Законодательный процесс. Понятие и стадии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:09, курсовая работа

Описание

"Общество имеет право, а государство обязано" - такова формула правового демократического государства. Это означает, что государственная власть в любой своей ипостаси должна контролироваться обществом и быть зависимой от него. Одним из путей к этому идеалу стал знаменитый принцип разделения властей, согласно которому у каждой ветви власти - свои собственные, четко определенные задачи и цели. Судебная власть отвечает за правосудие, исполнительная - за исполнение законов, а законодательная власть создает законы и представительствует.

Содержание

Введение
1. Законодательный процесс в Украине.
2. Стадии законотворческого процесса в Украине
3. Право законодательной инициативы в зарубежных странах.
Заключение.
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

законодательный процесс. Понятие и стадии.doc

— 189.00 Кб (Скачать документ)

      Целью юридической техники является рационализация юридической деятельности, достижение ясности, простоты, краткости, определенной стандартности, единообразия (унификации) юридических документов. Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует определенный уровень правовой культуры конкретного общества, им во многом обусловлены соблюдение законности и эффективность правовых норм.

      Особые  требования предъявляются к законодательной технике, так как от ее уровня во многом зависят обеспечение принципа верховенства закона и его эффективное действие. Правила законодательной (нормотворческой) техники можно подразделить на три вида:

      1) Правила, которых следует придерживаться  в процессе разработки и формулирования  норм права. К ним относятся следующие: доступность норм права для понимания, отсутствие излишней сложности; четкость формулировок, терминологическая строгость (однозначность, общепризнанность, доступность, стабильность и единство терминологии, тождественность употребления терминов — общеупотребительных, специальных, юридических — в разных сочетаниях в различных частях нормативно-правового акта, в других нормативных актах); использование юридических конструкций в соответствии с определенными правилами; оправданное использование тех или иных способов изложения элементов правовых норм; нецелесообразность повторения положений, изложенных в нормативных актах вышестоящих органов; использование названий государственных органов и организаций, наименований встречающихся нормативных актов в соответствии с официальными.

      2) Правила построения нормативных  актов, которые включают в себя логическую последовательность изложения нормативного материала (в частности, сначала принято излагать более общие предписания, затем более конкретные); согласованность и однородность включенного в нормативно-правовой акт материала; структурную организацию нормативного акта (вводная часть — преамбула, общие и особенные части), оправданную рубрикацию нормативно-правовых актов, разграничение их на части, снабженные заголовками: разделы, главы, статьи; отсутствие противоречий между частями нормативного акта, между разными нормативными актами; достижение согласованности между нормативно-правовыми актами; достижение согласованности между нормативно-правовыми актами, составляющими одну отрасль законодательства, содержащими предписания, регулирующие сходные общественные отношения; способы оформления изменений, дополнений, полной или частичной отмены, объединения нормативно-правовых актов и т.п.

      Отступления от вышеуказанных правил в правотворческой технике ведет к юридическим ошибкам: пробелам в нормативно-правовом акте, противоречиям между его статьями, нечетким, расплывчатым, двузначным характеристикам, формулировкам, которые снижают качество акта, усложняют его уяснение и разъяснение (толкование), затрудняют реализацию норм права в конкретных правоотношениях.

      Ошибки, встречающиеся в правотворческой  деятельности подразделяются на три группы:

      а) собственно-юридические — принятие декларативных норм, т.е. не обеспеченных материальными ресурсами и необходимыми юридическими средствами; наличие коллизионных норм; отсылки к несуществующим нормативно-правовым актам; пробелы в праве (полные или частичные);

      б) логические — наличие логических противоречий между отдельными нормативными предписаниями; тавтология; определение одного неизвестного термина через другой неизвестный и др.;

      в) грамматические — наличие ненормативных словосочетаний, громоздких конструкций, затрудняющих уяснение смысла статьи нормативно-правового акта, и др.

