Есть ли демократия в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:39, творческая работа

Описание

Приступая к рассуждению на довольно актуальную тему, я хотел бы, для начала, сакцентировать своё внимание на теоретическом аспекте рассматриваемой проблемы. Поскольку речь идёт о демократии в России, следует задать ключевой вопрос: «Что такое демократия?»

Работа состоит из  1 файл

Демократия в РФ.doc

— 46.50 Кб (Скачать документ)


Эссе на тему: "Есть ли демократия в России"  ******* ********,студента группы Мн-201.

                                                             Эссе.

Приступая к рассуждению на довольно актуальную тему, я хотел бы, для начала, сакцентировать своё внимание на теоретическом аспекте рассматриваемой проблемы. Поскольку речь идёт о демократии в России, следует задать ключевой вопрос: «Что такое демократия?» Очевидно, что ответу на данный вопрос посвещанны многотомные труды, многих учёных правоведов, политологов, философов и государственных деятелей. Однако, не будем абстрагироваться от существующей действительности и уходить в сугубо философские вопросы. На мой взгляд, в рамках темы данного ЭССЕ целесообразно рассмотреть лишь общие положения и принципы демократического политического режима с точки зрения теории государства и права и конституционализма. 

Демократия (греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») – политический режим при котором основным источником государственной власти выступает народ. Нередко в теории государства и права можно встретить мнение о том, что при демократическом политическом режиме существует тенденция сближения субъекта и объекта власти, то есть подвластные (объект) через различные институты прямой и непосредственной демократии сами являются правителями (субъектом), так как определяют путём прямых выборов лицо или группу лиц, которые будут осуществлять властные полномочия. Однако, не следует понимать это в буквальном смысле. Под демократией понимается совокупность средств, приёмов, методов и принципов осуществления политической власти. Демократический политический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным существованием политических и правовых институтов, позволяющих ему оказывать влияние на управление обществом и государством. Как справедливо отметил профессор А.Д. Керимов, «демократия – это определённая технология обретения и осуществления государственной власти меньшинством, с опорой на большинство».  В подтверждения слов А.Д. Керимова можно сослаться на В.И. Ленина, разоблачавшего выдумки К.Каутского о некой «чистой демократии», абсолютно противоположной диктатуре. В.И Ленин утверждал, что демократия и диктатура по существу – две стороны одного и того же явления. Одним словом, в любом обществе, господствующий класс имеет демократию для себя, что одновременно означает осуществление диктатуры в отношении противоположного класса. Таким образом, при любой демократии всегда присутствует властвующий субъект, к сожалению, нередко «оторванный» от народа. Помимо «власти-организаторского» аспекта демократия включает в себя и многие другие аспекты, косвенно связанные с другими элементами  формы государства… 

Говоря о демократии в нашей стране, первым, что приходит в голову, это очень дискуссионный вопрос: «А существует ли демократия в Российской Федерации?» В своём ЭССЕ я хотел бы высказать аргументы как в защиту положительного, так и отрицательного ответа на данный вопрос, ибо моя позиция заключается именно в дуалистическом подходе к определению и решению проблемы.

Начну я с того, что с точки зрения теории конституционного права политический режим является характеризующим элементом всего конституционного строя, основные характеристики которого закреплены в 1 Главе Конституции нашей страны. Уходя немного в сторону, я хотел бы обратить внимание на речь, произнесённую Ф. Лассалем в одном берлинском бюргерском окружном собрании в 1862 г., которая посвещанна сущности конституции: «…Мне удалось, думаю, в достаточной степени выяснить вам, м.г., сущность обеих конституций какой-либо страны, конституции действительной – как реально существующего соотношения общественных сил страны и конституции писанной, которую в отличие первой мы можем назвать хотя бы листом бумаги…» Таким образом, к ответу на поставленный мной вопрос возможно два подхода: фактический и юридический. Начнём с последнего.   

De jure, в России однозначно демократия есть. «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» - говорит нам ч.1 ст. 1 Основного Закона нашей страны. Анализируя нормативное содержание ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации, можно выявить следующие характеристики конституционного нормирования демократии в Основном Законе. Провозглашая наше государство демократическим Конституция не даёт дефинитивного определения содержания, вкладываемого в этот термин. Оно выводится из всего текста Основного Закона, прежде всего из основ конституционного строя и Главы 2 «Права и свободы человека и гражданина». Конституция закрепляет демократию не в смысле господства народа, речь идёт о рациональной организации политического процесса и обеспечении политического единства народа в условиях многопартийности и плюрализма. Такое понимание, основывающееся на отказе от интерпретации демократии как господства народа в смысле идентичной демократии, то есть совпадения управляющих и управляемых, нашло выражение в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.06.2003 № 10-П. Таким образом, для демократического государства, как оно закреплено в Основном Законе, характерны следующие черты и принципы:

- принцип политического единства общеобязательной воли, формирующийся в результате противоборства множества частных воль, из которого органично следует также принцип большинства;

- непосредственное политическое волеизъявление народа на свободных выборах и референдуме;  

- свобода и гласность политического процесса. 

