Законодательный процесс в российском парламенте: основные стадии, виды принимаемых актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:41, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследования именно сущности и содержание законодательного процесса.
Задачей выполнение которой будет достижением указанной цели будет являться рассмотрение следующих вопросов:
1. Понятие законодательного процесса
2. Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение
3. Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Понятие законодательного процесса………………………………..…4
Глава 2. Порядок рассмотрения законопроектов и принятие законов………...8
Глава 3. Президент РФ в законодательном процессе…………………………21
Заключение………………………………………………………………………31
Список используемой литературы……………………………………….…….33

Работа состоит из  1 файл

законодательный процесс.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное учреждение высшего 

Профессионального образования 

«Северо-Кавказский государственный технический университет» 
 
 
 
 

Юридический факультет 

Кафедра «Государственно-правовых дисциплин» 
 

Курсовая работа 
 

по дисциплине: «Конституционное (государственное) право России» 

на тему: «Законодательный процесс в российском парламенте: основные стадии, виды принимаемых актов» 
 
 
 
 

                      Выполнил:

                      Студент 2 курса

                      группы  ПВЗ-091

                      Лазаренко Н.П.

                      Проверил:

                      к.ю.н. доцент

                      Самарина  Е.С. 
                       
                       
                       
                       
                       

Ставрополь 2011 г.

     План: 

Введение…………………………………………………………………….……..3

Глава 1. Понятие законодательного процесса………………………………..…4

Глава 2. Порядок рассмотрения законопроектов и принятие законов………...8

Глава 3. Президент  РФ в законодательном процессе…………………………21

Заключение………………………………………………………………………31

Список  используемой литературы……………………………………….…….33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Изменения, произошедшие в социально-политической и экономической сферах в Российском государстве породили необходимость срочного изменения текущего законодательства (отмена старых нормативно-правовых актов и принятие новых).

     Процесс принятия новых законов в Российской Федерации именуется законодательным процессом и именно ему будет посвящена данная работа.

      На  взгляд Исакова В., всю проблематику подготовки и принятия законов в  правовом государстве можно разделить  на три предметных сферы:

  • проблемы политического характера, законодательной политики;
  • проблемы регламентного уровня, иначе говоря, проблемы организации законодательного процесса;
  • проблемы языка, стиля, терминологии, классификации, кодификации, систематизации - все то, что обобщенно называют "проблемами юридической техники"1.

     Целью данной работы является исследования именно сущности и содержание законодательного процесса.

     Задачей выполнение которой будет достижением  указанной цели будет являться рассмотрение следующих вопросов:

  1. Понятие законодательного процесса
  2. Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение
  3. Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой
  4. Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой
  5. Рассмотрение законов в согласительной комиссии
  6. Президент РФ в законодательном процессе.
 
 

Глава 1. Понятие законодательного процесса. 

      Принятие  закона состоит из нескольких последовательно  следующих одна за другой стадий, совокупность которых называется законодательным процессом. Закон считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства в соответствии с установленным Конституцией порядком.

      Нарушение конституционного порядка прохождения законопроекта хотя бы на одной из этих стадий лишает принятый акт законной силы. Поэтому Конституция РФ и Регламенты палат детально регламентируют законодательный процесс. Споры и разногласия по поводу неопределенности некоторых формулировок этих актов привели к рассмотрению соответствующих вопросов законодательного процесса Конституционным Судом РФ.

      С общепринятой точки зрения Конституция  РФ содержит неточное понимание "принятия" федеральных законов. Она устанавливает, что эти законы принимаются Государственной Думой (ч. 1, ст. 105), создавая тем самым впечатление, будто законодательный процесс на этом заканчивается. На самом деле Государственная Дума только утверждает законопроект, который после этого именно в таком качестве передается в Совет Федерации. Совет Федерации одобряет или не одобряет тоже законопроект и только после того, как Президент РФ подпишет законопроект и опубликует его, законопроект становится законом, т. е. может считаться принятым. Однако такое понимание процесса перерастания законопроекта в закон в нашей конституционной системе отсутствует, в связи с чем приходится пользоваться закрепленной в Конституции терминологией.

      Конституционный Суд РФ в одном из своих решений  внес определенную ясность в этот вопрос, указав, что понятие "принятый федеральный закон", содержащееся в ч. 1 ст. 107 Конституции Российской Федерации, относится к результату законотворческой деятельности обеих палат и, следовательно, отличается от понятия "принятый Государственной Думой федеральный закон" (ч. 1, 2 и 3 ст. 105, ст. 106). Не совпадающее содержание этих понятий отражает специфику отдельных стадий законодательного процесса.

      В Российской Федерации законодательный  процесс состоит из следующих основных стадий:

    • законодательная инициатива и предварительное рассмотрение,
    •   рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой,
    • рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой,
    • рассмотрение законов в согласительной комиссии при возникновении разногласий,
    • повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Советом Федерации,
    • повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Президентом РФ,
    • повторное рассмотрение Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ,
    • подписание и обнародование законов Президентом РФ.

      Разумеется, некоторые из этих стадий являются только возможными, а не обязательными.