      3) Правила, относящиеся к внешнему  оформлению нормативных актов  и их публикации, предусматривают  наличие обязательных реквизитов нормативно-правовых актов: название и наименование, счета, указание органа, издавшего нормативно-правовой акт, дату и место его принятия, номер нормативно-правового акта, соответствующие подписи, печати. Должны быть также решены вопросы, связанные с введением в действие нормативно-правового акта, изменением или своевременной отменой потерявших свое значение или не действующих документов. При ссылке на нормативно-правовой акт принято указывать на основные его реквизиты, а также на официальный инкорпорированный сборник, в котором данный акт был опубликован.

      Юридическая техника в правоприменительной  деятельности включает методики работы над текстами правоприменительных актов; приемы наиболее совершенного изложения мысли правоприменительного органа в юридических актах; выбор наиболее целесообразной структуры правоприменительного акта, терминологии, языка и др. К языку нормативных актов предъявляются особые требования, поэтому его еще иногда называют первоэлементом законодательных актов. Структура правоприменительного акта включает в себя четыре части: вводную; констатирующую; мотивировочную и резолютивную. В правоприменительном акте указываются правоприменительный орган, участвующие в деле лица, существующие по делу доказательства, применяемые нормы законодательства, фабула юридического дела, ставшего предметом разбирательства, и другие обстоятельства, которые правоприменительный орган посчитает юридически значимыми 

3. Право законодательной инициативы в зарубежных странах 

      В государствах современной парламентской  демократии закон принимается  представительным органом власти по определенной регламентом законодательной процедуре.

      Такая процедура, во-первых, обеспечивает внесение законопроектов по действительно важным вопросам жизни страны. Это закрепляется обычно ограничением круга субъектов законодательной инициативы, т.е. органов, лиц, либо определенного числа граждан / к примеру  - народная инициатива в Австрии и в Италии /. К числу таких субъектов в большинстве зарубежных стран относятся, обычно,  глава государства, правительство / но не отдельные ведомства/, депутаты или группа депутатов, высшие судебные инстанции, некоторые другие органы. В Российской Федерации это  - Президент, Правительство,  депутаты Государственной Думы и Совета Федерации, законодательные /представительные/ органы субъектов Федерации.      

      В Великобритании полномочиями  по изданию  правовых актов парламентом наделяются министры короны, органы местного управления, независимые корпорации, англиканская церковь , частные компании, Комиссия и Совет Европейских Сообществ. Каждый из этих органов и организаций может принимать, изменять или отменять правовые акты  не иначе, как с санкции  -  по поручению или с разрешения парламента. Таким путем сохраняется и поддерживается «суверенитет» высшего законодательного органа в правовой форме.

      Во-вторых, законодательная процедура призвана обеспечить всесторонне обсуждение принятых к рассмотрению законопроектов. В демократических государствах законы обсуждаются по-разному.

      Например, в Англии, Венгрии, России депутатам  голос предоставляется спикером Парламента и они выступают с  места.   В Соединенных Штатах Америки в палате представителей,  во Франции в палате депутатов парламентарии выступают  с трибуны,  в Украине  -  они  встают  в очередь к микрофону и так принимают участие в обсуждении законопроектов.

      Закон, как правило, всегда принимается  как акт нормативный, т.е. устанавливающий, изменяющий или отменяющий  нормы права. Это, в принципе,  общепризнанная практика современных государств. Однако, исключения из этого общего правила считаются вполне допустимыми, например, в Великобритании, где  любой акт парламента /обеих его палат/, одобренный королевой, считается законом. Таким путем устанавливаются в основном те или иные социальные акции. В истории России практиковались «именные» указы царя или Сената, боярские «приговоры».  В Российской Федерации применяются «именные» законы, например, о назначении содержания семьям погибших депутатов. Разумеется, они не меняют общего правила нормативности законов Федерального Собрания.

      В странах англо-саксонской  группы законы  создаются  в процессе судебной практики, в контексте решения конкретных судебных дел и в форме судебных решений. Эти акты  становятся основанием для решения конкретных дел судами в будущем. В Англии , США, Канаде, Австралийском Союзе основной особенностью правовой системы является признание и широкое использование судебного прецедента, преобретающего значение образца для последующих решений и, тем самым,  устанавливающего нормы права.   

