Государственный совет РФ и его роль в системе государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 14:44, курсовая работа

Описание

Цель работы: описать деятельность Государственного Совета Российской Федерации и обозначить его роль в системе государственного управления.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих задач:
- описать историю создания Госсовета РФ; - раскрыть задачи и функции работы Госсовета РФ; - описать состав и организацию работы Госсовета РФ; - определить порядок работы Государственного Совета; - обозначить проблемы деятельности Госсовета РФ - важного государственно-политического органа в структуре президентской власти и пути повышения значимой роли в системе государственного управления.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические аспекты деятельности Государственного Совета РФ………………………………………………………………………………….5
1.1. История создания Государственного Совета РФ………………………….5
1.2. Задачи Государственного Совета………. …………………………………..7
1.3. Состав и организация работы Государственного Совета …………………9
1.4. Порядок работы Государственного Совета……………………………….13
Глава 2. Проблемы деятельности Государственного Совета РФ …….....15
2.1. Правовое положение Государственного Совета РФ и его соотношение с органами государственной власти……………………………………………..15
2.2. Пути повышения значимой роли Госсовета РФ в системе государственного управления…………………………………………………..20
Заключение …………………………………………………………………… .23
Список использованных источников и литературы…………………… ...25

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Госсовет РФ 2013.docx

— 56.64 Кб (Скачать документ)

Так и в нашем случае, тщательно прописанное положение  об этом органе перекрывает ему любые  пути для несанкционированной федеральным  центром самодеятельности глав регионов.

Интересную параллель  можно провести между Государственным  советом России и Администрацией Президента РФ. Согласно п.1 Положения  об Администрации Президента Российской Федерации 2 Администрация Президента РФ является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента России. Именно коллизия, связанная со статусом Администрации Президента РФ, послужила поводом для запроса Государственной Думы РФ в Конституционный суд РФ в 1997г.

Заявитель, отождествив государственный  орган и орган государственной  власти, посчитал на основании того, что Конституция РФ не относит  Администрацию Президента РФ к органам  государственной власти, что она  является не госорганом, а службой. В связи с тем, что к началу рассмотрения дела,  большинство  оспариваемых норм утратило силу или  было фактически отменено (норма о  статусе Администрации Президента РФ

 

______________________________

1 Указ Президента РФ №989 «О политическом консультативном совете» от 25.06.1996г. // Собрание законодательства РФ. 1996. №27 Ст.3232.

2 Указ Президента РФ №1412 «Об утверждении Положения об Администрации Президента РФ» от 2 октября 1996г. // Собрание законодательства РФ. 1996. №41. Ст. 4689 в ред. Указа Президента РФ №1521 от 17 августа 2000г. // Собрание законодательства РФ. 2000. №34. С.3438

 

осталась неизменной), производство по делу было прекращено.1

 Несмотря на то, что Конституционный Суд РФ не дал юридическую оценку статусу Администрации Президента РФ, думаю, что мнение представителей Госдумы РФ, определившее Администрацию Президента РФ «службой», вспомогательным органом Президента РФ -  правильное.

Аналогии между Госсоветом и Администрацией Президента РФ можно  провести не только на основании их вспомогательного характера, но и сравнивая  задачи этих органов: Администрация Президента РФ обеспечивает содействие Президенту России в обеспечении согласованного взаимодействия органов государственной власти (п.6 абз.13 Положения об Администрации Президента РФ), Госсовет содействует реализации полномочий Президента России по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (п.1 Положения о Госсовете).

Представляется целесообразным более четкое урегулирование правового статуса Госсовета.

 В перспективе Государственному Совету может быть придан конституционный статус, возможность такого развития подтвердил Д.Медведев на юбилейном заседании Государственного Совета (2010г.) в Кремле - «…я ничего не хотел бы исключать…Конституция – тоже живой инструмент, и в него так или иначе…будут вноситься изменения…через 5, 10, 15 лет, я не знаю когда. При каких-то изменениях можем поменять и позицию Государственного совета…но это требует отдельного осмысления…я бы не исключал появления, конечно отдельных положений Конституции, посвященных Государственному совету; тем самым будет в большей степени легализован его статус». 2

__________________________

1 Определение Конституционного Суда РФ «О прекращении производства по делу о проверке конституционности Указа Президента РФ №1412 от 2 октября 1996г. «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» // Журнал «Вестник Конституционного Суда РФ». 1997. №5. С.2-6.

