Избирательное право в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:18, контрольная работа

Описание

Цель моей работы состоит в рассмотрении избирательной системы и избирательного права в РФ.
В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:
• раскрыть понятие избирательной системы и избирательного права;
• изучить вопрос проведения выборов в Российской Федерации;
• рассмотреть порядок проведения референдума.

Работа состоит из  1 файл

kont_rab.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

     ВВЕДЕНИЕ

     Избирательная система России представляя собой  механизм реализации статьи 1 Конституции  РФ, провозгласившей, что “Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», позволяет многонациональному народу России непосредственно участвовать в осуществлении своей власти через государственные органы и органы местного самоуправления”. Свободные выборы согласно п. 3 ст. 3 Конституции РФ являются высшим непосредственным выражением власти народа.

     Выборы  являются основополагающим средством  формирования органов Российской Федерации.

     Органы  государственной власти формируются  двумя способами: путем выборов  и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания – Государственная Дума и глава государства – Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях.

     В большинстве современных государств выборы являются неотъемлемым элементом  общественно-политической жизни. От их характера во многом зависит степень демократизма политического режима. Ограничение принципа выборности представительных органов, введение необоснованных избирательных цензов, фальсификация результатов голосования, как правило, означают переход к авторитарным методам осуществления власти.

 Поэтому становится  важно почему необходимо изучать  избирательное право и избирательную  систему. 

 Цель моей работы состоит в рассмотрении избирательной системы и избирательного права в РФ.

 В соответствии  с поставленной целью задачами  работы будут являться рассмотрение  следующих вопросов:

• раскрыть понятие избирательной системы и избирательного права;

• изучить вопрос проведения выборов в Российской Федерации;

• рассмотреть  порядок проведения референдума.

Данная работа состоит из введения, основной части  из трех глав, заключения, задачи и списка использованных источников и литературы. 

 

  1. ПОНЯТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

      Для создания ответственной власти необходим  налаженный контроль за деятельностью политических институтов и политических лидеров, эффективный механизм ее замены, что является необходимым условием деятельности власти в интересах различных социальных групп. Этим целям служит избирательная система – совокупность правил проведения выборов, согласно которым граждане определяют состав органов исполнительной или законодательной власти.

     Избирательная система в РФ — это порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в выборные органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

     В понятие избирательной системы  входят также действия граждан, избирательных комиссий, избирательных объединений, органов государственной власти по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов и другие избирательные действия.

      В мире существуют две основные избирательные системы - мажоритарная и пропорциональная. Они оцениваются по трем критериям: репрезентативность, то есть способность отразить в парламенте существующий спектр политических сил; простота механизма выборов; корректируемость результатов выборов в случае разочарования избирателей в депутатах.

      При мажоритарной системе большинство, полученное победившей стороной, может  быть двух видов - абсолютное и относительное.

      При мажоритарной системе абсолютного  большинства избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании (50% плюс один голос). Если ни один из кандидатов в первом туре не набрал абсолютного большинства, то во втором туре участвуют два кандидата, набравшие большинство голосов в первом туре. Во втором туре могут действовать обе разновидности мажоритарной системы, но преобладает система относительного большинства. Мажоритарная система с относительным большинством предполагает, что кандидат-победитель должен набрать простое большинство голосов по сравнению с числом голосов, набранных другими кандидатами.

      Мажоритарный  выбор привлекает простотой, поскольку  обеспечивает отсечение кандидатов, представляющих меньшинство в обществе. Однако это меньшинство зачастую незначительно уступает большинству. В результате оказывается нереализованным критерий репрезентативности, поскольку оппозиционная точка зрения представлена в выборном органе не в той мере, в какой она распространена в обществе.

      Наконец, мажоритарная система несовершенна ввиду практического отсутствия механизма отзыва депутатов. При мажоритарной системе, как правило, возникают непосредственные связи между кандидатом (а затем и депутатом) и избирателями. Она способствует вытеснению из органов власти мелких и средних по своему влиянию партий, становлению двух- или трехпартийной системы.

      Мажоритарная  система используется в настоящее  время в Великобритании, США, Канаде.

      Главное отличие пропорциональной системы  от мажоритарной состоит в том, что  депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют за партийные списки и определенную программу. Естественно, партии стремятся включить в эти списки наиболее известных людей.

      Как и мажоритарная, пропорциональная система  имеет две разновидности:

      — пропорциональная система на общегосударственном  уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабах  всей страны. Избирательные округа не выделяются;

      — пропорциональная система, основывающаяся на округах. В этом случае мандаты  распределяются на основе влияния партий в округах.

