Военные суды в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:42, контрольная работа

Описание

Целью исследования является выявление характерных черт, особенностей и тенденций в историческом развитии органов военной юстиции в Беларуси в период с 1917 г. по настоящее время.

Содержание

Введение 3
1. Историко-правовые основы военной юстиции Беларуси 4
2. Современное состояние военной юстиции Республики Беларусь 9
2.1. Компетенция военных судов 10
2.2. Межгарнизонный военный суд 13
2.3. Белорусский военный суд 14
2.4. Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь 15
Заключение 17
Список использованных источников 18

Работа состоит из  1 файл

Военные суды 4144.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, по утверждению указанных авторов, на оккупированной территории Беларуси к началу 1943 г. была создана довольно стройная судебная система, которая с незначительными изменениями просуществовала до конца войны [10, с. 148].

На территории послевоенной Беларуси дейст­вовал военный трибунал Краснознаменного Белорусского военного округа, которому были подведомственны военные трибуналы армий, гарнизонов, дислоцированных в Беларуси. Военные трибуна­лы армий и гарнизонов являлись судами первой инстанции, а трибунал округа - как первой, так и кассационно-надзорной инстанцией.

С окончанием войны военные трибуналы, особенно на территории освобожденной Беларуси, рассмотрели немало уголовных дел на военных преступников, гитлеровских генералов и офицеров, карателей, совершивших в годы оккупации зверства против мирных граждан. Начиная с 1955 г. военный трибунал Краснознаменного Белорусского военного округа также проделал большую работу по реабилитации граждан, необоснованно репрессированных в 1930-е, 1940-е и 1950-е гг.

После распада Советского Союза постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 января 1992 г. военные трибуналы, расположенные на ее территории, были включены в систему об­щих судов Республики Беларусь. Этим же постановлением была образована Военная коллегия Верховного суда республики. Воен­ный трибунал Краснознаменного Белорусского военного округа был преобразован в военный трибу­нал Республики Беларусь, а затем переименован в Белорусский военный суд с правом пересмотра в кассационном и надзорном порядке судебных решений подведомственных военных судов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Современное состояние военной юстиции Республики Беларусь

 

Вооруженные силы Республики Беларусь в настоящее время находятся на этапе строительства и развития. На заседании Совета Безопасности утверждена Государственная программа вооружения на 2006-2015 гг.

Цель дальней­шего строительства и развития Вооруженных сил Республики Беларусь - их перевод на новый каче­ственный уровень, соответствующий инновациям в военном деле, и поддержание способности армии в любых условиях военно-политической и стратегической обстановки гарантировать стабильное раз­витие Республики Беларусь, не допустить перерастания военной опасности в военную угрозу, а в случае возникновения такой угрозы - адекватно реагировать на ее нарастание [15, с. 5].

В настоящее время институциональный статус военных судов Республики Беларусь определен Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. В соответствии с указом Пре­зидента от 19 февраля 1996 г. № 81 в Республике Беларусь кроме Военной коллегии и Белорусского военного суда действует шесть межгарнизонных военных судов: в Минске, Бресте, Гродно, Витебске, Бобруйске и Борисове.

Межгарнизонные военные суды рассматривают по первой инстанции подав­ляющее большинство уголовных и гражданских дел.

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей судьи воен­ных судов назначаются Президентом Республики Беларусь и исполняют свои обязанности бессрочно, кроме назначения на должность судьи впервые. Судьи, назначаемые на должность впервые, назнача­ются бессрочно после пяти лет работы. Председатели военных судов назначаются Президентом Рес­публики Беларусь по совместному представлению министра юстиции и председателя Верховного су­да республики сроком на семь лет.

Военные суды, входя в единую судебную систему страны, при осуществлении правосудия руко­водствуются теми же законами и принципами, что и общие суды. Особенностью их работы является лишь то, что действуют они в Вооруженных силах Республики Беларусь и призваны вести борьбу с посягательствами на безопасность страны, боеспособность и боеготовность вооруженных сил, воин­скую дисциплину и установленный порядок несения службы.

Военным судам подсудны дела о пре­ступлениях военнослужащих, проходящих службу в любых силовых структурах республики, все дела о шпионаже, а также некоторые другие категории уголовных и гражданских дел.