2 state/ kremlin.ru> Государство, интервью Д.Медведева ведущему программы «Вести в субботу» С.Брилеву, 2010г.

 

Но в таком случае не появится ли еще один федеральный орган президентской власти, усиливающий ее вертикаль, параллельную вертикали исполнительной власти, а значит, дублирующую ее. 1

Нельзя исключать и  то, что статус Совета может быть урегулирован также и в направлении превращения его в декоративный атрибут президентской власти, своего рода компенсацию за реформацию Совета Федерации, а для высших должностных лиц синекуру (лат. Sine сига без заботы – хорошо оплачиваемая должность, не требующая никакого труда). Возможность такой перспективы обозначена в Положении о Госсовете: по решению Президента в состав Совета могут быть включены лица, замещавшие должности высших должностных лиц два и более срока подряд. Такой статус Госсовета как консультативно-бюрократического органа был в системе управления монархической России XIX в.

В числе функций и полномочий Госсовета обозначена законопроектная  деятельность в порядке законодательной  инициативы Президента РФ. Здесь следует  отметить возможность дублирования работы Главного государственно-правового управления Президента РФ и полномочий Совета Федерации (а его Госсовет подменять не должен, как и отмечал Президент).2

Рассматривая Государственный  совет как совещательное учреждение с личным представительством его членов, Президент вполне справедливо определил, что «члены Государственного совета не вправе делегировать свои полномочия другим лицам». Лишившись мест членов Федерального Собрания (правда, оставив там своих представителей, кстати, не избранных на прямых выборах), они должны здесь работать непосредственно.

При этом Президент вполне разумно определил, что функции  председателя Государственного совета он принимает на себя и «определяет  место и время проведения заседаний  Государственного совета и его президиума; председательствует на заседаниях Государственного совета и его президиума; формирует  на основе предложений членов президиума Государственного совета план работы  и повестку дня его очередного _____________________________

1 Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002г.

2 См. тоже

 

заседания; дает поручения  членам Государственного совета и секретарю  Государственного совета». Характерно, что Президент весьма корректно  взял на себя организационные функции, но сохранил и руководящую роль в реализации решений Государственного совета, которые «при необходимости могут оформляться указами, распоряжениями или поручениями Президента…»

Думается, что разумно  решен вопрос и о введении должности  Государственного секретаря. Отказ  от введения должности секретаря  Госсовета, который еще с александровских  времен становился вторым человеком  после главы государства и «серым кардиналом» (как при Ельцине – Бурбулис) с неизбежностью повлек бы неофициальное возрождение вице-президентства. 1

А вот создание в структуре Государственного совета президиума, хотя и задуманного как его рабочий орган, представляется продолжением политической порочной практики выделения «наиглавнейших и умнейших» среди «главных и разумных». Такое разделение членов на «президиумных» и «непризидиумных», к сожалению, интерпритируется по старой русской традиции на приближенных и отдаленных от государя, ну т.е. в нашем случае от президента. Секретарь Совета и председатель (президент) с помощью рабочих групп и, возможно, посредством введения в качестве советников в состав учреждения специалистов вполне справятся с подготовкой вопросов для обсуждения, не давая повода средствам массовой информации и политтехнологам всех мастей, судачить относительно того, назначили или не назначили «нашего губернского начальника» в госсоветский президиум.

К тому же функции президиума Госсовета являются чисто организационными, да и собирается он, как правило, не реже одного раза в три месяца. Не проще ли и экономичнее поручить эти функции секретарю – тем более, что не кто иной, как он «обеспечивает подготовку проекта плана работы…составляет проекты повестки дня…заседаний, организует подготовку материалов к заседаниям…проектов соответствующих решений», организует информационно-документальное обеспечение заседаний и

________________________________

1 Кодан С.В., д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой теории государства и права Уральской академии государственной службы, Журнал «Чиновник Ъ», статья «Постановить силу и блаженство империи Российской на незыблимом основании закона…» Государственный Совет России. Выпуск №102(17), 2008г.

 ведение делопроизводства  Совета и «исполняет иные поручения  председателя Государственного  совета». Вполне возможно размещение  в Федеральных округах помощников  секретаря Государственного совета, которые бы занимались подготовкой  рассмотрения вопросов уже на  местах.

И все-таки, не разделяя скепсис по поводу создавшегося Государственного совета в России, весьма активно культивируемый в печати, следует отметить его определенное положительное значение.

