Военные суды в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:42, контрольная работа

Описание

Целью исследования является выявление характерных черт, особенностей и тенденций в историческом развитии органов военной юстиции в Беларуси в период с 1917 г. по настоящее время.

Содержание

Введение 3
1. Историко-правовые основы военной юстиции Беларуси 4
2. Современное состояние военной юстиции Республики Беларусь 9
2.1. Компетенция военных судов 10
2.2. Межгарнизонный военный суд 13
2.3. Белорусский военный суд 14
2.4. Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь 15
Заключение 17
Список использованных источников 18

Работа состоит из  1 файл

Военные суды 4144.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

 

 

2.2. Межгарнизонный военный суд

 

Межгарнизонные военные суды образуются, реорганизуют­ся и ликвидируются Президентом Республики Беларусь с уче­том численности и дислокации воинских частей вооруженных сил, иных войск и воинских формирований по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда (ст. 29 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).

В Республике Беларусь действует шесть межгарнизонных военных судов: в Минске, Бресте, Гродно, Витебске, Бобруйс­ке и Борисове.

Межгарнизонный военный суд состоит из председателя суда, судей и народных заседателей. При наличии пяти и бо­лее судей в составе межгарнизонного военного суда вводится должность заместителя председателя (ч. 3 ст 30 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).

Количество судей для каждого межгарнизонного военного суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председате­ля Верховного Суда (ч. 2 ст. 30 Кодекса о судоустройстве и статусе судей). Только межгарнизонный военный суд в г. Мин­ске имеет шесть судей, во всех остальных - по три судьи.

К судьям межгарнизонных военных судов кроме общих требований, предъявляемых к судьям районных (городских) судов, применяются дополнительные: иметь статус военнослу­жащего и воинское звание офицерского состава (ч. 3 ст. 94 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).

В соответствии со сложившейся практикой народными заседателями межгарнизонного военного суда являются граж­дане Республики Беларусь, состоящие на военной службе. Их количество для межгарнизонного военного суда — 35 человек на одного судью [14, с.128].

Списки народных заседателей межгарнизонных военных судов составляются сроком на пять лет и утверждаются ко­мандирами воинских частей.

Межгарнизонный военный суд действует только как суд первой инстанции, рассматривая подавляющее большинство уголовных и гражданских дел, подсудных военным судам.

Председатель межгарнизонного военного суда и его заме­ститель назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председате­ля Верховного Суда сроком на пять лет (ч. 1 ст. 32 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).

Полномочия председателя межгарнизонного военного суда и его заместителя полностью соответствуют полномочиям пред­седателя районного (городского) суда и его заместителя.

В межгарнизонных военных судах имеется аппарат, вы­полняющий вспомогательные функции, аналогичные тем, которые осуществляют работники аппарата районных (городс­ких) судов. Его численность зависит от количества судей в данном суде и объема их работы.

 

2.3. Белорусский военный суд

 

Белорусский военный суд - второе звено в системе военных судов республики. Его количественный состав устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представле­нию Министра юстиции и Председателя Верховного Суда.

Белорусский военный суд состоит из председателя суда, двух его заместителей, шести судей и народных заседателей, состоя­щих на военной службе. Число последних определяется в размере 25 человек на одного судью. Списки народных заседателей для Белорусского военного суда составляются сроком на пять лет и утверждаются Президентом Республики Беларусь.

Белорусский военный суд действует в составе президиума и двух судебных коллегий - по уголовным и гражданским делам, которые утверждаются его председателем из числа судей этого суда. Руководство их работой осуществляют заместители пред­седателя суда, входящие в состав соответствующих коллегий.

Председатель Белорусского военного суда в необходимых случаях вправе привлекать судей, входящих в состав одной коллегии, к рассмотрению дел, отнесенных к компетенции дру­гой коллегии.

Судебные коллегии рассматривают в качестве суда первой инстанции уголовные дела о преступлениях против мира и без­опасности человечества, преступлениях против государства, о совершенных военнослужащими преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь.

Белорусский военный суд вправе рассматривать по первой инстанции и гражданские дела в случаях, предусмотренных законодательством (ч. 3 ст. 44 ГПК).

Он может изъять любое уголовное или гражданское дело из межгарнизонного военного суда и принять его к своему произ­водству по первой инстанции.

Белорусский военный суд осуществляет надзор за судеб­ной деятельностью межгарнизонных военных судов.

В кассационном порядке судебные коллегии Белорусского военного суда рассматривают жалобы и протесты на не всту­пившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления межгарнизонных военный судов. С этой целью в судебных коллегиях образуются составы суда для коллеги­ального рассмотрения дел, которые утверждаются президиу­мом суда по представлению его председателя.

Судебные коллегии Белорусского военного суда по направ­лениям своей деятельности изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику.

Президиум Белорусского военного суда образуется в со­ставе председателя суда, его заместителей и судей. Количественный и персональный состав президиума утверждается Президентом Республики Беларусь по совместному представле­нию Министра юстиции и Председателя Верховного Суда.

Президиум Белорусского военного суда рассматривает в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам уголовные и гражданские дела. Это дела по протестам на кас­сационные определения судебных коллегий Белорусского воен­ного суда и на вступившие в законную силу приговоры, реше­ния, определения и постановления военных судов (ч. 11 ст. 407 УПК, ч.  4 ст. 440 ГПК).

В остальном компетенция президиума Белорусского воен­ного суда и порядок его работы такие же, как и президиумов областных (Минского городского) судов.

Руководит работой Белорусского военного суда председа­тель и его заместители, которые назначаются Президентом Рес­публики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на пять лет.

Для обеспечения деятельности по осуществлению правосу­дия в Белорусском военном суде имеется аппарат суда, кото­рый осуществляет те же функции, что и аппарат областных (Минского городского) судов.