Рассмотрение дел в военных судах осуществляется как на началах коллегиальности, так и едино­лично, соблюдая принципы гласности, состязательности, равенства сторон граждан перед законом и судом, с обеспечением подсудимым права на защиту, соблюдением всех других процессуальных га­рантий.

Вся деятельность военных судов неразрывно связана с жизнью войск и имеет основной своей за­дачей осуществление правосудия, а также оказание помощи командованию в укреплении дисципли­ны и правопорядка в войсках, правовом воспитании военнослужащих и проведению среди них разъ­яснительной работы.

В настоящее время военные суды применяют строгие меры наказания к лицам, виновным в со­вершении тяжких и опасных преступлений. Примерно каждый четвертый осужденный приговарива­ется к реальному лишению свободы. До 40 % осужденных военнослужащих срочной службы направ­ляются в дисциплинарную воинскую часть, что позволяет уберечь их от вредного влияния исправи­тельных колоний. Также более 40 % уголовных дел рассматриваются в расположении частей в при­сутствии личного состава, что повышает воспитательное значение судебных процессов [15, с. 6-7].

              Система военных судов не соответствует административно-территориальному делению государства, а построена с учетом численности и дислокации воинских частей вооруженных сил, иных войск и воинских формирований.

Надзор за судебной деятельностью военных судов осуще­ствляется Верховным Судом Республики Беларусь, а организа­ционное обеспечение деятельности военных судов - Министер­ством юстиции Республики Беларусь (ч. 2 ст. 183 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).

Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности Военной коллегии Верховного Суда и военных судов осуществляются Министерством обороны за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание органов судебной власти и выделяемых на эти цели Министер­ству обороны (ч. 2 ст. 183, ст. 191 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).

 

2.1. Компетенция военных судов

 

Уголовные дела могут быть предметом рассмотрения воен­ных судов, если на обвиняемого в совершении преступления распространяется статус военнослужащего.

Военнослужащими являются граждане Республики Бела­русь, состоящие на военной службе в вооруженных силах, по­граничных, внутренних и иных войсках, воинских формирова­ниях, перечень которых утверждается Президентом Республики Беларусь.

Статус военнослужащих приобретается гражданами Респуб­лики Беларусь со дня определения (призыва, поступления) на военную службу и утрачивается со дня исключения из списков воинской части в связи с увольнением с военной службы (Закона Республики Беларусь от 04.01.2010  г. № 100-З «О статусе военнослужащих» с посл. изм. и доп.).

Статус военнослужащих распространяется на:

-       офицеров, прапорщиков, мичманов,   военнослужащих, проходящих службу по контракту на должностях сержантов, старшин и рядовых, курсантов и  слушателей военно-учебных заведений, сержантов, старшин, солдат и матросов срочной службы, проходящих ее в вооруженных силах, внутренних и пограничных войсках, Комитете государственной безопасности, иных воинских формированиях, создаваемых в соответствии с действующим законодательством;

-       военнообязанных, призванных на сборы.

Лицо, не обладающее указанным статусом, может пред­стать перед военным судом в качестве обвиняемого лишь в следующих случаях: когда хотя бы один из его соучастников в совершении преступления является военнослужащим; когда он совершил преступление будучи военнослужащим, а моменту рассмотрения дела в суде уволен с военной службы; когда хотя бы одно из совершенных им преступлений подсудно военному суду (ст. 270 УПК).

К исключительной подсудности военных судов относятся уголовные дела о воинских преступлениях. Это невыполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений меж­ду военнослужащими, самовольное оставление части или мес­та службы и другие (гл. 37 УК).

Уголовные дела о преступлениях рассматриваются судьей военного суда единолично, если мера наказания за их совер­шение не превышает десяти лет лишения свободы. Во всех остальных случаях дело должно рассматриваться коллегиаль­ным составом: судьей военного суда и двумя народными заседа­телями. Если соучастником военнослужащего являлся несовер­шеннолетний, то уголовное дело также должно рассматриваться коллегиальным составом суда.