Государственный совет позволяет  Президенту «присмотреться» к проблемам  государства с двух сторон. Уже располагая информацией о положении дел от своих представителей в федеральных округах, он имеет возможность прямого общения с представителями региональной элиты. При этом те и другие могут обратиться к президенту со своим мнением по обсуждаемым вопросам. Этот «информационный баланс», несомненно, способствует выработке окончательного решения Президентом, как и подобает руководителю совещательного органа.

И сегодня невозможно представить  систему политических институтов страны без работы этого солидного, авторитетного  органа.

 

 

 

2.2. Пути повышения  значимой роли Госсовета РФ  в системе государственного управления

 

 

Сегодня Госсовет, без преувеличения, можно назвать своеобразным «расширенным правительством», способным находить общенациональные подходы к решению  самых сложных проблем.

Однако Государственный  совет Российской Федерации не застрахован от превращения в «пустое место», в очередное «учреждение говорильни», если не будет четкого и оперативного механизма реализации его решений, в общем, залог доверия к деятельности Совета, лежит именно в плоскости эффективной реализации его решений.

Хотелось бы выделить необходимые направления предстоящей работы Государственного совета Российской Федерации:

- Первое – это совершенствование  федеративных отношений. 

Сейчас, когда у всех нас  есть уверенность в силе и прочности  нашего государства, появилась реальная возможность повысить роль и самостоятельность регионов. Разумеется, это перспективная и долговременная задача. И эффективно решить ее можно лишь при условии консолидации всей российской власти, при полной определенности общих целей, действий и перспектив. Структура, не имеющая определенных целей, действий и перспектив – не способна на долгую и плодотворную деятельность.

Очевидно, что наиболее приближенная к людям власть – региональная и местная – должна иметь простор для инициативы и собственные ресурсы, чтобы эффективно решать проблемы территорий. Процесс наделения регионов дополнительными полномочиями уже активно идет.

И хотелось бы особо отметить, что Правительству предстоит  усилить региональную составляющую своей деятельности. Думаю, что федеральные программы могут быть более успешно реализованы, если в них будут учтены региональные интересы.

- Второе направление работы  – это выработка прорывных,  по-настоящему стратегических идей, которые открыли бы новые перспективы  для страны и объединили бы  общество.

Разумеется, это потребует  качественно иных подходов к обеспечению  работы Госсовета. И прежде всего  развития информационно-аналитической  составляющей. Надо наладить активное сотрудничество с авторитетными  исследовательскими центрами, с институтами  гражданского общества.

- Третье – это действенность  работы Госсовета. 1

 

____________________________

1 Кодан С.В., д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой теории государства и права Уральской академии государственной службы, Журнал «Чиновник Ъ», статья «Постановить силу и блаженство империи Российской на незыблимом основании закона…» Государственный Совет России. Выпуск №102(17), 2008г.

Необходимо создать систему постоянного мониторинга и контроля за выполнением принимаемых Госсоветом решений. Как уже было сказано выше - залог доверия к деятельности Совета лежит именно в плоскости эффективной реализации его решений.

За годы деятельности Государственного совета было принято немало важных решений. Многие из них легли в  основу федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства.

Надеемся, что Государственный  совет России, который работает в  соответствии с указами главы  государства, будет меняться, но это  будет требовать отдельного осмысления и не малую роль будет играть то, насколько в нем заинтересован Президент, и в какой мере он будет опираться на поддержку региональных лидеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, на основе анализа в  курсовой работе раскрыта роль Государственного Совета в системе государственной власти.

Мне кажется, он свою роль, собственно своей деятельностью и демонстрирует.

Анализируя деятельность Государственного совета, мы видим, что его роль в обсуждении проблем страны становится значительной, его задачи и степень влияния выходят за пределы рядового оперативного совещания при главе государства. Круг обсуждавшихся вопросов имеет злободневный, стратегический характер и довольно широк: стратегия развития России на ближайшие десять лет, концепция федеративных отношений, земельная реформа, перспективы совершенствования местного самоуправления, реформирование различных сфер экономики, малого бизнеса, оздоровление нации и т.д.

Считаю, что создание этого  учреждения характеризует стремление высшей власти к сотрудничеству или  хотя бы разумному взаимодействию с  региональными элитами – одной  из наиболее влиятельных сил общества. А желание Президента создать  такой «инструмент», встроенный в  систему управления страной и  страхующий его от принятия необдуманных, скоропалительных, импульсивных решений, нельзя не рассматривать как стремление к управлению страной современными методами.

Информация о работе Государственный совет РФ и его роль в системе государственного управления