Избирательное право в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:18, контрольная работа

Описание

Цель моей работы состоит в рассмотрении избирательной системы и избирательного права в РФ.
В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:
• раскрыть понятие избирательной системы и избирательного права;
• изучить вопрос проведения выборов в Российской Федерации;
• рассмотреть порядок проведения референдума.

Работа состоит из  1 файл

kont_rab.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

   7. Порядок  голосования, подсчет голосов  избирателей, установление результатов  выборов и их опубликование.  Голосование на выборах, референдуме  проводится в календарный выходной  день. О времени и месте голосования  участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования в сроки, установленные законом, но не позднее чем за 5 дней до голосования.

        Избирателю, который в течение  15 дней до дня выборов включительно  по тем или иным причинам  будет отсутствовать по месту  своего жительства и не сможет  прийти на избирательный участок,  на котором он включен в  список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.

        Голосование производится путем  нанесения избирателем в избирательном  бюллетене какого-либо знака в  квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо к позиции "против всех кандидатов (списков кандидатов)".

        Каждый избиратель голосует лично,  голосование за других лиц  не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. Получение избирательного бюллетеня избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей.

        Заполненные избирательные бюллетени  опускаются избирателями в избирательные  ящики, которые должны находиться  в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.  

        Подсчет голосов избирателей  осуществляется членами участковой  избирательной комиссии. В целях  исключения возможности фальсификации  итогов голосования подсчет голосов  избирателей начинается сразу  после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения, и иностранные (международные) наблюдатели.

        После подсчета голосов избирателей  участковая избирательная комиссия  составляет протокол об итогах  голосования. Этот протокол затем  передается в окружную избирательную  комиссию, которая устанавливает  результаты выборов по избирательному округу.

        Итоги голосования по каждому  избирательному участку, результаты  выборов по избирательному округу  должны предоставляться для ознакомления  любому избирателю, кандидату, наблюдателю  или представителю средств массовой  информации.

        Окружные избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов (списков кандидатов), направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу B средства массовой информации в течение одних суток после окончания выборов. Избирательные комиссии всех уровней, кроме участковых, публикуют полные данные о результатах выборов и протоколах нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования. Публикация должна быть осуществлена не позднее месяца со дня голосования.

       Ответственность за нарушение избирательных прав граждан. Законом установлена ответственность лиц, которые путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствуют свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным.

 

      3. РЕФЕРЕНДУМ

     Референдум  — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

Референдум  — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.

      Условия проведения референдума и его  процедура регулируются конституциями  и законодательством соответствующих  стран.

Виды  референдумов.

В зависимости  от предмета, способа проведения и  сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума — проект закона), обязательный референдум или факультативный.

      При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса.

      Инициатива  проведения факультативного референдума  может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

      Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими  силами, странами.

От референдума  следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так  называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.

      Действующая Конституция РФ говорит о референдуме  как высшем непосредственном выражении  власти народа наряду со свободными выборами (статья 3, часть 3).

      Конституция не ограничивает применение референдума определённым кругом вопросов. Наряду с общефедеральным Конституция предусматривает и местный референдум как важный институт местного самоуправления. Проведение референдума на уровне субъектов федерации может быть предусмотрено их конституциями и уставами. Однако сами уставы не должны приниматься путём референдума, так как это противоречит статье 66 Конституции РФ. В главе о конституционных поправках и пересмотре Конституции предусмотрена возможность референдума для принятия новой Конституции (статья 135, часть 3).

      В октябре 1995 года в России был принят Федеральный конституционный закон  «О референдуме Российской Федерации», в котором установлено, что инициатива по проведению референдума принадлежит  не менее чем 2 млн граждан с  охватом многих субъектов федерации; на основании этой инициативы Президент с согласия Конституционного Суда РФ назначает дату референдума.

      Референдум  нельзя проводить одновременно с  выборами, а также при чрезвычайном или военном положении. Референдум не проводится в последний год  полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа. Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины избирательного корпуса. Результаты определяются по большинству голосов участников референдума.

      На  данный момент на референдумы не могут  выноситься вопросы:

1) об  изменении статуса субъекта (субъектов)  Российской Федерации, закрепленного  Конституцией Российской Федерации;

2) о  досрочном прекращении или продлении  срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3) об  избрании, о назначении на должность,  досрочном прекращении, приостановлении  или продлении полномочий лиц,  замещающих государственные должности  Российской Федерации;

4) о  персональном составе федеральных  органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) об  избрании, о досрочном прекращении,  приостановлении или продлении  срока полномочий органов, образованных  в соответствии с международным  договором Российской Федерации,  либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

6) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

7) отнесенные  Конституцией Российской Федерации,  федеральными конституционными  законами к исключительной компетенции  федеральных органов государственной  власти

Практика  проведения референдумов в современной  России.

      На  федеральном уровне после принятия Конституции Российской Федерации  референдумов не проводилось. Различные  политические силы — коммунисты, правые, экологи — выдвигали инициативы проведения референдумов по различным вопросам, но все эти инициативы были остановлены на стадии выдвижения.

        Согласно федеральному конституционному  закону от 17 декабря 2001 года №  6-ФКЗ «О порядке принятия в  Российскую Федерацию и образования  в её составе нового субъекта  Российской Федерации» вопрос об образовании нового субъекта Российской Федерации подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. Так, в 2003—2007 в ряде регионов прошли референдумы об объединении регионов.

  
 

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Избирательное право является важной подотраслью конституционного права. Оно содержит нормы, которые регулируют порядок осуществления конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, тем самым, устанавливая порядок проведения выборов в указанные сроки.

     Мировой опыт проведения выборов указывает  на существование и применение следующих  избирательных систем: мажоритарной системы относительного, абсолютного  и квалифицированного большинства; системы пропорционального представительства политических партий. Кроме того, применяются смешанные избирательные системы. Все применяемые системы имеют свои достоинства и недостатки; имеют особенности применения на национальных выборах и чаще всего вызывают неоднозначное отношение специалистов и многочисленные общественные дискуссии.

     В отечественной юридической и  политологической литературе высказывалось  мнение, что мажоритарная и пропорциональная избирательные системы гармонично дополняют одна другую; недостатки одной системы нейтрализуются достоинствами другой, а вместе они способствуют наиболее эффективному и полному учету интересов всех избирателей, что придает смешанному варианту (мажоритарно-пропорциональной системе) некоторые преимущества.

     Определенная законодателями избирательная система влияет не только на персональный и партийный составы представительного органа, но и на все стадии избирательного процесса, начиная с выдвижения кандидатов и их списков, их представления и регистрации и заканчивая определением результатов голосования. Кроме того, другие важные элементы политической жизни страны находятся под весьма сильным воздействием избирательной системы, в частности, развитие многопартийности, отражение реального спектра политических сил, работоспособность и стабильность законодательной и исполнительной власти и т.д.

     В 2003 году на выборах региональных парламентов  в Российской Федерации осуществлен  переход от преимущественно мажоритарной (лишь в ограниченном числе регионов применялись смешанная или пропорциональная системы) к смешанной избирательной системе, а в настоящее время в некоторых регионах – уже и к исключительно пропорциональной системе.

     На  федеральных парламентских выборах  в 2007 г. также осуществлен переход  от преобладавший в четырех избирательных циклах 1993-2003 годов смешанной (мажоритарной и пропорциональной) избирательной системы к исключительно пропорциональной системе, т.е. к выборам по партийным спискам, выдвинутым политическими партиями.

Информация о работе Избирательное право в Российской Федерации