Законодательный процесс. Понятие и стадии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:09, курсовая работа

Описание

"Общество имеет право, а государство обязано" - такова формула правового демократического государства. Это означает, что государственная власть в любой своей ипостаси должна контролироваться обществом и быть зависимой от него. Одним из путей к этому идеалу стал знаменитый принцип разделения властей, согласно которому у каждой ветви власти - свои собственные, четко определенные задачи и цели. Судебная власть отвечает за правосудие, исполнительная - за исполнение законов, а законодательная власть создает законы и представительствует.

Содержание

Введение
1. Законодательный процесс в Украине.
2. Стадии законотворческого процесса в Украине
3. Право законодательной инициативы в зарубежных странах.
Заключение.
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

законодательный процесс. Понятие и стадии.doc

— 189.00 Кб (Скачать документ)

Тема: «Законодательный процесс. Понятие и стадии». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

П Л А  Н 

Введение 

1. Законодательный процесс в Украине.

2. Стадии законотворческого процесса в Украине

3. Право законодательной инициативы в зарубежных странах.

Заключение.

Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      "Общество  имеет право, а  государство обязано" - такова формула правового демократического государства. Это означает, что государственная власть в любой своей ипостаси должна контролироваться обществом и быть зависимой от него. Одним из путей к этому идеалу стал знаменитый принцип разделения властей, согласно которому у каждой ветви власти - свои собственные, четко определенные задачи и цели. Судебная власть отвечает за правосудие, исполнительная - за исполнение законов, а законодательная власть создает законы и представительствует.

      Законодатель  всегда несет ответственность за социальную ценность тех законов, которые  он принимает. Обращаясь к процессу создания юридических законов, следует уяснить, что прежде всего возникает юридический мотив или идея закона. Идея юридического закона  - это предвидение его содержания  в сознании людей. Всегда перед тем, как что-либо создать в реальности,  человек создает это в своем сознании и только после этого приступает к материализации идеи.  

      Законодательный акт может  предворять стереотипы  социального поведения, создаваться законодателем на основе научного предвидения. В этом случае  законодательная активность находит свое выражение в понимании, что и как в общественных отношениях  должно быть урегулировано правом.  Результатом законодательной активности является то, что устраняются  противоречия  между предметом правового регулирования  и действующими законами.

      Предмет, рассматриваемый в данной работе, очень важен и актуален в настоящее время, поскольку целью поступательного движения нашего государства в своем развитии является достижение уровня высокоразвитого демократического общества. В связи с этим проблема законодательной инициативы в частности и  всего законодательного процесса в целом приобретает огромное значение

      Анализ  законотворческой деятельности в Украине  показывает, что необходима кропотливая  постоянная работа по совершенствованию законодательной деятельности государства. Несовершенство принимаемых законов приводит к тому, что законодательство не  в должной мере регулирует различные аспекты общественной жизни, противоречит современным тенденциям развития государства и общества. Несовершенство законодательства создает почву для различных правонарушений, зачастую значительно обедняя и ослабляя  само себя. Действующее законодательство содержит массу противоречий, недоработок и упущений.

      Право  пришло на смену обычаям и традициям, пройдя многовековой сложный путь эволюционного развития. Однако и сегодня в различных отраслях права, в том числе и в области законотворчества существует много проблемных зон, но в то же время -  масса возможностей  для   усовершенствования.

      Качественный  закон в полном смысле этого слова  равнозначен научному открытию, фундаментальной исследовательской работе. Законопроект можно доработать в процессе его обсуждения и принятия в парламенте, но от первичной разработки законопроекта  зависит очень многое,  качество  самой разработки определяет социальную важность законопроекта.

      Целью данной работы является определение  места законодательной деятельности государства в правотворчестве  и укреплении демократии.

      В ходе работы ставятся следующие задачи:

- дать  определение законодательному процессу (деятельности) государства, выделив его основные виды;

- охарактеризовать  основные стадии законодательного  процесса в Украине;

- отметить  значение юридической практики  в создании законодательных актов;

- дать  краткую характеристику права  законодательной инициативы в  зарубежных странах

1. Законодательный  процесс в Украине

      В жизни общества и государства  законодательство играет очень важную роль. В этой работе я постараюсь осветить важность законодательной инициативы в общем процессе законотворчества и по возможности исследовать проблемы, существующие  в области инициирования законопроектов.

      Процесс законотворчества складывается из нескольких стадий и заключается  в переводе объективных законов общественного  развития на язык законов юридических. Процесс законотворчества начинается с уяснения необходимости правового урегулирования тех или иных общественных отношений, необходимости изменения действующего законодательства .  В юридических законах нередко закрепляется то, что сложилось в обыденной жизни, стало нормой поведения, обычаем, этическим принципом.

      Проблема  перевода объективной необходимости  в юридический закон далеко не проста. Законотворчество осуществляется в процессе трансформации объективных законов общественного развития  на язык решений, нормативов, предписаний, облеченных в юридическую форму.

      Законотворчество  – это деятельность государства  по созданию юридических законов. Она  складывается из юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативных актов.

      Существуют  такие формы законотворчества: непосредственное законотворчество народа  /референдум/  и законотворчество специально на то уполномоченных органов государства – это парламенты, президенты, правительства, специальные органы государственного управления, местные государственные органы. 

