Избирательное право в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:18, контрольная работа

Описание

Цель моей работы состоит в рассмотрении избирательной системы и избирательного права в РФ.
В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:
• раскрыть понятие избирательной системы и избирательного права;
• изучить вопрос проведения выборов в Российской Федерации;
• рассмотреть порядок проведения референдума.

Работа состоит из  1 файл

kont_rab.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

     Возрастные  пределы начала осуществления пассивного избирательного права колеблются от 21 года до 35 лет. Так, депутатом Государственной  Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, Президентом Российской Федерации — 35 лет, минимальный возраст кандидата при выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть ниже 21 года, при выборах главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации — 30 лет, при выборах в органы местного самоуправления — 21 года.

     Установлен 10-летний срок обязательного проживания гражданина на территории Российской Федерации для избрания Президентом Российской Федерации.

     Закрепление равного избирательного права означает, что граждане Российской Федерации  участвуют в выборах на равных основаниях, т.е. каждый гражданин, кем  бы он ни был, имеет один голос. Равенство  избирательных прав обеспечивается также одинаковыми по количеству избирателей округами, где избирается депутат Государственной Думы, другого представительного органа.

     Прямое  избирательное право свидетельствует  о том, что гражданин Российской Федерации голосует на выборах соответственно за кандидата (список кандидатов) или против кандидата (списка кандидатов) непосредственно.

     Тайное  голосование исключает возможность  какого-либо контроля за волеизъявлением  гражданина.

     Гражданин Российской Федерации может избирать, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

     В соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными и региональными законами иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

     Не  имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32 Конституции Российской Федерации).

     Устанавливаемый федеральными и региональными законами срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления не может быть более 5 лет.

 

  1. ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ

     Свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (ст. 3 Конституции  Российской Федерации).

     Выборы - это совместное и независимое  волеизъявление граждан в форме голосования в пользу тех или иных кандидатов на должности в публичных органах власти. Народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принадлежащей ему государственной власти.

     Участвуя  в выборах, народ не передает своим избранникам суверенитет, так как последний неотчуждаем, а делегирует право на его реализацию в установленных Конституцией пределах. Смысл выборов состоит в том, чтобы все граждане смогли выразить свою волю, а государственная власть - быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Избирательный процесс отражает определенный тип политической системы и непосредственно влияет на нее.

     Выборы  могут быть всеобщими и частичными. Во всеобщих выборах участвуют все  избиратели (например, в ходе выборов Президента), а частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов. Кроме того, выборы бывают национальными (проводятся по всей стране), региональными (на территории субъекта Федерации) и местными (по формированию органов местного самоуправления).

     Если  результат выборов устанавливается  после однократного голосования, считается, что они проводятся в один тур, а если для этого необходимо повторное  голосование - в два тура. Различают  выборы очередные - проводимые в установленные законом сроки, и внеочередные - назначенные в случае досрочного роспуска парламента или отставки президента. От последних следует отличать совмещенные выборы, то есть выборы, проводимые ранее установленного законом срока одновременно с выборами другого уровня. Совмещенные выборы получили сегодня широкую практику с целью экономии бюджетных средств, выделяемых на выборы. Наконец, выборы характеризуют как альтернативные, то есть предполагающие выдвижение в каждом избирательном округе не менее двух кандидатов, из числа которых в поедем" дующем осуществляется выбор, и безальтернативные, когда может предусматриваться проведение голосования по одной кандидатуре, но при этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании.

      С выборами тесно связано понятие  “избирательный процесс”.

Проведение выборов  состоит из нескольких стадий, последовательно  сменяющих одна другую от момента  назначения даты выборов до объявления о результатах голосования.

  Это и  есть избирательный процесс, представляющий  собой сложную систему правоотношений, в которых участвуют избиратели, средства массовой информации, политические  партии, общественные организации  и государственные органы по проведению выборов.