Данные принципы, в силу доминантности Конституции Российской Федерации, пронизывают всё объективное право России по данному поводу, которое раскрывает их сущность и функциональное назначение. С точки зрения Российского законодательства демократия есть. А с точки зрения практической действительности? 

De facto, сложно дать однозначный ответ. Можно привести аргументы, подтверждающие слабость Российской демократии, подтверждающие почти её отсутствие. Я начну с того, что до 1917г. в России демократия отсутствовала в связи с монархической формой правления, это значит, что на протяжении истории нашей страны демократические традиции отсутствовали в принципе. Одного века для нашей страны не достаточно для того, чтобы искоренить монархические традиции, заменив их на демократические. В этой связи можно сказать то, что демократия пока не прижилась в России. Конечно, утверждать её полное отсутствие нельзя, хотя бы по тому, что в России всё-таки существуют некоторые демократические институты, но они функционируют не должным образом. Сакцентируем своё внимание на институтах представительной демократии. Вообще представительная демократия заключается в форме осуществления принадлежащей народу власти через демократически избранных депутатов (делегатов), составляющих коллегиальные органы государственной власти или местного самоуправления.

На федеральном уровне институтом представительной демократии является Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, в части формирования законодательного органа. В соответствии с ч. 3 ст. 13 Конституции Российской Федерации в России установлен демократический принцип многопартийности. Насколько он воплощён в практику Российского парламентаризма? Для  ответа на данный вопрос можно обратить внимание на процентное соотношение политических сил в нижней палате Российского парламента. Дело в том, что по результатам выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 2007г. процент голосов, поданных за Единую Россию, составил 64,30%. Единая Россия не просто доминирует. Из 450 депутатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 315 представителей Единой России. Фракция правящей партии занимает 70% от всех мест представленных в нижней палате.

Такое количество депутатов больше чем квалифицированное большинство, а значит, даже федеральные конституционные законы могут, одобряться нижней палатой единогласно.  

Оппозиция при законодательном процессе ничтожна. Единая Россия фактически объявила монополию на производство федерального законодательства. Исполнительную власть возглавляет член Единой России. Ситуация на региональном уровне, в большей части, аналогичная. Это ведёт к сближению законодательной и исполнительной власти, а следовательно к подрыву базового, демократического принципа, принципа разделения властей. Так же на федеральном уровне функционирует институт президентской власти, который утверждается по средством прямых, равных и тайных выборов. Последние президентские выборы 2008г. наглядно показали «истинную» реализацию демократических принципов. Если обратить внимание на избирательный процесс, то достаточно сказать то, что в избирательных бюллетенях отсутствует пункт «против всех». Когда гражданин идёт на выборы ради каких-то «подарков» от государства, он ставит «галочку» напротив первого кандидата. Это не соответствует демократическим принципам.  

На уровне субъекта федерации посредством представительной демократии до 2004г. формировались как законодательные, так и исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Но после 2004г. порядок формирования исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации изменился. В соответствии с ч.1 ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 декабря 1999г. №184-ФЗ Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Поскольку Президент Российской Федерации член Единой России, то главы субъектов, возможно, в большинстве регионах будут единороссы. А следовательно, не исключена возможность представления от исполнительного органа государственной власти субъекта, члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, который будет также членом Единой России. Данная реформа – явный поворот в сторону антидемократического политического режима. В связи с этой реформой, иногда бывает так, что глава субъекта оторван от народа. Например, нынешний губернатор Кировской области – Никита Белых, не проживал в ней. Насколько этот поворот оправдан? Возможно, в условиях современной России это правильная административная реформа, но это тема другого разговора…  

Приведённые мной аргументы говорят об условной фиктивности соответствующих нормативно-установленных принципов и институтов демократического политического режима. Вот и разрыв между фактической и юридической стороной, рассматриваемого нами вопроса… 

Действующей, демократической Конституции Российской Федерации  всего 17 лет и она частично дееспособна. Но как говорили Римляне: «Lex prospicit nоn respicit» - закон смотрит вперёд, а не назад. Возможно в будущем, нам удастся укоренить демократические традиции, удастся пройти расстояние от de jure к de facto…     



Информация о работе Есть ли демократия в России