     Законодательная деятельность — это особый вид правотворческой деятельности, осуществляемый специальными государственными органами (либо в ходе непосредственного правотворчества народа — референдума), который заключается в принятии, изменении или отмене норм права путем принятия нормативно-правовых актов — законов, обладающих высшей юридической силой.1

     Результат законодательной деятельности —  закон обладает следующими признаками:

     а) принимается высшим представительным органом в государстве (в Украине — Верховная Рада) или при непосредственном правотворчестве народа в ходе референдума;

     б) содержит нормы права, регулирующие наиболее важные, существенные вопросы социальной жизни;

     в) принимается в строгом соответствии с Конституцией

     г) является актом, обладающим высшей юридической силой, в связи с чем, все иные акты должны соответствовать и ни в чем не противоречить закону;

     д) принимается с соблюдением строго регламентированной законодательной процедуры;

     е) всегда является письменным актом.

     Законодательная деятельность в Украине осуществляется непосредственным правотворчеством народа в ходе референдума или высшим представительным органом государства — Верховной Радой.

     Референдум  является разновидностью законодательного процесса и представляет собой форму непосредственной демократии, при которой происходит волеизъявление народа, связанное с принятием политических и правовых решений.

     Порядок проведения референдума можно рассматривать  как референдный процесс, который состоит из последовательных стадий:

  • назначение референдума;
  • подготовка и проведение референдума;
  • голосование и определение результатов голосования;
  • опубликование и введение в действие результатов — законов и иных решений, принятых референдумом.

     В юридической литературе референдум иногда отождествляется с всенародным опросом и плебисцитом и рассматривается как утверждение того или иного государственного решения путем народного голосования, придающего ему окончательный и обязательный характер. Во многих монографиях и словарях, напротив, подчеркивается различие между референдумом и плебисцитом, референдумом и всеобщими выборами. Референдум при этом рассматривается как обращение к избирательному корпусу с целью принятия окончательного решения по конституционным, законодательным или иным внутриполитическим и внешнеполитическим вопросам. А плебисцит  — как опрос населения с целью установления судьбы определенной территории, как метод решения территориальных споров в международной практике, когда населению предоставляется возможность путем прямого голосования определять, к какому государству или государствам должна принадлежать территория, на которой оно проживает. Законодательство Украины такого различия в терминологии не признает и охватывает все перечисленные процедуры термином «референдум».

     Что же касается различия между референдумом и общими выборами, то они чаще всего сводятся, во-первых, к тому, что в ходе выборов избираются выборщики или кандидаты, а в ходе референдума избиратель отвечает «да» или «нет» на поставленный вопрос. И, во-вторых, если выборы связаны с представительной демократией, то референдум представляет собой институт прямой и непосредственной демократии. Впрочем, отмеченные и иные различия весьма относительны и порой трудноуловимы. Ибо в случаях с выборами и с референдумом приглашается высказать свое мнение один и тот же избирательный корпус. Нередко используется один и тот же порядок подсчета голосов. Наконец, зачастую по результатам проведения референдумов и выборов определяется одна и та же внутренняя и внешняя политика.

     Различают общенациональные, проводимые в масштабах всей страны или нации, и местные референдумы. Местные референдумы представляют собой способ деятельности муниципалитетов, посредством которого население регионов или административно-территориальных единиц выражает свою волю в отношении вопросов местного значения.

     Общенациональный  референдум в Украине именуют  всеукраинским. Всеукраинский референдум назначается Верховной Радой или Президентом Украины в соответствии с полномочиями, предоставленными им Конституцией. Всеукраинский референдум объявляется по народной инициативе по требованию не менее трех миллионов граждан Украины, имеющих право голоса, при условии, что подписи относительно назначения референдума собраны не менее чем в двух третях областей и не менее чем по сто тысяч подписей в каждой области.

     Предметом референдума могут быть разные вопросы  политического и правового значения: утверждение основных законов и поправок к ним; ратификация международных договоров; принятие законов; учреждение автономий и т.д. Вместе с тем референдум не самая удобная процедура, которая не всегда позволяет принимать конструктивные, взвешенные решения. Поэтому на референдум могут выноситься не все вопросы. Так, в соответствии с Конституцией Украины, не допускается проведение референдума в отношении законопроектов по вопросам налогов, бюджета и амнистии.

     Референдумы бывают обязательными и факультативными. Обязательным является референдум, проведение которого по закону необходимо для принятия определенного решения. Так, в соответствии со ст. 73 Конституции Украины, исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении территории. Референдум является факультативным, если проводится по усмотрению субъектов, правомочных потребовать его. Решение, принимаемое факультативным референдумом, может быть принято и иным способом, — например, парламентским.

      По  правовым последствиям всенародного волеизъявления различают императивные (обязательные) и консультативные референдумы. Императивный референдум имеет окончательное, решающее значение — им утверждается или отменяется закон. Он обязывает парламент или главу государства к разработке и принятию определенных решений в соответствии с условиями, утвержденными на референдуме. Консультативный референдум не дает окончательного решения того или иного вопроса. Проведение консультативного референдума является условием принятия политического решения.

Информация о работе Законодательный процесс. Понятие и стадии