Принципы избирательного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 14:26, курсовая работа

Описание

Избирательное право и сопутствующее ему законодательство без всякого преувеличения приобретает особый социально-политический статус и, как следствие, вполне обоснованно претендуют на самостоятельное предназначение в правовом государстве. Все это объясняет повышенный интерес, который привлекает к себе избирательная проблематика в юридической научной литературе.

Содержание

1. Понятие принципов избирательного права в конституционном праве зарубежных государств 3
2. Конституционно-правовое регулирование принципов избирательного права. Гарантии их реализации 7
3. Особенности реализации принципов избирательного права по зарубежному законодательству.......................................................................................................13
Список использованных источников 17

Работа состоит из  1 файл

контр Принципы Избирательного права - копия.doc

— 106.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

 

  1. Понятие принципов избирательного права в конституционном праве зарубежных государств
 

      Избирательное право и сопутствующее ему законодательство без всякого преувеличения приобретает особый социально-политический статус и, как следствие, вполне обоснованно претендуют на самостоятельное предназначение в правовом государстве. Все это объясняет повышенный интерес, который привлекает к себе избирательная проблематика в юридической научной литературе.

     Под принципами избирательного права понимаются основополагающие идеи, которые определяют как его содержание. Каждый из них является самостоятельным; в своей же совокупности они образуют определенную систему, в которой находятся в тесной связи и взаимообусловленности. Принципы, как и любая другая правовая категория, не возникают и не существуют сами по себе. Они отражают основные ценности,  на которые ориентируется избирательное право.

     Принципы  избирательного права - это обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут  быть признаны легитимными. Эти принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституциях зарубежных стран.

     Всеобщность означает принадлежность права участия в выборах всех совершеннолетним гражданам государства и отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям. То есть, исключена возможность отстранения от выборов каких-либо граждан и групп населения: все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах.

     Равное  избирательное право означает равное количество голосов у каждого  избирателя, равные основания и возможности  участия в выборах всех избирателей, а также равенство избирательных  округов. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют.

     Принцип свободы выборов, означает, что участие  гражданина в выборах является свободным  и добровольным. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы  принудить его к участию или  неучастию в выборах, а также  на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается тем, что проведение агитации за день до выборов не допускается1.

     Тайное  голосование - предполагает исключение контроля за волеизъявлением избирателей, создание условий для свободы выбора.

     Деятельность  избирательных комиссий, комиссий референдума  при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов и  установлении итогов голосования, определении  итогов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно в присутствии наблюдателей и общественных организаций.

    Международные стандарты являются приоритетными  в сравнении с нормами национального  законодательства какой-либо страны. К  числу основных источников международных  стандартов в области избирательных  прав и свобод следует отнести, прежде всего, всеобщие или универсальные избирательные стандарты.

    Универсальными  они являются в силу того, что  они действуют в отношении  государств любого континента Земли. Одним  из таких универсальных документов является Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.2, в статье 21 которой записано: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

    Статья 21 Всеобщей декларации прав человека является первым заявлением в отношении права  человека на участие в политической жизни в период после второй мировой  войны. Генеральная Ассамблея ООН приняла и провозгласила Всеобщую декларацию, как это отмечено в преамбуле, «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств – членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией»3.

    Следует отметить, что методология, которой  придерживалась ООН при провозглашении указанной декларации, сыграла исключительно  важную роль в развитии международно-правовых норм в этой сфере. В целом, на основе фундаментальных прав и свобод человека и гражданина ООН были сформулированы важнейшие принципы избирательного права - всеобщее равное прямое избирательное право граждан при соблюдении тайны голосования или использовании иных форм голосования, обеспечивающих свободу волеизъявления. При этом имелось в виду, что эти принципы должны быть взаимоувязаны с элементами функциональных характеристик выборов, основным из которых является свободный, справедливый, подлинный, регулярный характер выборов. Первоначально эти принципы и категории в международно-правовых документах не были достаточно полно раскрыты.

    Первая  попытка раскрыть значение указанных  принципов избирательного права  была предпринята в 1962 г., в резолюции, принятой Подкомиссией ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств. Так, согласно этому документу, принцип всеобщего избирательного права предусматривает, что каждый гражданин имеет право голосовать на любых общегосударственных выборах и любых референдумах и плебисцитах, проводимых в его стране. При этом право на участие в голосовании не зависит от грамотности или любого другого образовательного ценза. Принцип равного избирательного права предусматривает, что каждый гражданин вправе участвовать в выборах на равных основаниях и каждый голос имеет одинаковую силу. Кроме того, каждый гражданин должен иметь равные правовые возможности выдвинуть свою кандидатуру на выборах. Соблюдение принципа прямого избирательного права означает, что граждане голосуют на выборах соответственно за кандидата и (или) список кандидатов или против кандидата, кандидатов и (или) списка кандидатов непосредственно. Тайное голосование подразумевает, что каждому голосующему должна быть предоставлена возможность такого голосования, которое не повлекло бы за собой обнаружения того, как он голосовал или намерен голосовать. При этом ни один голосующий не может быть принужден ни в суде, ни иначе объявить, как он голосовал или как он намерен голосовать, и никто не должен пытаться получить от голосующих, прямо или косвенно, сведения о том, как они голосовали или намерены голосовать. Что касается такой функциональной характеристики, как периодичность, то в международных документах, как известно, не установлены конкретные сроки проведения выборов, но их периодичность нужно определять исходя из того, что власть правительства должна постоянно отражать волю народа, которая лежит в основе законности деятельности правительства.