      Так, повторное рассмотрение закона в Государственной Думе возможно только в случае неодобрения этого закона Советом Федерации или отклонения Президентом РФ, то же самое - в отношении повторного рассмотрения закона в Совете Федерации и создания двухпалатной согласительной комиссии. Однако Конституция РФ и Регламенты палат предусматривают для каждого такого случая порядок, составляющий самостоятельную стадию законодательного процесса. В соответствии с Конституцией РФ особый порядок предусмотрен для одобрения в обеих палатах федеральных конституционных законов (эти законы соответствующим большинством одобряются двумя палатами и после этого подлежат подписанию Президентом и обнародованию, т. е. без возможности вето Президента).

      В последнее время Федеральное  Собрание Российской Федерации уделяет  большое внимание юридической форме  принимаемых законодательных актов, их простоте, точности и компактности. Более четко и единообразно оформляется  структура законов, упрощается стиль изложения нормативных предписаний, упорядочивается терминология. Наблюдается тенденция принятия новой редакции законов, не отвечающих изменившимся условиям, вместо неоднократного внесения в них многочисленных изменений и дополнений.

      Вместе  с тем коренные изменения, происходящие в обществе, предъявляют повышенные требования к законодательной технике. Не секрет, что эффективность действия поспешно разработанных и принятых нормативных актов без строгого соблюдения юридической формы намного снижается, и более того - они способны приводить к существенным противоречиям всей системы российского законодательства, его отставанию от веления времени, к коллизиям правовых норм.

      Требования  к законодательной технике своеобразно  сформулировал еще Петр I: "Все  прожекты зело исправны, должны быть, дабы казну изрядно не разорять и отечеству ущерба не чинить. Кто прожекты будет абы как ляпать, того чина лишу и кнутом драть велю - в назидание потомкам". Надо думать, подобные меры возымели бы свое действие и на нынешних чиновников, занимающихся правотворчеством.

      Анализируя  качество принятых за последнее время  федеральных законов, В.В. Путин в  ежегодном Послании Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2002 г. указал на то, что позитивные результаты в законотворчестве не могут оправдать принятия законов, часто противоречащих друг другу. Одни законы, будучи принятыми, не исполняются. Другие же постоянно подвергаются изменениям, иной раз, даже не вступив в силу.

      А.С. Пиголкин определяет законодательную технику как систему "основанных на практике правотворчества и теоретически осмысленных принципов и правил (приемов) оформления наиболее совершенных и целесообразных по форме и структуре законопроектов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний мысли законодателя, доступность и легкую обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов, внутреннюю согласованность и непротиворечивость системы законодательства"2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Порядок рассмотрения законопроектов и  принятие законов.

Рассмотрение  законопроектов и  принятие законов  Гос. Думой

      Рассмотрение  законопроектов в Государственной  Думе осуществляется в трех чтениях, если палатой применительно к конкретному законопроекту не принимается другое решение. В первом чтении обсуждаются основные положения законопроекта, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка концепции законопроекта. Обсуждение начинается с доклад" инициатора законопроекта и содоклада ответственного комитета палаты. Рассмотрение законопроекта, внесенного Президентом РФ, Правительством РФ, субъектом РФ, начинается с обоснования их представителями необходимости законопроекта и заканчивается их заключительным словом с анализом высказанных в ходе обсуждения законопроекта предложений и замечаний. В ходе рассмотрения заслушиваются предложения и замечания фракций и депутатских групп, полномочного представителя Президента РФ, представителей Правительства РФ, субъектов РФ и других лиц, приглашенных для участия в обсуждении.

      По  результатам обсуждения законопроекта  в первом чтении Государственная  Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний, отклонить законопроект или принять закон. В случае принятия законопроекта Дума может установить сроки подачи поправок к законопроекту и внесения его на второе чтение. Дума может также принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении.

      Решение по законопроекту, рассмотренному в  первом чтении, считается принятым, если за него проголосовало большинство  от общего числа депутатов Государственной  Думы. Это решение оформляется  постановлением Государственной Думы.

      Законопроект, принятый в первом чтении, в течение пяти дней направляется для сведения в Совет Федерации.

      Поправки  к законопроекту, принятому в  первом чтении, поступают в соответствующий  комитет Государственной Думы. Такие  поправки вправе вносить Президент  РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ могут вносить поправки к законопроекту по вопросам их ведения.

      Ответственный комитет изучает и обобщает поправки. Комитет вправе проводить независимую  экспертизу поправок на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным конституционным законам. Лица, внесшие поправки, вправе уточнять их в ходе обсуждения в комитете. После рассмотрения на заседании комитета доработанный законопроект представляется в Совет Государственной Думы для включения в календарь рассмотрения палатой вопросов во втором чтении. Вместе с законопроектом комитетом представляется таблица поправок, рекомендованных комитетом к отклонению, и таблица одобренных комитетом поправок. Таблицы направляются также Президенту РФ, субъекту права законодательной инициативы, внесшему данный законопроект, и Правительству РФ.

      В начале второго чтения законопроекта с докладом выступает представитель ответственного комитета, который сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в комитете, поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем выступают полномочный представитель Президента РФ, представители инициатора законопроекта, Правительства РФ. Председательствующий выясняет, имеются ли возражения фракций и депутатских групп или депутатов против поправок, включенных ответственным комитетом в законопроект при его доработке. Если такие возражения имеются, то предоставляется слово для их краткого обоснования. Докладчик отвечает на возражения, после чего проводится голосование об одобрении или отклонении поправки.

Информация о работе Законодательный процесс в российском парламенте: основные стадии, виды принимаемых актов