      В разных странах законы принимаются  по разному. Во Французском парламенте  парламентарии поднимают руку. В зале Бурбонского дворца  депутаты от разных фракций  занимают отведенные им места в четко обозначенной части зала, где  принимаются законы, что облегчает подсчет голосов.

      В палате представителей американского  конгресса и в Верховной Раде Украины  голосование производится путем  нажатия на пульт. В нижней палате английского парламента перед голосованием депутаты покидают зал и отправляются в помещение, которое называется «лобби». Те, что голосуют «за», идут в зал заседания через двери справа, кто против  -  через двери слева по отношению к спикеру парламента.

      Хотелось  бы уделить более пристальное  внимание вопросу законодательной инициативы и законотворческому процессу наиболее  близкого соседа Украины  - Российской Федерации.

      Согласно  российской Конституции, право законодательной инициативы принадлежит: Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации ( Субъектами Российской Федерации, входящими в ее состав, являются республики, края, области, города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область, автономные округа.) Важно отметить, что перечисленные властные институты могут вносить законопроекты по всем вопросам, отнесенным Конституцией к ведению Федерации, а также к совместному ведению Федерации и ее субъектов.

      Кроме того, право законодательной инициативы предоставлено также и самым  главным судам страны - Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду. Но тут данное право имеет ограничения, поскольку использовать его названные судебные органы могут только по вопросам своей компетенции.

      Конституция России 1978 г.  предусматривала более  широкий  перечень субъектов законодательной инициативы .  В него входили постоянные комитеты и комиссии обеих палат парламента, Генеральный прокурор, а также общероссийские общественные организации. Тем не менее, и ныне российский  перечень шире, чем в большинстве зарубежных конституций.  В большинстве зарубежных стран, как правило, правом законодательной инициативы наделены лишь депутаты парламента и правительство. Так, согласно Конституции Франции, это право принадлежит премьер-министру и членам Национального собрания. Конституция США - страны, являющейся классическим примером президентской республики, предоставляет право законодательной инициативы исключительно Конгрессу, а точнее, членам обеих его палат - Сената и Палаты представителей, формально лишая президента права внесения законопроектов. Российская же Конституция предоставила реальную возможность участия в законодательной деятельности как главе государства, так и трем ветвям государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной.

      Свой  нынешний облик законодательный процесс в Российской Федерации приобрел после принятия Конституции 1993 г., учредившей двухпалатную структуру Федерального Собрания - парламента и наделившей каждую палату собственной компетенцией. Надо сказать, что до 1990 г. в России действовал однопалатный высший орган законодательной власти - Верховный Совет РСФСР. В 1990 г., в ходе реконструкции политической системы, в составе Верховного Совета РСФСР были сформированы две палаты - Совет Республики и Совет Национальностей. Однако на деле этот орган функционировал как однопалатный парла мент, поскольку большая часть компетенции Верховного Совета, и прежде всего - принятие законов, осуществлялась совместно обеими палатами.

      В настоящее время основные тяготы законотворческой деятельности возлагаются на Государственную Думу - нижнюю палату, образуемую, как уже отмечалось выше, путем прямых выборов. Верхней палате - Совету Федерации, формируемому из представителей законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставлено право одобрять или не одобрять законы, принимаемые Государственной Думой. Таким образом, идея "разделения труда", воплощенная в структуре федерального законодательного органа, отражает принятый в мировой практике.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      Общие выводы по результатам работы сводятся к следующему.

      Предметную  основу законодательной деятельности составляет законотворчество, которому подчиняется содержание указанной деятельности.

      Понятия законодательного процесса сводится к тому, что законодательный процесс вообще возникает перед нами как особый фрагмент правотворческой деятельности государственного аппарата, которая осуществляется на основании решения верховной государственной власти, заинтересованной в этом процессе учитывая потребность в усовершенствовании существующего законодательства. Эта деятельность подчиняется указанному решению и состоит в создании частью государственного аппарата определенного законодательного акта, которым изменяется нормативное содержание или форма выражения законов государства, путем специфической юридической деятельности - законодательной деятельности. 

Информация о работе Законодательный процесс. Понятие и стадии