Как и районные (городские) суды, межгарнизонные воен­ные суды разрешают жалобы участников процесса на задержа­ние, заключение под стражу, продление срока содержания под стражей, прекращение предварительного расследования и уго­ловного преследования, принудительное помещение в психи­атрическое (психоневрологическое) учреждение, отказ в воз­буждении уголовного дела. Этим занимается судья военного суда единолично.

Военные суды рассматривают гражданские дела по искам, возникающим из воинских отношений. Это дела по спорам военнослужащих о переводах, возмещении материального ущерба, увольнении с воинской службы, предоставлении от­пуска, по жалобам военнослужащих на неправомерные дей­ствия должностных лиц и органов военного управления, ущем­ляющие их права и личное достоинство, а также другие дела, связанные с прохождением военной службы (ст. 43 ГПК).

Военные суды осуществляют судебную защиту военнослу­жащих от неправомерных действий органов военного уп­равления и воинских должностных лиц путем рассмотрения гражданских дел:

-      о необоснованной задержке в присвоении очередного воинского звания;

-      о незаконном снижении или лишении воинского звания в дисциплинарном порядке;

-      об отказе в переводе по службе в другую местность по состоянию   здоровья   военнослужащего   или   членов   его семьи, а также по иным семейным обстоятельствам;

-      о необоснованном понижении в должности; об отказе в увольнении с военной службы при наличии оснований, предусмотренных законами и иными нормативными актами;

-      о возложении на военнослужащих обязанностей, не предусмотренных   законодательством,   положениями   о   прохождении службы и воинскими уставами;

-      о незаконном возложении материальной ответственности;

-      по  другим  вопросам,   возникающим  при   прохождении военной службы и касающимся установленных законами дополнительных прав и преимуществ военнослужащих (отказ в постановке на учет нуждающихся в улучшении   жилищных   условий,   снятие   с   учета,   перенос очереди на получение жилого помещения и др.).

Во всех случаях неправомерными, ущемляющими права военнослужащих признаются такие действия органов военного управления и воинских должностных лиц, в результате кото­рых военнослужащий незаконно лишен возможности полнос­тью или частично осуществить право, предоставленное ему за­коном или иным нормативным актом, на военнослужащего незаконно возложена какая-либо обязанность.

Жалобы военнослужащих рассматривает судья межгарнизонного военного суда единолично в порядке, установленном ГПК для дел, возникающих из административно-правовых от­ношений.

Не подлежат обжалованию в суд действия органов управле­ния и воинских должностных лиц, которые совершаются ими в сфере управления войсками (о передислокации войск, прове­дении учений), а также в организации боевого дежурства, не­сении караульной службы и т.п.

Межгарнизонные военные суды рассматривают следующие заявления военнослужащих:

-      о восстановлении на военной службе в случае незаконного увольнения;

-      о восстановлении в прежней должности в случае незаконного перевода или понижения в должности;

-      об отмене дисциплинарных взысканий;

-      о взыскании страховых сумм при наступлении инвалидности и увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы; о возмещении вреда, причиненного увечьем либо иным повреждением  здоровья,  связанным  с  исполнением воинских обязанностей;

-      о взыскании денежного обеспечения или иных видов довольствия,  а также средств за неиспользованное санаторно-курортное лечение, расходов по проезду на транспорте и другие требования имущественного характера.

Указанные категории гражданских дел разрешаются судьей военного суда единолично, но по правилам искового производ­ства, регламентированного в разделе VI ГПК.

Жалобы военнослужащих и членов их семей на неправомер­ные действия органов государственного управления, обществен­ных объединений и должностных лиц, а также дела искового производства, не вытекающие из воинских правоотношений этих лиц, разрешаются районными (городскими) судами.

В отличие от судов общей юрисдикции военные суды не вправе рассматривать дела об административных правонару­шениях.

В литературе отмечается, что компетенция военных судов Республики Беларусь не включает в себя всю полноту судебной власти в военной организации государства, что противоречит Концепции судебно-правовой реформы [13, с.38]. Поэтому Адамюк О.И. предлагает включить в компетенцию военных судов осуществление правосудия в порядке административного судопроизводства в целях наделения военных судов всей полнотой судебной власти и укрепления единства судебной системы Республики Беларусь [8, с.75].

Информация о работе Военные суды в Беларуси