        Основные стадии избирательного  процесса жестко регулируются  законодательством и другими  нормативными правовыми актами. Это объясняется необходимостью  исключить, чей бы то ни было  волюнтаризм, способный порождать  конфликты и задержки в развитии процесса. Демократические выборы проходят под пристальным наблюдением общественности, которая весьма болезненно реагирует на любые отступления от законности.

   Стадии избирательного процесса:

  1. Составление  списков избирателей. Включение  гражданина в список избирателей или участников референдума служит основанием для его участия в голосовании. В Российской Федерации в списки избирателей включаются все граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом.

        Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, предоставляемых по установленной форме главой муниципального образования. Основанием для регистрации (учета) избирателей на конкретном избирательном участке является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина РФ на соответствующей территории, определяемый в соответствии с федеральным законом, устанавливающим право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации.

 Гражданин  РФ может быть включен в  список избирателей только на  одном избирательном участке. 

  2. Образование  избирательных округов и участков. Для проведения выборов образуются  избирательные округа и участки.

  Избирательный  округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного  округа из не граничащих между  собой территорий, за исключением  случаев, установленных законодательством.  При соблюдении законных требований  образования избирательных округов учитывается административно-территориальное деление.

  Для проведения  голосования и подсчета голосов  избирателей избирательный округ  разбивается на избирательные  участки.

  3. Избирательные  комиссии. Эти комиссии обеспечивают  реализацию и защиту избирательных прав граждан, а также осуществляют подготовку и проведение выборов. Такими комиссиями являются: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии. В пределах одной административно-территориальной единицы с большим количеством избирателей создается несколько территориальных избирательных комиссий; участковые избирательные комиссии.

   Важнейший принцип деятельности избирательных комиссий всех уровней состоит в том, что при подготовке и проведении выборов в пределах своей компетенции они независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.

  4. Выдвижение  и регистрация кандидатов. Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и блокам, непосредственно избирателям, а также лицам в порядке самовыдвижения.

        Решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) от избирательных объединений принимаются соответственно уровню проводимых выборов на съездах (конференциях) федеральных, региональных избирательных объединений, на собраниях местных отделений этих избирательных объединений.

        В поддержку кандидатов (списков  кандидатов), выдвинутых от избирательных объединений и избирательных блоков, собираются подписи избирателей в порядке и количестве, определяемых законодательством.

        Кандидаты после регистрации  по их личным заявлениям освобождаются  от работы, военной службы, военных  сборов и учебы на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию.

  5. Предвыборная  агитация. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям свободное проведение предвыборной агитации в соответствии с федеральными законами. Граждане РФ, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за или против любого кандидата, избирательного объединения.

        Кандидатам и избирательным объединениям  гарантируются равные условия  доступа к средствам массовой  информации.

        Предвыборная агитация может  осуществляться через средства  массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления.

        При проведении предвыборной  агитации не допускаются злоупотребление  свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую,  национальную или религиозную  ненависть и вражду, призывы к  захвату власти, насильственному  изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.

        Предвыборная агитация начинается  со дня регистрации кандидатов  и прекращается за один день до дня выборов. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

        6. Финансирование выборов. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов соответствующего уровня производятся за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета.

        Кандидаты обязаны создавать  собственные избирательные фонды  для финансирования избирательной кампании. При выборах в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления избирательные объединения также обязаны создавать избирательные фонды.

        Избирательные фонды кандидатов  могут создаваться за счет  следующих средств: средств, выделенных избирательному объединению, блоку или кандидату соответствующей избирательной комиссией; собственных средств кандидата, избирательного объединения или блока; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, блоком; добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.

        В целях предвыборной агитации  допускается использование только  денежных средств, перечисленных  в избирательные фонды.

        Право распоряжения средствами  избирательных фондов принадлежит  создавшим их кандидатам или избирательным объединениям и блокам. Остатки денежных средств на счетах кандидатов и избирательных объединений после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществивших перечисления и пожертвования.

Информация о работе Избирательное право в Российской Федерации