарегистрированным кандидатам, избирательным  объединениям, блокам в организации  и проведении собраний, встреч с  избирателями, публичных дебатов  и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий. Заявления о выделении  помещений для проведения встреч зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных  объединений, блоков с избирателями рассматриваются государственными органами, органами местного самоуправления в течение трех дней со дня их подачи. Уведомления организаторов  митингов, демонстраций и шествий  рассматриваются органами местного самоуправления не позднее чем в  семидневный срок в соответствии с законодательством РФ.

По заявке зарегистрированного  кандидата, избирательного объединения, блока помещения, пригодные для  проведения массовых мероприятий и  находящиеся в государственной  или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляются собственником, владельцем на установленное избирательной  комиссией время зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам, представителям избирательных объединений, блоков для проведения встреч с избирателями. При этом комиссии обязаны обеспечить равные условия для зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, блоков при проведении массовых мероприятий. Если указанное выше помещение, а равно помещение, находящееся в собственности организации, имеющей государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30% на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, было предоставлено для проведения предвыборных массовых мероприятий одному из кандидатов, избирательных объединений, блоков, собственник, владелец помещения не вправе отказать другим из них в предоставлении помещения на таких же условиях.

Информация о работе Избирательное право