 

2.4. Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь

 

Военная коллегия Верховного суда Республики Беларусь является третьим звеном в системе военных судов.

Она образуется из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и утверждается его Пленумом. В настоящее время в ее состав входят: председатель коллегии, пять судей, а также народные заседатели в количестве 10 человек на одного судью, состоящие на воинской службе и участвующие в рассмотрении уголовных дел по первой инстанции [14, с.130].

Судья Военной коллегии Верховного Суда Республики Бе­ларусь должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет, обладать статусом военнослужащего и иметь воинс­кое звание офицерского состава. Он назначается на должность Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Респуб­лики Национального собрания по представлению Председате­ля Верховного Суда.

Военная коллегия рассматривает в пределах своих полно­мочий дела в качестве суда первой инстанции. В соответствии со ст. 269 УПК ей подсудны:

1)  уголовные дела о преступлениях, совершенных высшими должностными лицами государства, депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики Беларусь  Национального  собрания  Республики  Беларусь, если на них распространяется статус военнослужащих;

2)  уголовные дела о преступлениях, переданные в данный суд с согласия обвиняемого и его защитника из нижестоящих военных судов в целях обеспечения объективности судебного разбирательства;

3)  принятые к своему производству по собственной инициативе любые уголовные дела, входящие в компетенцию военных судов.

Военная коллегия может принять к своему производству лю­бое гражданское дело, подсудное нижестоящему военному суду.

В кассационном порядке Военная коллегия Верховного Суда рассматривает уголовные и гражданские дела по жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры, решения, постановления и определения Белорусского военного суда.

В порядке надзора Военная коллегия Верховного Суда рас­сматривает уголовные и гражданские дела по протестам на вступившие в законную силу приговоры, решения, определе­ния и постановления межгарнизонных военных судов, приго­воры, решения, определения и постановления Белорусского военного суда, если они не были предметом кассационного рас­смотрения в Верховном Суде Республики Беларусь (ч. 3 ст. 407 УПК, ч. 3 ст. 440 ГПК).

Военная коллегия Верховного Суда вправе разрешать воп­росы о возобновлении производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении пригово­ров, определений и постановлений Белорусского военного суда (п. 2 ч. 1 ст. 422 УПК).

Компетенция и организация работы военной коллегии оп­ределяется нормами, регулирующими деятельность всех судеб­ных коллегий Верховного Суда (ст. 56, 57 Кодекса о судоуст­ройстве и статусе судей).

Руководит деятельностью Военной коллегии ее председатель, который одновременно является заместителем Председателя Верховного Суда. Он обладает такими же полномочиями как и председатель других судебных коллегий Верховного Суда (ст. 49 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).

 

 

 

Заключение

 

Военные суды до недавнего времени назывались военными трибуналами. По решению Реввоенсовета Западного фронта 8 декабря 1918 г. был сформирован революционный военный трибунал фронта. От него ведет свою историю военный три­бунал Белорусского военного округа.

Дискуссионным остается вопрос о месте и роли военных трибуналов на этапе становления со­ветской власти в укреплении законности в войсках и повышении их боеспособности.

С началом Великой Отечественной войны была произведена перестройка деятельности военных трибуналов.

На территории послевоенной Беларуси дейст­вовал военный трибунал Краснознаменного Белорусского военного округа, которому были подведомственны военные трибуналы армий, гарнизонов, дислоцированных в Беларуси. Военные трибуна­лы армий и гарнизонов являлись судами первой инстанции, а трибунал округа - как первой, так и кассационно-надзорной инстанцией.

После распада Советского Союза постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 января 1992 г. военные трибуналы, расположенные на ее территории, были включены в систему об­щих судов Республики Беларусь. Этим же постановлением была образована Военная коллегия Верховного суда республики. Воен­ный трибунал Краснознаменного Белорусского военного округа был преобразован в военный трибу­нал Республики Беларусь, а затем переименован в Белорусский военный суд с правом пересмотра в кассационном и надзорном порядке судебных решений подведомственных военных судов.

В настоящее время статус военных судов Республики Беларусь определен Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. В соответствии с указом Пре­зидента от 19 февраля 1996 г. № 81 в Республике Беларусь кроме Военной коллегии и Белорусского военного суда действует шесть межгарнизонных военных судов: в Минске, Бресте, Гродно, Витебске, Бобруйске и Борисове.

Межгарнизонные военные суды рассматривают по первой инстанции подав­ляющее большинство уголовных и гражданских дел.

              Система военных судов не соответствует административно-территориальному делению государства, а построена с учетом численности и дислокации воинских частей вооруженных сил, иных войск и воинских формирований.

Надзор за судебной деятельностью военных судов осуще­ствляется Верховным Судом Республики Беларусь, а организа­ционное обеспечение деятельности военных судов - Министер­ством юстиции Республики Беларусь.

 

 

 

Список использованных источников:

 

1.         Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г.  и 17 октября 2004 г.). -  Мн.: Беларусь, 2005.

1.         Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь, 11 января 1999 г., №238-З: ред. от 07.01.2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

2.         Уголовный кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г., №275-З: ред. от 13.12.2011 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

3.         Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, 16 июля 1999 г., №295-З: ред. от 03.01.2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

4.         Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, 29 июня 2006 г., №139-З: ред. от 13.12.2011 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

5.         О статусе военнослужащих: Закон Республики Беларусь, 4 января 2010 г., №100-З: ред. от 25.11.2011 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

6.         О реорганизации военных судов Республики Беларусь: указ Пре­зидента Республики Беларусь, 19 февраля 1996 г., № 81 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

Информация о работе Военные суды в Беларуси