    В дальнейшем начали формироваться и  другие функциональные характеристики выборов - свободные, справедливые, подлинные, организация и проведение выборов самостоятельными избирательными органами. Так, свободные выборы обеспечивают гражданам и иным участникам избирательного процесса возможность без какого бы то ни было влияния, насилия, угрозы применения насилия или иного противоправного воздействия сделать свой выбор относительно своего участия или неучастия в выборах в допускаемых законом формах и законными методами, не опасаясь наказания либо воздействия, какими бы ни были итоги голосования и результаты выборов. Подлинные выборы предоставляют избирателям право сделать реальный выбор, выявляют свободно выраженную волю народа и приводят к ее осуществлению.

    Впоследствии  внимание мирового сообщества стало  акцентироваться на наличии и  качестве нормативной правовой базы организации избирательного процесса, под которой понимается урегулированная законом и другими статутными документами деятельность индивидов, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов.

  1. Конституционно-правовое регулирование принципов избирательного права. Гарантии их реализации
 

     Избранные 15 июня 1977 г. новые Кортесы разработали  конституцию страны. В декабре 1978 г. на общенациональном референдуме  эта конституция была одобрена подавляющим  большинством избирателей.

     Испания получила форму правления парламентарной монархии, унитарное политико-административное устройство со значительными правами  составляющих страну единиц - автономных сообществ и демократический  политический режим.

     Первая  часть конституции включает 45 статей, разделенных на пять глав.

     В конституции (п. 1 ст. 10) закреплена общая  философская концепция прав и  свобод: «Достоинство личности, неотчуждаемость  ее прав, ее свободное развитие, уважение закона и прав других людей является основой политического порядка и социального мира». Эта норма основывается, таким образом, на естественной концепции прав и свобод человека. В конституции принята ее широкая конструкция, - все испанцы пользуются правами и свободами, закрепленными в основном законе. Что же касается иностранцев, то они пользуются правами и свободами, содержащимися в конституции «на основании условий, установленных договорами и законами» (п. 1 ст. 13).

     Объем прав и свобод весьма обширен и  включает равенство всех перед законом, личные права: право гражданина на жизнь, физическую и нравственную неприкосновенность; идеологическую, религиозную и культовую свободу; право на личную свободу и безопасность; на честь, личную и семейную тайну и доброе имя; свободу выбора местожительства и передвижения по национальной территории; политические свободы - выражение и распространение своих идей и мнений; право на проведение собраний и манифестаций, на создание объединений; право голоса и петиций; социально-экономические права - на образование, на объединение в профсоюзы, на создание предприятий, право частнопредпринимательской деятельности, право на трудовой конфликт. Все многообразие закрепленных в конституции прав и свобод можно разделить на три группы. Это деление основывается не на юридической природе этих прав, а на характере их конституционного признания и юридической системе их защиты.

     Первая  группа - основные права и свободы (секция 1 главы 2 части 1 - статьи с 15 по 29). Она включает право на жизнь, на свободу, на равенство перед законом  и многие другие, а также запрещение какой-либо дискриминации (ст. 14).

     Вторая  группа - права и обязанности граждан (секция 2 той же главы - статьи с 30 по 38). Здесь можно отметить право  собственности и свободу предпринимательской  деятельности.

     Третья  группа - права и свободы главным образом культурного и социального характера, содержащиеся в третьей главе первой части конституции «Об основных принципах социальной и экономической политики».

     Первая  группа прав и свобод действует непосредственно  в отношении граждан и последние могут эти права защищать на основе срочной и быстрой процедуры, в случае необходимости, путем подачи жалобы в Конституционный суд (п. 2 ст. 53)4.

     Юридические гарантии защиты прав и свобод выражаются, таким образом, в трех формах: обращение  в обычные суды, обращение в Конституционный суд и обращение к Народному защитнику - разновидности омбудсмана (ст. 54 конституции). Народный защитник избирается на 5 лет Генеральными кортесами и имеет своей задачей обеспечение защиты основных прав и свобод граждан. Его полномочия ограничиваются лишь их частью, хотя и значительной, а именно теми правами, которые закреплены в первом разделе конституции, и исключают другие возможности для граждан, вытекающие из норм основного закона. Он только «охраняет» указанные права и свободы граждан, но не является гарантом соблюдения для граждан всех норм основного закона. Народный защитник может по долгу службы или по чьему-либо требованию (физического или юридического лица) начать и проводить расследование в отношении действий и решений публичной администрации и ее представителей по отношению к гражданам.

     В Великобритании не существует Конституции  как единого законодательного акта, закрепляющего основы государственного строя. Правовая система функционирует  на основе неписанной конституции, составленной из норм статутного права (наиболее важные среди них – Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., закон о престолонаследии 1701 г., законы о парламенте 1911 и 1949 гг.), норм общего права и норм, представляющих собой конституционные обычаи.

     Британское  право состоит из общего права, писаного права и конвенций. Конвенции - это правила и обычаи, которые не имеют законной силы, но считаются абсолютно необходимыми в работе правительства.

Информация о работе Принципы избирательного права