      Достоинством  пропорциональной системы является репрезентативность, обеспечивающая наиболее адекватное представительство в парламенте различных партий и дающая избирателям возможность ранжировать свой выбор. Она обеспечивает обратную связь между государством и гражданским обществом, способствует развитию плюрализма и многопартийности. Допускает эта система и возможность коррекции в результате замены депутата от партий - по решению самой партии, если он не отражает «партийную» точку зрения.                                 

      Вместе  с тем система не вполне отвечает критерию простоты, поскольку требует  от рядового избирателя широкой осведомленности в позициях партий. Она может стать и источником дестабилизации общества в случае изменения ориентации партии, за которую проголосовали избиратели, а также в результате внутрипартийного раскола после выборов.

      Достоинства пропорциональной системы выборов реализуются при устоявшейся многопартийности. В отсутствие же таковой эта система может привести к появлению фрагментарного депутатского корпуса и частой смене правительств, что ослабит эффективность демократического устройства.

      Поскольку при пропорциональной системе осуществляется голосование не за конкретных кандидатов, а за партии, весьма слаба непосредственная связь между депутатами и избирателями. Зависимость депутатов от партий может негативно отразиться на деятельности представительных органов.

      В некоторых государствах пропорциональные системы предусматривают распределение  мандатов только между теми партиями, которые преодолевают на выборах  определенный барьер, как правило, в 3-5%.

        Пропорциональная избирательная  система функционирует в таких странах, как Австрия, Бельгия, Италия, Норвегия, Финляндия и др.

      В послевоенный период началось становление  смешанной избирательной системы, которая должна была вобрать в  себя положительные характеристики мажоритарной и пропорциональной систем. На основе смешанной избирательной системы проходят выборы в Германии.

      Суть  смешанной системы заключается  в том, что часть депутатского корпуса избирается по мажоритарной системе, а часть - по пропорциональной. Один голос избиратель отдает за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, другой - за политическую партию.

      В РФ используется смешанная избирательная  система.

     Начиная с 2007 г. на основании Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ (ред. от 25 июня 2011 г.) при выборах в Государственную Думу действует пропорциональная избирательная система. Это значит, что выборы всех 450 депутатов Государственной Думы осуществляются по партийным спискам.

     До  этого на протяжении 14 лет (1993—2007 гг.) в РФ сочетались два вида избирательных  систем: мажоритарная и пропорциональная. Тем самым только половина состава  Госдумы (225 депутатов) избирались по партийным  спискам (пропорциональная система), а другая половина (225 депутатов) — по одномандатным округам — так называемые самовыдвиженцы (мажоритарная система).

     Выдвижение  кандидатов в составе федеральных  списков кандидатов осуществляется исключительно политическими партиями.

     Избирательное законодательство устанавливает повышенный 7%-й заградительный барьер. Это значит, что в Думу проходят списки, получившие на выборах голоса не менее 7% избирателей, принявших участие в выборах.

     На  будущих выборах в Думу 2011 при распределении депутатских мандатов будет не только основной 7%-й барьер, но и два дополнительных. Так, партии сумевшие набрать 6% в Думе 2011 получат по 2 мандата. Те же, кто наберет на очередных выборах в Госдуму 2011 более 5 %, получат по 1 мандату. Между прочим, выборы в Госдуму по этой схеме окажутся первыми и последними, так как в дальнейшем проходной барьер будет существенно снижен.

     Под избирательным правом граждан Российской Федерации понимается их конституционное  право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это право (как и право участвовать в референдуме) закреплено в ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации. Избирательное право подразделяется на активное, т.е. право граждан избирать, и пассивное — право граждан быть избранными.

     Совокупность  конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные  с выборами, составляет самостоятельный  институт конституционного права, а  именно избирательное право Российской Федерации.

     Источниками избирательного права являются:

- Конституция Российской Федерации;

- конституции республик;

- уставы других субъектов Российской Федерации;

- Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 25 июля 2011 г.), «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ (ред. от 25 июля 2011 г.);

- законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о выборах, акты Президента Российской Федерации, глав субъектов Российской Федерации, нормативные акты Центральной избирательной комиссии по вопросам выборов.

     К принципам избирательного права  относятся:

- всеобщность;

- равное избирательное право;

- прямое избирательное право;

- тайное голосование.

     Всеобщее  избирательное право означает, что  гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать (активное избирательное  право), а по достижении возраста, установленного законодательством, быть избранным (пассивное избирательное право) в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Информация о работе Избирательное право в Российской Федерации